УДК 070:32

Политическая коммуникация во французской теории медиа

Ван Сюйцзин – студент Южного федерального университета.

Аннотация: Медиа – это важный инструмент политической коммуникации, который используется для передачи политических сообщений и донесения их до широкой аудитории. Изучение медиа как канала политической коммуникации – важное направление теории медиа. Не смотря на то, что во Франции довольно рано заметили важность взаимосвязи между политической жизнью и СМИ, институционализация данной проблематики произошла сравнительно поздно, ближе к концу ХХ в. В данной статье делается краткий обзор истории включения политической коммуникации в теорию медиа во Франции и особенности понимания политический коммуникаций в контексте теории медиа в этой стране.

Ключевые слова: теория медиа, политические коммуникации, Франция, избирательные компании, политология.

Медиа – это важный инструмент политической коммуникации, который используется для передачи политических сообщений и донесения их до широкой аудитории. Он используется для достижения целей политической коммуникации, таких как: информирование и предоставление историй, общение со слушателями и влияние на их мнение, представление подходящей картины для восприятия и поддержка тех или иных идей. Медиа может представлять собой газеты, телевидение, радио, сайты Во Франции изучение коммуникации долгое время находилось на периферии научной мысли и лишь в последнее десятилетие ХХ века политологи стали уделять всё большее внимание данному вопросу. Данная статья посвящена обзору подходов к медиа в контексте политической коммуникации.

Не смотря на то, что во Франции довольно рано заметили важность взаимосвязи между политической жизнью и СМИ, институционализация данной проблематики произошла сравнительно поздно в сравнении с другими зарубежными исследованиями. О возможном влиянии прессы на общественное мнение и политический дискурс писал в 1901 году Габриэль Тард [1], так же во Франции в 1939 была опубликована работа С. Щакотина – «Надругательство политической пропаганды над толпой», которая является одной из первых книг, посвящённой роли пропаганды в тоталитарном государстве. [2] Исследования о влиянии пропаганды можно так же найти в работах Ж. Эллюля, которые были написаны уже в послевоенный период. [3] Однако эти работы являются практически единственными исследованиями данного периода, посвящёнными влиянию СМИ на политическую жизнь.

Э. Ниво выделяет три основные причины немногочисленности исследований на данную тему:[4] слабость политологии как науки во Франции до 60-х годов ХХ века, сопровождаемая кризисом социологии; отставание в технологиях политической коммуникаций и их применением на практике; помимо этого коммуникация в это время в французских исследованиях прежде всего представлялась как средство пропаганды и манипуляции, т.е. имела негативную коннотацию и антидемократическую природу в понимании исследователей.

Если в Британии специалисты, работающие в сфере политической коммуникации, появились сравнительно рано, то во Франции в связи с вышеизложенными причинами они возникли позже. Само понятие «политическая коммуникация», имеющее более нейтральный оттенок и характеризуемое скорее политическим участием, а не пропагандой, появилось в 70-х годах. В 1975 году направление «информационные и коммуникационные науки» впервые появилось среди курсов высшего образования. Несколько лет спустя Национальный центр по научным исследованиям официально признал междисциплинарные исследовательские группы, включающие десятки исследований не только социологии, но и экономики, лингвистики, истории, географии, политологии, права и философии. [5]

Начало развития практики политической коммуникации можно назвать президентские выборы 1965 года, где была предпринята попытка влияния на избирателей, так были проведены опросы общественного мнения, к избирательной кампании Ж. Леканюэ был привлечен специалист в рекламе М. Бонгран. С этих выборов политическая коммуникация начинает использоваться и усложняются сам процесс коммуникации и техники, используемые специалистами. Хотя данный процесс имел определенные ограничения, такие как ограничение расходов на избирательную кампанию, запрет на оплачиваемую телевизионную политическую рекламу.[6]

Политическая коммуникация во Франции исследуется при особом характере взаимозависимости научных дисциплин, которые тесно связаны в данном вопросе. Например, изучение текстов является важным аспектом в исследованиях французских ученых, что связанно с сильной лингвистической школой, характерной для Франции. Лингвистические традиции так же оказывают на политические послания в самих СМИ.[7] Сравнительно сильный государственный контроль над аудиовизуальными СМИ, делает важным изучение юридической традиции и проведение анализа правовых отношений власти со СМИ.

Сильное влияние на изучение медиа оказывает различный подход к постановке проблемы общественного мнения со стороны как академических, так и политических кругов. Критическо-социологический подход к социальной роли общественного мнения, базирующийся на работе П. Бурдье «Общественного мнения не существует», которая позже была доработана в исследованиях Д. Гакси, Лакруа, П. Шампаня. Данный подход рассматривает возможными целями политической коммуникации разработку механизмов символичного насилия и социального превосходства. Эта теория приводит к спору о профессионализме в политике и влияние политических посланий на граждан с разной степенью политической компетенции.

Важной частью изучения политической коммуникации для французских ученых является исследование книг французских политических лидеров, в которых публикуются рассуждения политиков об отношениях с журналистами и СМИ. Осмысление политиками их практического опыта взаимодействия со СМИ помогает в изучении моделей политических коммуникаций, используемых на практике, и содействует лучшему пониманию важности вклада практиков в изучение процесса как самой коммуникации, так и процесса формирования института советников в вопросах политической коммуникации.[8]

Политические журналисты так же являются важными акторами коммуникации. Журналисты используют публикацию книг по политической коммуникации как инструмент легитимации и самоутверждения. Как непосредственные участники процесса политической коммуникации, журналисты стают своеобразными аналитиками и периодически теоретиками по данной проблематике. Исследования журналистов по вопросам коммуникации имеют различный уровень теоретической значимости, но они несомненно вносят важный вклад и дополняют академические исследования в данной сфере.

В заключение можно отметить, что основными направлениями исследования политической коммуникации во Франции являются анализ коммуникации избирательной кампании, семио-лингвистический анализ и анализ взаимодействия политических лидеров и СМИ в повседневной жизни. В целом, работы французских авторов схожи в вопросах взаимоотношений журналистов и политиков, эффектов от политических сообщений, влияние на электорат избирательных кампаний. Однако если большинство исследователей англо-саксонской школы работают с материалами избирательных кампаний, французские учёные так же рассматривают книги, написанные политиками, телепрограммы, касающиеся политических вопросов, вне рамок избирательных кампаний, таким образом они делают не только эмпирический анализ, но и затрагивают смежные специальности.

Список литературы

  1. Tarde, G. L’Opinion et la foule/ G. Tarde – Paris: Alcar, 1910 – 256 p.
  2. Tchakotine, S. Le viol des foules par la propagande politique/ S. Tchakotine – Paris, 1992 – P. 416-418.
  3. Ellul, J. Propagandа/J. Ellul – NY: Random House Inc., 1973 – 320 p.
  4. Neveu, Е. La communication politique: un chantier de la recherché française./Е. Neveu//Polis – 1998.№5(1) – Р. 1-16.
  5. Beaud, P., Kaufmann, L. (1998) New Trends in French Communication Research/ P. Beaud, L Kaufmann//, Javnost-The Public – 1998.№5(1) – Р. 5-31
  6. Blondiaux, L. Ce que les sondages font à l'opinion publique/L. Blondiaux //Politix, volume 10 – 1997.№37 – P. 117-136.
  7. Mouchon, J. Conununication et politique./ J. Mouchon // Hermès – 1995.№17-18 – Р.42-55.
  8. Ségéla, J. Demain il sera trop star/ J. Ségéla – Paris: Flammarion, 1989. Р. 183-220 256 р.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Ван Сюйцзин