УДК 070:324

СМИ как средство политической коммуникации во Франции в межвыборный период

Ван Сюйцзин – студент Южного федерального университета.

Аннотация: СМИ являются одним из основных инструментов политической коммуникации. Они позволяют лидерам политических групп и политических движений информировать общество о своих политических позициях и действиях и получать обратную связь от избирателей. Однако во Франции долгое время СМИ выступали как инструменты пропаганды, а не как средство политической коммуникации. С развитием института демократии и массовым распространением информационных технологий, медиа стали механизмом политической коммуникации. В статье рассматриваются основные черты деятельности медиа в контексте политической коммуникации во Франции в межвыборный период.

Ключевые слова: политические коммуникации, Франция, демократия, политические дебаты, СМИ.

СМИ являются одним из основных инструментов политической коммуникации. Они позволяют лидерам политических групп и политических движений информировать общество о своих политических позициях и действиях. СМИ также позволяют политикам и руководителям получать обратную связь от общественности и предоставление им возможности продвигать свои программы и идеи. Чаще всего медиа рассматриваются как механизм политической коммуникации в период выборов, однако и в межвыборный период они могут играть важную роль. В данной статье рассматривается СМИ как средство политической коммуникации во в межвыборный период на примере французского политического истеблишмента.

Долгое время французские СМИ находились под контролем политической власти и выступали как инструменты пропаганды. Журналисты, которые в большинстве не имели профессионального образования, скорее представлялись в роли ведущих, бравших запланированные интервью у политиков. Но уже в 60-х годах всё больше журналистов получило образование, они заговорили о профессиональной идеологии и выражали желание быть более независимыми от политической власти, что в последствии привело к уступкам со стороны политиков.

Появление новых средств массовой коммуникации, повсеместное распространение телевидения привело к изменениям во взаимоотношениях между СМИ и политиками. Под влиянием телевидения преобразилось видение политики, так из кулуарной, вызывавшей интерес лишь среди активистов, политику преобразовали и организовали так, чтобы заинтересовать более широкую публику.[1] Политики, в особенности политические лидеры, становятся такими же известными как звезды кино или спорта.

Современные СМИ дают возможность политикам выступать перед большой аудиторией, которая отличается разнородностью и зачастую мало заинтересована в политике как таковой. Появляется всё большее количество специалистов и комментаторов, которые дают свою оценку политическим действиям и событиям. Все это приводит к необходимости тщательной подготовки и проработки выступлений, определенных моделирований ситуаций и приглашения специалистов по коммуникациям, которые помогают анализировать передачи, выступления, а также в разработке стратегии. Публичный имидж партии и лидеров становится важной частью политики. Популярность и голоса всё чаще завоёвывают при активном содействии СМИ, что приводит к тому, что «политическая борьба во многом переместилась в пространство прессы и современных средств коммуникации».[2]

Одной из важных форм политических коммуникаций во Франции стали публичные дебаты. Институализация публичных дебатов по Ж.М. Фурньо во Франции проходила в три этапа. [3] Первый этап (1970-начало 1990-х годов) связан с активностью экологически ориентированных общественных организаций и других институтов гражданского общества по противостоянию в отношении органов государственной власти и бизнеса, занимающихся разнообразными инверсионными проектами во Франции (например, строительство АЭС, размещение радиоактивных отходов, строительство промышленных предприятий, аэропортов, скоростных автомагистралей). В результате в 1983 году принимается «закон Бушардо» о демократизации опросов общества по природоохранным вопросам, институализирующий публичные слушания в случае, если новые объекты могут негативно воздействовать на окружающую среду.[4] На втором этапе разрабатываются законодательные основы и начинает формироваться национальный институт публичных дебатов (принятие «циркуляра Бьянко», где говорилось о необходимости «прозрачной и демократической дискуссии для проектирования и строительства крупных объектов инфраструктуры, санкционированных государством» [5], «закона Барнье» об охране окружающей среды, расширяющий список объектов, подлежащих обсуждению на публичных дебатах[6], создание Национальная комиссия публичных дебатов (CNDP). Это происходило параллельно мировому процессу формирования делиберативной демократии. На третьем этапе формируется общенациональная диалоговая площадка на базе CNDP, т.е. коллективные слушания и обсуждения социально значимых (зачастую экологических) проблем для согласования интересов. CNDP предстаёт независимым актором, что выражается в не подотчётности правительству и другим властным органом, а также финансовой автономии. Как правило, дебаты проводятся в виде семинаров, встреч, интернет диалогов и дискуссий на специализированных веб-сайтах, через привлечение прессы.

СМИ являются одним из основных инструментов политической коммуникации. Однако во Франции долгое время СМИ находились под контролем политической власти и выступали как инструменты пропаганды, а не как средство политической коммуникации. С развитием института демократии с одной стороны, и массовым распространением информационных технологий с другой стороны, медиа стали механизмом политической коммуникации, и сама политика стала более массовой и гласной. Публичный имидж партии и лидеров становится важной частью политики. Важным механизмом трансляции политической коммуникации через меда во Франции являются дебаты. Важной вехой стало создание Национальной комиссии публичных дебатов. Она является независимым актором, что выражается в не подотчётности правительству и другим властным органом, а также финансовой автономии. Как правило, дебаты проводятся в виде семинаров, встреч, интернет диалогов и дискуссий на специализированных веб-сайтах, через привлечение прессы.

Список литературы

  1. Лебедева, Т.Ю. Путь к власти. Франция: выборы президента./ Т.Ю. Лебедева – М.: Издательство МГУ, 1995, – 128 с. С. 25.
  2. Gerstle, J. La communication politique./J. Gerstle – Paris:Compact Civis, 2004.– 75. P. 297.
  3. Fourniau, J-М. L’institutionnalisation du modèle français controversé du débat public/ J.-M. Fourniau // Télescope, Volume 17. – 2011.№ 1 – Р. 70-93.
  4. Loi № 83-630 du 12 juillet 1983 “la démocratisation des enquêtes publiques et à la protection de l’environnement”// Commission nationale du débat public –2000.
  5. Circulaire du 15 décembre 1992 relative à la conduite des grands projets nationaux d’infrastructures. URL: http://www.debatpublic.fr/docs/pdf/circulaire-bianco.pdf. (Датаобращения 12.12.2015).
  6. Blatrix, С. La loi Barnier et le débat public: quelle place pour les associations?//C. Blatrix / Ecologie et politique. – 1997.№ 21. – P. 77-92.

Интересная статья? Поделись ей с другими: