УДК 34.01

Теория «общей воли» Ж.-Ж. Руссо и эволюция национализма

Болбекова Маргарита Юрьевна – магистрант Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель Соловьева Виктория Викторовна – доктор исторических наук, профессор Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена изучению основных политических взглядов и идей французского писателя и философа эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо. Значительное внимание уделяется анализу понятия «общая воля», которое занимает одно из центральных мест в политическом учении Руссо. Для европейской политической культуры конца XVIII – XIX вв. Жан-Жак Руссо предстает прежде всего, как символическая фигура, выступающая в качестве пророка современного демократического государства. Теория «общей воли» стала основным идейным источником Великой Французской буржуазной революция, которая впоследствии привела к огромным социальным и политическим изменениям в жизни Европы.

Ключевые слова: Ж.-Ж. Руссо, общая воля, «Общественный договор», Французская революция, национализм.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) – писатель, философ, ботаник, натуралист и музыкант, сумевший бросить вызов социальным и политическим структурам своего времени. Его вклад в области философии, политики и образования до сих пор считается решающим для социально-исторического развития современных обществ [5].

Жан-Жак Руссо остается важной фигурой в истории философии, как благодаря своему вкладу в политическую философию и моральную психологию, так и благодаря своему влиянию на более поздних мыслителей. Сам Руссо относился к философии и философам резко отрицательно, видя в философах рационализаторов собственных интересов, апологетов различных форм тирании, а также роль в отчуждении современного человека от естественного стремления человечества к состраданию.

Проблема, которая доминирует в творчестве Руссо, заключается в том, чтобы найти способ сохранить человеческую свободу в мире, где люди все больше зависят друг от друга в удовлетворении своих потребностей [4].

Свои социальные и политико-правовые взгляды Руссо изложил в таких произведениях, как: «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1750), «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1754), «О политической экономии» (1755), «Суждение о вечном мире», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) [3, с. 376-377]. Однако многие другие его работы, как крупные, так и мелкие, содержат отрывки, которые усиливают или освещают политические идеи, изложенные в этих работах. Его центральная доктрина в области политики заключается в том, что государство может быть легитимным только в том случае, если оно руководствуется «общей волей» своих граждан.

По мнению Руссо, только благодаря общественному договору все оказываются «равными в результате соглашения и по праву». В то же время Руссо не отрицает частную собственность, а выступает за относительное уравнивание имущественного статуса граждан, критикуя с этой позиции роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности. Основой общественного договора и правомочий формируемого суверенитета является общая воля. Разница между общей волей и волей всех: первая учитывает общий интерес, вторая имеет частные интересы и представляет собой просто сумму воли, выраженной отдельными лицами [3, с. 380].

Понятие «общей воли» подразумевает под собой коллективную волю, направленную на общее благо или общий интерес. Общая воля занимает центральное место в политической философии Жан-Жака Руссо и является важной концепцией в современной республиканской мысли. В «Общественный договоре» Руссо утверждал, что свобода и власть не противоречат друг другу, поскольку легитимные законы основаны на общей воле граждан. Таким образом, подчиняясь закону, отдельный гражданин подчиняется только себе как члену политического сообщества.

Жан-Жак Руссо в основном известен за пропаганду высоких идеалов. Не совсем справедливо называть Руссо идеалистом (он остро наблюдал за политическими реалиями), но его гораздо больше заботило то, что большинство людей сочло бы принципом и моралью. Руссо был прогрессистом: он был обеспокоен отсутствием справедливости и считал, что правительство может и должно улучшить положение людей. Критические взгляды Руссо на тенденции Просвещения оказали на него большое интеллектуальное влияние как на романтизм, так и на французскую революцию.

Мы не можем утверждать, что Жан-Жак Руссо был создателем националистической концепции, однако нельзя не учитывать факт того, что Руссо удалось подготовить почву для роста французского национализма. Как проповедник новых политических и социальных идей, Руссо был таким же предвестником Французской революции, как и другие писатели XVIII в. Он был даже первым из них в своём сильном и многогранном влиянии на лидеров революции и общество той эпохи.

Национализм Французской революции был чем-то большим: он был триумфальным выражением рациональной веры в общечеловеческие ценности и либеральный прогресс. В самых разнообразных формах национализм пронизывал все проявления жизни. Были разработаны новые ритуалы, которые частично заменили старые религиозные праздники, обряды и церемонии: фестивали и флаги, музыка и поэзия, национальные праздники и патриотические проповеди. Как и в Америке, подъём французского национализма породил новое явление в военном искусстве: нацию с оружием в руках. В Америке и во Франции гражданские армии, необученные, но преисполненные нового рвения, доказали свое превосходство над хорошо обученными профессиональными армиями, которые сражались без стимула национализма.

Империя Наполеона дала Европе форму единства, даже несмотря на то, что она была навязана им посредством завоеваний. Появилась новая концепция, которая связывала людей чувством принадлежности и единства. Нации начали формироваться теми, кто разделял общую традицию и общую территорию.

Италия была разделена на небольшие королевства и княжества. Наполеон своими завоеваниями объединил страну в единую административную единицу. Итальянцы впитали революционные идеалы свободы и национализма и осознали необходимость собственной национальной интеграции. Впоследствии падение Наполеона снова привело к распаду Италии.

В 1831 г. Джузеппе Мадзини было организовано движение «Молодая Италия», тем самым он пробудил энтузиазм итальянцев и поддерживал пламя национализма. Концепция Дж. Мадзини предусматривает объединение страны путем восстания в единую и независимую Демократическую Республику. Однако требование о передаче помещичьей земли крестьянам Дж. Мадзини не оправдало себя, сильно ослабив «Молодую Италию» и её сторонников.

Другое течение объединило крупных торговцев, предпринимателей, помещиков. Они поддерживали графа Камилло Бенсо ди Кавура, видного политика, который продвигал идею объединения страны и реформ под руководством Савойской династии при полном неучастии народа в политической борьбе [2, с. 334].

Революция 1848 года закончилась поражением, после чего Кавур понял, что объединение Италии может быть достигнуто только при содействии таких сильных держав, как Австрия и Франция. Кавур заручился доброй волей Франции, когда сардинская армия вступила в Крымскую войну в поддержку Франции.

При поддержке Франции Кавур воевал с Австрией. Австрия была вытеснена из Ломбардии, которая была присоединена к Сардинии.

В 1866 году Венеция была передана Италии Австрией, когда последняя была ослаблена прусской войной. Когда Пруссия напала на Францию в 1870 году, итальянская армия оккупировала Рим. Объединение Италии было завершено.

Среди стран, на которые Французская революция оказала сильное влияние, оказалась и Германия. Среди тех, кто приветствовал революцию, были И. Гердер, К. Виланд, Ф. Клопшток и Ф. Шиллер; двое последних получили французское гражданство. И. Кант встретил Французскую революцию с энтузиазмом. Он считал, что гражданский строй в каждом государстве должен быть республиканским [1, с. 77].

Как и Италия, Германия также была разделена на небольшие королевства. В Германии насчитывалось около трёхсот небольших королевств и княжеств. После завоевания Германии Наполеон Бонапарт сформировал Рейнскую конфедерацию, состоящую из тридцати девяти государств, созданных из прежних трёхсот. Немцы под властью Наполеона познакомились с демократическими и националистическими идеями.

После падения Наполеона эти тридцать девять немецких королевств были реорганизованы в свободную Германскую конфедерацию с Австрией в качестве президента. Человеком, ответственным за объединение всех этих маленьких немецких королевств, был Отто фон Бисмарк.

Бисмарк посвятил себя задаче объединения немецких государств под властью Пруссии. Уже после провала революции 1848 года Пруссия стала неоспоримым лидером Германии. Бисмарк достиг своей цели объединения Германии путем трёх войн против Дании, Австрии и Франции. Сначала Бисмарк заключил союз с Австрией против Дании. От объединённых сил Австрии и Пруссии Дания потерпела поражение. Однако Австрия и Пруссия рассорились из-за своих прав на эти две провинции. В войне 1866 года Бисмарку удалось победить Австрию. В результате Австрия вышла из состава Германской конфедерации, и ее господство в Северной Германии было полностью упразднено.

В 1870 году Франция объявила Пруссии войну. В этой войне Франция потерпела поражение. Победа Германии привела к её политическому объединению. Дух национализма привел к объединению Германии. В течение короткого времени объединенная Германия стала мощной силой в европейской политике.

Таким образом, политико-правовые доктрины и взгляды Жан-Жака Руссо оказали большое влияние на дальнейшее развитие правовой мысли и общественно-политическую практику государства. Учение Руссо стало одним из главных идеологических источников в подготовке и проведении Великой французской буржуазной революции. И, хотя Французская революция была в первую очередь республиканской революцией, она положила начало движению к национальному государству и сыграла ключевую роль в возникновении национализма во всей Европе.

Список литературы

  1. Всемирная история. В десяти томах. Том 6 / под ред. Н. А. Смирнова. – М.: Соцэкгиз, 1959. – 831 с.
  2. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. проф. К. И. Батыра. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2003. – 496 с.
  3. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 944 с.
  4. Жан-Жак Руссо [Электронный ресурс] // Стэнфордcкая энциклопедия философии – научная справочная литература со всего мира. URL: https://ru.edustanford.com/5796576-jean-jacques-rousseau (дата обращения: 21.12.2022).
  5. Руссо Биография, философия и вклады [Электронный ресурс] // Thpanorama. URL: https://ru.thpanorama.com/articles/filosofa/rousseau-biografa-filosofa-y-aportes.html (дата обращения: 21.12.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: