УДК 159.9

Особенности психологической подготовки к соревнованиям художественных гимнасток разного возраста

Березюк Юлия Валерьевна – магистрант кафедры Психологии, педагогики и правоведения Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ».

Аннотация: В статье приводятся возможные варианты диагностики психологического состояния художественных гимнасток разного возраста. Автор говорит о необходимости как можно более раннего включения психологических тренировок в тренировочный процесс художественных гимнасток не зависимо от возраста, так как этот аспект является важным.

Ключевые слова: художественная гимнастика, психологическое состояние, тревожность.

В любом виде спорта реализация подготовленности во многом определяется морально-психологическим состоянием. Но есть такие виды спорта, где психологический аспект играет повышенную роль.

Художественная гимнастика относится к ациклическим и достаточно сложно координированным видам спорта. Для реализации каждого спортсмена по художественной гимнастике, от него требуется довольно тонкая координация движений, чувство ритма, артистичность и музыкальность. Рассматриваемый вид спорта сочетает в себе потребность исполнения сложно-структурированных действий в комплексе с полной эмоциональной отдачей. Сложность структуры двигательных действий спортсмена обуславливает потребность в запоминании им достаточно большого объема движений являющихся независимыми друг от друга. Данное обстоятельство предъявляет серьезные требования к памяти спортсмена, и наличию у него таких качеств, как: исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, а также точность воспроизведения движения.

Не менее важной проблемой выступает контроль уровня тревожности перед подготовкой к соревнованиям у художественных гимнасток. Оптимальный уровень тревожности индивидуален для каждой гимнастки. Его превышение дестабилизирует состояние спортсменки, приводит к дискоординации мыслей и когнитивных процессов. 

Именно поэтому актуально и необходимо уделять психоэмоциональному состоянию художественных гимнасток повышенное внимание.

Гипотеза. Предполагается, что повышенная тревожность оказывает прямое влияние на направленность восприятия, а, следовательно, включение в программу тренировок занятий по коррекции тревожности, что должно поспособствовать повышению когнитивного восприятия и достижению более высоких спортивных результатов.

С художественными гимнастками необходимо проводить интервьюирование и беседы, для того чтобы выявлять их психологическое состояние в момент подготовки к ответственным стартам, понимать их мотивационное и когнитивное восприятие. А также необходимо учитывать личностные характеристики спортсменок.

На первоначальном этапе мы предлагаем провести исследование психологического состояния гимнасток на основе интервьюирования и проведения методики Е.П. Ильина «Теппинг-тест». Суть его заключается в диагностировании силы нервной системы. Субъект должен быть заинтересован результатами обследования, а также по ходу исследования его нужно стимулировать словами («не сдавайся», «работай быстрее» и т. п.), что в повседневной тренировочной деятельности гимнасткам очень знакомо. Это способствует более четкому разделению испытуемых на «сильных» и «слабых», что поможет в дальнейшей работе со спортсменами. Акцент должен стоять на выполнение требуемых действий сразу в максимальном темпе, противоположное может привести к искусственно созданному выпуклому типу кривой.

Целью данного исследования является выявление силы и слабости нервной системы каждого спортсмена индивидуально, так как гимнастки выступают в индивидуальной программе необходимо выявить спортсменов с сильной нервной системой, способных выдерживать длительные нагрузки в максимальном темпе. Для спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, важно умение решать темпоральные задачи, точно и устойчиво оперировать временными интервалами, выдерживать паузы.

После этого мы предлагаем провести исследование, в основу которого ляжет применение такого опросника, как «Использование образов в спорте» (ИОС) и оригинального опросника К. Холла и коллег (Hall et al., 2005) “Sport Imagery Questionnaire” (SIQ).

Согласно представленному выше исследованию, спортсмены обладают правом на использование следующих видов умственных образов: a) когнитивные общие (КО). Они связаны с соревновательными стратегиями; b) когнитивные специальные (КС). Данный вид умственных образов направлен на совершенствование или образование необходимых навыков; c) мотивационные общие-активирующие (МО-A). Рассматриваемый вид напрямую связан с физио-логическим возбуждением, релаксацией, а также и соревновательной тревогой; d) мотивационные общие-регулирующие (МО-Р). Данный вид умственного образа репрезентирует эффективный копинг, а также и уверенность в довольно сложных и трудных ситуациях; e) мотивационные специальные (МС). Под данным видом понимаются образы, которые олицетворяют определенные цели и соответствующую целенаправленную деятельность.

В спортивной индустрии существует мнение о том, что чем выше профессиональный уровень спортсмена, тем активнее он применяет на тренировках и соревнованиях (как правило, до начала проведения соревнований) образные представления, а также активнее использует образные техники перед сном. Помимо этого стоит отметить, что профессиональные спортсмены несколько чаще, чем любители представляют то, как они выигрывают те или иные соревнования, применяя при этом соответствующую мотивационную функцию образов. По причине того, что для профессиональных спортсменов победа является основной целью, то образные представления, которые способствуют достижению поставленной цели, предоставляют им возможность намного дольше и упорнее тренироваться, а также они повышают в них уверенность в собственных силах и возможностях. Спортсмены-любители, напротив, не считают победу в качестве своей основной цели, поскольку они занимаются спортом больше для собственного удовольствия и поддержания физической формы. Следовательно, сам факт победы не оказывает на спортсменов-любителей никакого особого влияния.

Данное тестирование должно быть направлено на то, чтобы выяснить, какая сфера доминирует у гимнасток - когнитивная или мотивационная при формировании образов, выявить как связаны формируемые образы с возрастом спортсменок. При этом проведение данной методики позволит выявить следующие зависимости:

  • зависимость используемых образов от возраста;
  • зависимость используемых образов от силы и слабости нервной системы.

Далее мы предлагаем использовать Тест - опросник «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» (МУН) (Автор: А.Реан).

Безусловно, мотивация успеха несет под собой довольно положительный и благоприятный характер. Мотивация, которая направлена на успех, предоставляет возможность человеку достичь соответствующих конструктивных и положительных результатов. В данном случае личностная активность прибывает в непосредственной зависимости от потребности в достижении успеха. Мотивация боязни неудачи при этом является менее продуктивной и эффективной. При упомянутом типе, человек, в первую очередь, может стремиться избежать порицания и наказания. Стоит отметить, что ожидание неблагоприятных последствий считается тем аспектом, который и определяет деятельность человека. Человек изо дня в день накручивает себя и боится возможного провала, поэтому постоянно думает о том, как избежать данного провала, но никак о том, чтобы добиться успеха.

В заключении мы предлагаем провести методику Шкалы личностной и ситуативной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина и с помощью нее показать преобладает ли ситуативная тревожность у гимнасток, или - личностная.

В результате проведенных методик, возможно, определить показатель корреляции между уровнем тревожности и использованием образов в спортивной сфере. Также можно сделать выводы о том, в каком именно возрасте у спортсменок преимущественно преобладают когнитивные образы, которые предоставляют им возможность сконцентрироваться на выполнении отдельных элементов, а также в каком именно возрасте преобладают мотивационных образы и каким образом они являются связанными с нервной системой спортсменок. Узнать в каком возрасте характерно преобладание положительной мотивации и мотивации на неудачу, мотивационные образы положительные или отрицательные, когда уровень ситуативной тревожности повышенный или пониженный.

В завершении стоит сказать, что с целью преодоления высокой тревожности и ряда других неблагоприятных психологических факторов необходимо определить в каком именно раннем возрасте и на каком именно этапе тренировочной деятельности в процессе подготовки спортсменок-гимнасток к соревнования следует включать психологические тренировки в тренировочный цикл, что позволит укрепить психику художественных гимнасток, повысить их внутреннюю сопротивляемость тревоге и стрессу.

Список литературы

  1. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Особенности использования образов спортсменами, занимающимися легкой атлетикой и художественной гимнастикой // Психол. Наука и образование. 2011. № 3.
  2. Веракса А.Н., Горовая А.Е. Леонов С.В. Психологические особенности художественных гимнасток//Вестник Московского Университета., 2011 г. - № 14. – С.8-15.
  3. Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера по
    художественной гимнастике: лекция - Смоленск: изд-во СГИФК, 1989.

Интересная статья? Поделись ей с другими: