УДК 159.9

Развитие способности психологической саморегуляции у студентов в образовательном пространстве вуза

Талалуева Татьяна Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры Гуманитарных и общественных наук МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития способности психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве вуза. Рассмотрено понятие психологической саморегуляции. Обозначены принципы развития психологической саморегуляции студентов. Определены психолого-педагогические условия развития психологической саморегуляции студентов. Охарактеризованы методы развития психологической саморегуляции студентов.

Ключевые слова: саморегуляция, психологическая саморегуляция, методы развития саморегуляции, учебно-профессиональная деятельность, развитие саморегуляции, развитие психологической саморегуляции.

Современный образовательный процесс строится на требованиях образовательного стандарта, который предполагает, как увеличение объема работы студентов, так и владение разнообразными формами познания. В процессе учебной деятельности особенно важны навыки самоконтроля и саморегуляции. Саморегуляция – важнейший фактор, влияющий на успешность деятельности, в частности учебно-профессиональной. Зачастую способность психологической саморегуляции у студентов развивается стихийно, без каких-либо усилий со стороны преподавателей.

Проблема психологической саморегуляции находит отражение в трудах таких ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Анцыферова, А.К. Осницкий, В.И. Моросанова и др.

А.К. Осницкий, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин рассматривают психологическую саморегуляцию, как внутреннюю целенаправленную активность субъекта [3, 9].

В.И. Моросанова трактует психологическую саморегуляцию следующим образом: «это интегративные психические явления, процессы и состояния, которые обеспечивают самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность индивидуальности и становление бытия человека» [8, с. 12].

Так, в самом общем виде под саморегуляцией понимается способность человека управлять собственным психическим состоянием и действиями.

Структура психологической саморегуляции студентов содержит в себе следующие компоненты, необходимые для учебно-профессиональной деятельности [13]:

  • целеполагание (способность определить цель учебно-профессиональной деятельности);
  • анализ значимых условий деятельности (определение необходимых условий);
  • программы действий (определение программы исполнительских операций);
  • критерии оценки;
  • оценка результатов по критериям;
  • корректировка действий (при необходимости).

Развитие способности психологической саморегуляции должно проходить в специально созданных психолого-педагогических условиях, с учетом определенных принципов и использованием соответствующих методов работы.

На основе анализа научной литературы определены принципы развития психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве вуза [1, 3, 7]:

  1. Учебно-технологический принцип. Основу данного принципа составляют учебные действия студентов, а не результат учебной деятельности.
  2. Принцип самоорганизации, направленный на формирование умения самостоятельно организовывать процесс деятельности.
  3. Принцип аффективности, требующий учета влияния эмоциональных состояний студентов на учебно-профессиональную деятельность.
  4. Принцип опоры на практику, предполагающий формирование у студентов умений и навыков, необходимых для успешной практической деятельности.
  5. Принцип трансфера. Данный принцип направлен на формирование у студентов способности переносить освоенные действия на другие виды деятельности.
  6. Принцип сотрудничества. Данный принцип предполагает способность взаимодействовать и поддерживать партнерство студентов друг с другом.
  7. Принцип самостоятельности, предполагающий способность обнаружить существенные свойства при поисковых видах работ.
  8. Принцип целостности, который указывает на то, что учебные действия студентов должны быть взаимосвязаны.
  9. Принцип рефлексии, который предполагает формирование у студентов навыков анализа и коррекции собственных действий.

Как отмечалось ранее, для развития способности психологической саморегуляции должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия. К таковым следует отнести [2, 5, 12]:

  • постановка целостных и масштабных учебно-профессиональных задач перед студентами;
  • поддержка субъектной позиции студентов;
  • активизация различных видов деятельности;
  • ориентация на реальную практическую деятельность;
  • консультирование и оказание помощи в организации учебно-профессиональной деятельности студентов;
  • предоставление возможностей для самостоятельного решения учебно-профессиональных задач;
  • обучение адаптивным стратегиям копинг-поведения.
  • использование технологий обучения, соответствующих опыту и возможностям студентов;
  • предоставление свободы выбора.

Для развития способности психологической саморегуляции студентов в образовательном пространстве необходимо использовать разнообразные психолого-педагогические методы обучения. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Психологический тренинг – наиболее распространенный метод формирования способности психологической саморегуляции. В тренинг включается теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть предполагает информационный материал по теме тренинга. Практическая часть – выполнение заданий, направленные на развитие навыков психологической саморегуляции.

Деловая игра. Данный метод предполагает моделирование профессиональной ситуации в процессе обучения. В игре воссоздается реальный жизненный опыт. Вследствие чего студенты получают возможность соприкоснуться с изучаемой реальностью, а не просто воображать ее. Выполнение профессиональных задач требует активизации психологической саморегуляции.

Научно-практические конференции. Конференции организуются с целью представления и обсуждения различных вопросов теории и практики по определенной профессиональной области, а также предложения рекомендаций по решению имеющихся проблем. Навыки подготовки докладов, сообщений, публичного выступления требуют от студентов психологической саморегуляции.

Аукционы профессиональных идей. На аукционе профессиональных идей студенты демонстрируют собственные находки и опыт. Аукцион является ярким примером обобщения лучшего опыта работы по различным направлениям образовательного процесса, позволяет создать условия для профессионального и личностного развития, вместе с тем развивая психологическую саморегуляцию.

Проектировочная деятельность – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, умения и навыки в процессе конструирования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. В процессе проектировочной деятельности студенты решают различные комплексные задачи: от целеполагания и планирования до разработки содержания по определенной теме. В такой деятельности обеспечивается максимальная самостоятельность и саморегуляция студентов в процессе обучения.

Метод направляющих текстов. В процессе учебно-профессиональной деятельности студенты могут столкнуться с различными трудностями. Работать над такими трудностями можно с помощью метода направляющих текстов, который предполагает предоставление студентам в процессе деятельности вспомогательных раздаточных материалов. Направляющие тексты можно считать методом по развитию саморегуляции деятельности, так как они направлены на организацию самостоятельного планирования и выполнения учебного задания, а также на развитие навыков самоконтроля процесса и результата своего труда.

Таким образом, под психологической саморегуляцией понимается способность человека управлять собственным психическим состоянием и действиями. Развитие способности психологической саморегуляции должно осуществляться с учетом научно-обоснованных принципов; созданием необходимых психолого-педагогических условий и использованием соответствующих методов работы, среди которых: психологический тренинг, деловая игра, аукцион профессиональных идей, научно-практическая конференция, проектировочная деятельность, метод направляющих текстов.

Список литературы

  1. Алимова Е.Р., Печенкина Т.И., Петров Е.В., Филимонова Е.А. Влияние саморегуляции на развитие когнитивного и волевого потенциалов личности: монография. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2020. - 88 с.
  2. Диянова З.В. Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 173 с.
  3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Ленанд, 2011. - 316 с.
  4. Котелевцев Н. А. Психическая саморегуляция: учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 213 с.
  5. Ловягина А.Е. Теория и методы психической саморегуляции. - СПб.: Скифияпринт, 2020. - 144 с.
  6. Лукьяненко М. А. Основы саморегуляции: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов 2-го курса бакалавриата, обучающихся по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование очной и заочной форм обучения. - Славянск-на-Кубани: Филиал Кубанского гос. ун-та в г. Славянске-на-Кубани, 2018. - 76 с.
  7. Маралов В. Г. Психология саморазвития: учебник и практикум для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2022. - 320 с.
  8. Моросанова В.И. Психология саморегуляции в XXI веке [Текст] / В.И. Моросанова. – СПб.: Нестор-История, 2011. - 468 с.
  9. Осадчук О.Л., Рыбакова Н.Н. Развитие у студентов саморегуляции как компонента психологической готовности к профессиональной деятельности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Vol.14 No.2. 2020. С.67-74.
  10. Павлова Е.В., Иванова Е.А., Хондошко Ю.В. Роль саморегуляции в организации самостоятельной работы бакалавров в условиях цифровизации образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 6 (74). С. 160-167.
  11. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
  12. Панченко Т.А., Климова А.П. Рефлексивность как личностный ресурс развития саморегуляции студентов // Проблемы высшего образования. 2019. № 1. С. 433-435.
  13. Психология саморегуляции: практикум: учебное пособие для студентов специальности «Психология» / сост. Т.Г. Волкова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. - 80 с.
  14. Решетников М.М. Психическая саморегуляция. Первая и вторая ступени: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 238 с.
  15. Руденко А.Н. Педагогическая поддержка развития навыков саморегуляции учебной деятельности студентов младших курсов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3 (115). С. 109-113.

Интересная статья? Поделись ей с другими: