Противодействие коррупции в системе обеспечения экономической безопасности государства

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33.338.23

Горохова Елизавета Евгеньевна – студент Сибирского института управления.

Лысенко Алина Владимировна – студент Сибирского института управления.

Аннотация: Данное исследование посвящено проблеме коррупции в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Целью работы является анализ влияния коррупции на экономическую безопасность, выявление основных причин коррупции в данной сфере и разработка эффективных стратегий противодействия этому явлению. В ходе исследования были проанализированы различные аспекты коррупции в системе обеспечения экономической безопасности, рассмотрены существующие методы борьбы с коррупцией. Результатом исследования позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к противодействию коррупции, включающего в себя укрепление правовой базы, повышение прозрачности и открытости процессов. Полученные выводы могут быть использованы для разработки конкретных мероприятий по улучшению системы обеспечения экономической безопасности государства и снижению уровня коррупции.

Ключевые слова: коррупция, экономическая безопасность, государство, эффективность, общество.

Коррупция является одной из основных проблем, с которыми сталкиваются современные государства в области обеспечения экономической безопасности. Она проникает в различные сферы жизни общества и оказывает негативное влияние на экономическую деятельность, создавая препятствия для развития и процветания страны. Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [11].

Коррупция оказывает серьезное влияние на экономическую безопасность государства по нескольким причинам. Первое искажение конкуренции, коррупция способствует формированию недобросовестных условий для предпринимателей и искажает конкуренцию на рынке. Это приводит к ущемлению интересов честных бизнесменов, снижению качества продукции и услуг, а также замедляет экономический рост.

Второе, снижение эффективности экономики, коррупция приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств, искажению приоритетов развития и ослаблению институтов государственного управления.  Это в свою очередь снижает производительность экономики и препятствует ее развитию.

 Третье, потеря доверия инвесторов, коррупция создает неблагоприятную инвестиционную среду, поскольку инвесторы опасаются риска потери своих средств из-за коррупционных схем. Это препятствует притоку инвестиций, необходимых для развития экономики и создания новых рабочих мест.

Таким образом, коррупция негативно влияет на экономическую безопасность государства, подрывая его стабильность, развитие и привлекательность для инвесторов. Противодействие коррупции является одним из приоритетных направлений работы правительства и общества в целом для обеспечения устойчивого развития страны.

Существуют индексы, характеризующие уровень коррупцию в конкретной стране, к ним можно отнести:

  • индекс восприятий коррупции. Ежегодно публикуемый индикатор, разработанный организацией Transparency International. Он измеряет степень восприятия коррупции в публичном секторе стран всего мира. Этот индекс получен на основании ответов экспертов и представителей бизнеса. Оценка страны может варьироваться от 0 (считается наиболее коррупционной) до 100 (считается наименее коррупционной) [6]. Рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1-Индекс восприятия коррупции в России с 2019 г. по 2023 г.*

Индекс восприятия коррупции в России

Темп роста, %

Год

Количество набранных баллов

2019

27

103,703

2020 к 2019

2020

28

100,00

2021 к 2020

2021

28

100,00

2022 к 2021

2022

28

92,96

2023 к 2022

2023

26

*Источник [6].

На данный момент Россия занимает 136 место из 180. Что говорит об ужасной ситуации с коррупцией в стране. Исходя из данных таблицы, можно отметить, что в последние годы Россия имеет относительно стабильный уровень индекса восприятия коррупции, который колеблется в диапазоне от 26 до 28 баллов. Небольшие колебания в количестве набранных баллов могут свидетельствовать о некоторых изменениях в борьбе с коррупцией.

 Однако важно отметить, что Россия все еще занимает довольно низкое место в рейтинге по уровню коррупции, что указывает на наличие проблемы в этой области. Для улучшения ситуации необходимо принимать более активные меры по борьбе с коррупцией, укреплять институты контроля и прозрачности, а также повышать ответственность за коррупционные действия.

В целом, данные таблицы показывают, что вопрос борьбы с коррупцией остается актуальным для России, и необходимо продолжать работу в этом направлении. Исходя из данных о темпе роста в процентах для каждого периода в 2020 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается положительный темп роста в размере 3,703%.  В 2021 г. по сравнению с 2020 г. темп роста составляет 0%, что означает отсутствие изменений. В 2022 по сравнению с 2021 г. также имеется стабильность без изменений.

Однако в 2023 по сравнению с 2022 г. наблюдается отрицательный темп роста в размере -7,04%. Таким образом, можно сделать вывод, что в период с 2020 по 2023 г. произошли различные изменения в темпе роста, включая как положительные, так и отрицательные показатели.

  • индекс отсутствия коррупции. Данный индекс входит в основу расчета индекса верховенства права и измеряет отсутствие коррупции в правительстве. Индекс рассматривает три формы коррупции: взяточничество, неправомерное влияние со стороны государственных или частных интересов и незаконное присвоение государственных средств или других ресурсов. Эти три формы коррупции рассматриваются в отношении государственных должностных лиц в исполнительной власти, судебной системе, армии, полиции и законодательной власти [5].
  • индекс контроля коррупции. Данный индекс рассчитывается на основе статистических данных Всемирного банка и предназначен для оценки влияния на публичную власть неправомерных частных выплат должностными лицами и государственными служащими, затрагивая как «низовые», так и «верховые» формы коррупции. Индекс имеет критерии оценки от 0 (высокий уровень коррупции) до 100 (низкий уровень коррупции) [12].

Существует несколько групп факторов, которые считаются причинами возникновения, развития и распространения коррупции. Обычно эти факторы делят на экономические, институциональные, правовые и социально-культурные.

 К экономическим факторам, способствующим коррупции, относятся высокая инфляция, недостаточная конкуренция, теневая экономика и низкий уровень экономического развития.

Социально-культурные факторы включают недостаточное знание законов, психологическую готовность к взяткам, неправильное представление о наказании за коррупцию и восприятие коррупции как способа увеличения дохода.

Институциональные факторы включают недостаточную прозрачность в работе государственных органов, бюрократию, отсутствие открытости в законотворчестве и нечеткое разграничение компетенций.

Среди правовых факторов выделяют необходимость улучшения нормативных актов, сложности в документировании и доказывании фактов, проблемы при оперативно-розыскных мероприятиях и высокий риск провокации к предложению взятки.

Проведение статистического анализа по коррупционным преступлениям позволяет получить ценную информацию о динамике и характере коррупции в государстве. Можно посмотреть количество случаев коррупции. Это число зарегистрированных или известных случаев коррупционных преступлений за определенный период времени. Динамику преступлений коррупционной направленности изобразим на рисунке 1. (рис1).

1 

Рисунок 1. Динамика коррупционных преступлений [7]

Исходя из предоставленной статистики по количеству коррупционных преступлений с 2019 по 2023 г., можно сделать следующие выводы. Тенденция увеличения коррупционных преступлений с 2019 по 2023 г. наблюдается общая тенденция роста количества коррупционных преступлений. Изначально в 2019 г. было зафиксировано 8 479 случаев, а в 2023 г. этот показатель увеличился до 10 455.

Снижение в 2020 г. наблюдается некоторое снижение числа коррупционных преступлений по сравнению с предыдущим и последующим годами. Это может быть связано с различными факторами, такими как влияние пандемии COVID-19 на деятельность органов контроля и пресечения коррупции. Резкий рост в 2022-2023 г. заметно, что в 2022 и 2023 г. произошел значительный скачок числа коррупционных преступлений.

Это может быть вызвано усилением мер борьбы с коррупцией, улучшением методов выявления или изменением внешних условий, способствующих коррупции. Необходимость углубленного анализа, для полного понимания динамики коррупции необходимо провести более детальный анализ статистических данных, включая анализ по регионам, типам коррупционных преступлений и мерам, принимаемым для их пресечения.

 Значение мер по борьбе с коррупцией, рост числа коррупционных преступлений подчеркивает важность усиления мер по борьбе с коррупцией, в том числе повышение эффективности контроля, ужесточение наказаний и повышение общественного контроля за деятельностью государственных органов.

Это лишь общие выводы на основе предоставленной статистики. Дополнительный анализ поможет более точно определить причины и тенденции развития коррупции в данном контексте.

Для более эффективной борьбы с коррупцией в системе обеспечения экономической безопасности можно предложить следующие шаги:

  • Разработка и улучшение нормативно-правовой базы: эта мера включает в себя не только создание новых законов и положений, направленных на борьбу с коррупцией, но и пересмотр существующих нормативных актов с целью устранения возможных лазеек для коррупции. Важно также обеспечить эффективное исполнение законов и наказание за их нарушение.
  • Проведение антикоррупционных обучающих программ: обучение сотрудников методам борьбы с коррупцией поможет им распознавать коррупционные схемы, понимать последствия коррупции для экономики и общества, а также стимулировать добросовестное поведение.
  • Создание механизмов для анонимного сообщения о фактах коррупции: обеспечение возможности анонимного сообщения о коррупционных случаях способствует выявлению нарушений без риска для информаторов. Важно также обеспечить защиту информаторов от возможных репрессий.
  • Повышение прозрачности в принятии решений: открытость и прозрачность в принятии решений и проведении закупочных процедур помогают избежать скрытых коррупционных сделок. Публичное обсуждение решений и отчетность перед обществом способствуют честности и ответственности.
  • Внедрение технологий и систем мониторинга: использование современных технологий, таких как цифровые системы мониторинга и аналитики данных, помогает выявлять коррупционные схемы, следить за финансовыми потоками и предотвращать злоупотребления.
  • Строгое наказание за коррупцию: наказание за коррупцию должно быть строго и неуклонно применяться ко всем нарушителям, включая высокопоставленных чиновников и представителей бизнеса. Это поможет создать действенный страх перед совершением коррупционных действий.

Эффективное сочетание всех этих мер позволит укрепить систему обеспечения экономической безопасности и значительно снизить уровень коррупции в экономике, что способствует устойчивому развитию страны.

К основным преступлениям коррупционной направленности можно отнести: взяточничество, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, мелкое взяточничество, с коммерческим подкупом, мелкий коммерческий подкупом [7]. Проведем анализ структуры данных преступлений в общем числе коррупционных преступлений. Результаты анализа оформим в таблице 2.

Таблица 2 – Структура преступлений коррупционный направленности в России с 2021-2023 гг. *

Показатель

2021

2022

2023

факт

Удельный вес, %

факт

Удельный вес, %

факт

Удельный вес, %

Число зарегистрированных преступлений коррупционной направленности, ед.

35051

100,00

35340

100,00

36407

100,00

из них связанные со взяточничеством

18591

53,04

19490

55,1

20279

57,7

 том числе получение взятки

5020

14,3

5540

15,7

5960

16,4

дача взятки

4499

12,8

4716

13,3

5657

15,5

посредничество во взяточничестве

2041

5,8

1881

5,3

2256

6,2

мелкое взяточничество

7031

20,06

7353

20,8

6406

17,6

связанные с коммерческим подкупом

1457

4,2

1555

4,4

2136

5,9

в том числе

 коммерческий подкуп

1216

3,5

1270

3,6

1571

4,3

мелкий коммерческий подкуп

241

0,7

285

0,8

565

1,5

 

*Источник [8].

Из предоставленных данных можно сделать следующие выводы, что Общее количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности постепенно увеличивается с 35051 в 2021 году до 36407 в 2023 году. Доля преступлений, связанных со взяточничеством, также увеличивается с 53,04% в 2021 году до 57,7% в 2023 году.

Внутри категории преступлений, связанных со взяточничеством, можно выделить следующие тенденции:

  • Преступления, связанные с получением взятки, увеличиваются с 14,3% в 2021 году до 16,4% в 2023 году.
  • Преступления, связанные с дачей взятки, также растут с 12,8% в 2021 году до 15,5% в 2023 году.
  • Посредничество во взяточничестве также увеличилось с 5,8% в 2021 году до 6,2% в 2023 году.
  • Однако мелкое взяточничество снизилось с 20,06% в 2021 году до 17,6% в 2023 году.

Преступления, связанные с коммерческим подкупом, также увеличиваются с 4,2% в 2021 году до 5,9% в 2023 году.

 Внутри категории преступлений, связанных с коммерческим подкупом:

  • Коммерческий подкуп увеличивается с 3,5% в 2021 году до 4,3% в 2023 году.
  • Мелкий коммерческий подкуп также растет с 0,7% в 2021 году до 1,5% в 2023 году.

Таким образом, общее количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности и их доля постепенно увеличиваются за период с 2021 по 2023 год

 Посредничество во взяточничестве и мелкое взяточничество также наблюдаются, и их количество показывает некоторую вариацию, но в целом сохраняется на относительно стабильном уровне.  Преступления, связанные с коммерческим подкупом, также имеют свою долю, и их количество показывает некоторую вариацию, но остается относительно стабильным. Коммерческий подкуп составляет большую часть преступлений, связанных с коммерческим подкупом, и его количество также показывает некоторую вариацию, но остается относительно стабильным.

Мелкий коммерческий подкуп имеет меньшую долю среди всех преступлений и показывает некоторую вариацию в количестве, но общий тренд указывает на увеличение. Эти выводы основаны на предоставленных данных и могут быть полезны для анализа тенденций коррупционных преступлений за указанный период времени.

В заключение стоит подчеркнуть, что противодействие коррупции в системе обеспечения экономической безопасности государства требует комплексного подхода и согласованных действий со стороны всех участников процесса. Только путем совместных усилий правительства, бизнеса и граждан можно добиться значительного снижения уровня коррупции и обеспечить устойчивое развитие экономики страны.

Эффективное противодействие коррупции возможно благодаря прозрачности и открытости деятельности государственных органов, а также активному участию гражданского общества в контроле за деятельностью государственных структур. Необходимо создание эффективной системы мониторинга и контроля за финансовыми потоками, а также внедрение механизмов обнародования информации о доходах и расходах должностных лиц.

Важным элементом борьбы с коррупцией является профессиональное обучение и повышение квалификации сотрудников, работающих в сфере обеспечения экономической безопасности. Только хорошо подготовленные специалисты с пониманием актуальных методов и технологий смогут эффективно предотвращать экономические преступления и защищать интересы государства. Однако, необходимо понимать, что борьба с коррупцией – это длительный процесс, требующий постоянного мониторинга, анализа и корректировки стратегий. Только объединив усилия всех участников – государства, бизнеса и гражданского общества – можно достичь значимых результатов в борьбе с коррупцией и обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Каждый человек может внести свой вклад в этот процесс, отказываясь от коррупционных практик и поддерживая прозрачность и законность во всех сферах жизни.

Список литературы

  1. Адыкаева, Е. Н. Государственно-частное партнерство в развитии профессионального образования / Е. Н. Адыкаева // Эволюция государственной политики в контексте современного неоиндустриального развития России: Материалы Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 20–21 ноября 2014 года. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2014. – С. 10-14. – EDN WJQLVF.
  2. Антипов, Р. А. Влияние современного торгового протекционизма на внешнеэкономическую деятельность / Р. А. Антипов, А. А. Васильев, Е. Н. Димитриева // Интеллектуальный потенциал Сибири: Сборник научных трудов 29-ой Региональной научной студенческой конференции, посвященной Году науки и технологий в России. В 5-ти частях, Новосибирск, 17–21 мая 2021 года / Под редакцией Д.О. Соколовой. Том Часть 5. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2021. – С. 159-161. – EDN BVOUPS.
  3. Волкова Е.О., Агафонова М.С. Экономическая безопасность. Противодействие экономическим угрозам и коррупции. // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://goo.su/JrCQ (дата обращения: 05.05.2024).
  4. Димитриева, Е. Н. Социальное и экономическое благополучие человека / Е. Н. Димитриева // Качество и полезность в экономической теории и практике : Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 30 ноября 2016 года / ответственный редактор Л. Ю. Руди, Новосибирский государственный университет экономики и управления. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", 2016. – С. 109-116. – EDN XRXIFX.
  5. Индекс верховенства права [Электронный ресурс] // Международный портал верховенства права: офиц. сайт. URL: https://worldjusticeproject.org/ (дата обращения: 05.05.2024).
  6. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс] // Портал глобального антикоррупционного центра: офиц. сайт. URL: https://transparency.org.ru/. (дата обращения: 05.05.2024).
  7. Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офиц. сайт. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=150 (дата обращения: 05.05.2024).
  8. МВД РФ. Состояние преступности. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762 (дата обращения: 05.05.2024)
  9. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 725 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09982-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536490 (дата обращения: 02.05.2024).
  10. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "О противодействии коррупции"// Консультант Плюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 02.05.2024).
  11. Филиппов, Д. М. Влияние цифровых платформ на конкурентоспособность российской экономики / Д. М. Филиппов, Е. Н. Димитриева // Интеллектуальный потенциал Сибири: 27-я Региональная научная студенческая конференция: сборник научных трудов. В 2-х частях, Новосибирск, 23–25 сентября 2019 года / Под редакцией Д.О. Соколовой. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. – С. 97-99. – EDN KKGAOR.
  12. Худиева, А. И. Влияние теневой экономики на налоговую составляющую экономической безопасности / А. И. Худиева, Е. Ю. Якубовская, Е. Н. Димитриева // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности : Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности, Тюмень, 20–21 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.Л. Скипин. – Тюмень: ТюмГУ-Press, 2022. – С. 157-161. – EDN MHKGCY.
  13. Worldwide Governance Indicators [Электронный ресурс] // Портал Всемирного Банка: офиц. сайт. URL: http://info.worldbank.org (дата обращения: 05.05.2024).
Автор: Горохова Елизавета Евгеньевна