УДК 159.9
Развитие способности психологической саморегуляции у студентов в образовательном пространстве вуза
Талалуева Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных и общественных наук МИРЭА – Российского технологического университета.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития способности психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве вуза. Рассмотрено понятие психологической саморегуляции. Обозначены принципы развития психологической саморегуляции студентов. Определены психолого-педагогические условия развития психологической саморегуляции студентов. Охарактеризованы методы развития психологической саморегуляции студентов.
Ключевые слова: саморегуляция, психологическая саморегуляция, методы развития саморегуляции, учебно-профессиональная деятельность, развитие саморегуляции, развитие психологической саморегуляции.
Современный образовательный процесс строится на требованиях образовательного стандарта, который предполагает, как увеличение объема работы студентов, так и владение разнообразными формами познания. В процессе учебной деятельности особенно важны навыки самоконтроля и саморегуляции. Саморегуляция – важнейший фактор, влияющий на успешность деятельности, в частности учебно-профессиональной. Зачастую способность психологической саморегуляции у студентов развивается стихийно, без каких-либо усилий со стороны преподавателей.
Проблема психологической саморегуляции находит отражение в трудах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Анцыферова, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова и др.
А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин рассматривают психологическую саморегуляцию, как внутреннюю целенаправленную активность субъекта [3, 9].
В.И. Моросанова трактует психологическую саморегуляцию следующим образом: «это интегративные психические явления, процессы и состояния, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность индивидуальности и становление бытия человека» [8, с. 12].
Так, в самом общем виде под саморегуляцией понимается способность человека управлять собственным психическим состоянием и действиями.
Структура психологической саморегуляции студентов содержит в себе следующие компоненты, необходимые для учебно-профессиональной деятельности [13]:
- целеполагание (способность определить цель учебно-профессиональной деятельности);
- анализ значимых условий деятельности (определение необходимых условий);
- программы действий (определение программы исполнительских операций);
- критерии оценки;
- оценка результатов по критериям;
- корректировка действий (при необходимости).
Развитие способности психологической саморегуляции должно проходить в специально созданных психолого-педагогических условиях, с учетом определенных принципов и использованием соответствующих методов работы.
На основе анализа научной литературы определены принципы развития психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве вуза [1, 3, 7]:
- Учебно-технологический принцип. Основу данного принципа составляют учебные действия студентов, а не результат учебной деятельности.
- Принцип самоорганизации, направленный на формирование умения самостоятельно организовывать процесс деятельности.
- Принцип аффективности, требующий учета влияния эмоциональных состояний студентов на учебно-профессиональную деятельность.
- Принцип опоры на практику, предполагающий формирование у студентов умений и навыков, необходимых для успешной практической деятельности.
- Принцип трансфера. Данный принцип направлен на формирование у студентов способности переносить освоенные действия на другие виды деятельности.
- Принцип сотрудничества. Данный принцип предполагает способность взаимодействовать и поддерживать партнерство студентов друг с другом.
- Принцип самостоятельности, предполагающий способность обнаружить существенные свойства при поисковых видах работ.
- Принцип целостности, который указывает на то, что учебные действия студентов должны быть взаимосвязаны.
- Принцип рефлексии, который предполагает формирование у студентов навыков анализа и коррекции собственных действий.
Как отмечалось ранее, для развития способности психологической саморегуляции должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия. К таковым следует отнести [2, 5, 12]:
- постановка целостных и масштабных учебно-профессиональных задач перед студентами;
- поддержка субъектной позиции студентов;
- активизация различных видов деятельности;
- ориентация на реальную практическую деятельность;
- консультирование и оказание помощи в организации учебно-профессиональной деятельности студентов;
- предоставление возможностей для самостоятельного решения учебно-профессиональных задач;
- обучение адаптивным стратегиям копинг-поведения.
- использование технологий обучения, соответствующих опыту и возможностям студентов;
- предоставление свободы выбора.
Для развития способности психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве необходимо использовать разнообразные психолого-педагогические методы обучения. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Психологический тренинг – наиболее распространенный метод формирования способности психологической саморегуляции. В тренинг включается теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть предполагает информационный материал по теме тренинга. Практическая часть – выполнение заданий, направленные на развитие навыков психологической саморегуляции.
Деловая игра. Данный метод предполагает моделирование профессиональной ситуации в процессе обучения. В игре воссоздается реальный жизненный опыт. Вследствие чего студенты получают возможность соприкоснуться с изучаемой реальностью, а не просто воображать ее. Выполнение профессиональных задач требует активизации психологической саморегуляции.
Научно-практические конференции. Конференции организуются с целью представления и обсуждения различных вопросов теории и практики по определенной профессиональной области, а также предложения рекомендаций по решению имеющихся проблем. Навыки подготовки докладов, сообщений, публичного выступления требуют от студентов психологической саморегуляции.
Аукционы профессиональных идей. На аукционе профессиональных идей студенты демонстрируют собственные находки и опыт. Аукцион является ярким примером обобщения лучшего опыта работы по различным направлениям образовательного процесса, позволяет создать условия для профессионального и личностного развития, вместе с тем развивая психологическую саморегуляцию.
Проектировочная деятельность – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В процессе проектировочной деятельности студенты решают различные комплексные задачи: от целеполагания и планирования до разработки содержания по определенной теме. В такой деятельности обеспечивается максимальная самостоятельность и саморегуляция студентов в процессе обучения.
Метод направляющих текстов. В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты могут столкнуться с различными трудностями. Работать над такими трудностями можно с помощью метода направляющих текстов, который предполагает предоставление студентам в процессе деятельности вспомогательных раздаточных материалов. Направляющие тексты можно считать методом по развитию саморегуляции деятельности, так как они направлены на организацию самостоятельного планирования и выполнения учебного задания, а также на развитие навыков самоконтроля процесса и результата своего труда.
Таким образом, под психологической саморегуляцией понимается способность человека управлять собственным психическим состоянием и действиями. Развитие способности психологической саморегуляции должно осуществляться с учетом научно-обоснованных принципов; созданием необходимых психолого-педагогических условий и использованием соответствующих методов работы, среди которых: психологический тренинг, деловая игра, аукцион профессиональных идей, научно-практическая конференция, проектировочная деятельность, метод направляющих текстов.
Список литературы
- Алимова Е.Р., Печенкина Т.И., Петров Е.В., Филимонова Е.А. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциалов личности: монография. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2020. - 88 с.
- Диянова З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 173 с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ленанд, 2011. - 316 с.
- Котелевцев Н. А. Психическая саморегуляция: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 213 с.
- Ловягина А.Е. Теория и методы психической саморегуляции. - СПб.: Скифияпринт, 2020. - 144 с.
- Лукьяненко М. А. Основы саморегуляции: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование очной и заочной форм обучения. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. - 76 с.
- Маралов В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. - 320 с.
- Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI веке [Текст] / В.И. Моросанова. – СПб.: Нестор-История, 2011. - 468 с.
- Осадчук О.Л., Рыбакова Н.Н. Развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Vol.14 No.2. 2020. С.67-74.
- Павлова Е.В., Иванова Е.А., Хондошко Ю.В. Роль саморегуляции в организации самостоятельной работы бакалавров в условиях цифровизации образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 160-167.
- Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
- Панченко Т.А., Климова А.П. Рефлексивность как личностный ресурс развития саморегуляции студентов // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 433-435.
- Психология саморегуляции: практикум: учебное пособие для студентов специальности «Психология» / сост. Т.Г. Волкова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 80 с.
- Решетников М.М. Психическая саморегуляция. Первая и вторая ступени: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 238 с.
- Руденко А.Н. Педагогическая поддержка развития навыков саморегуляции учебной деятельности студентов младших курсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115). С. 109-113.