УДК 34

Семья в жизни несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних

Крючков Василий Валериевич – кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Лапина Наталья Алексеевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Ковешникова Анна Владимировна – преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Аннотация: В статье рассматриваются характерные черты семейных отношений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних. Проведено сравнение с семейными отношениями законопослушных сверстников. Рассмотрены материальное положение, состав семей, внутрисемейный климат, приемы и методы воспитания в семьях, причины внутрисемейных конфликтов, влияние постановки несовершеннолетних на профилактический учет в подразделениях по делам несовершеннолетних на отношения с родителями. Авторы приходят к выводу о наличии в менее благоприятных условий для социализации в семьях несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, семейные отношения, семейные конфликты.

Семья выступает одним из основных институтов социализации в современном обществе. В связи с этим актуальным является изучение ее роли в жизни несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (далее – ПДН). Сравнив характерные черты семейных отношений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, с характерными чертами семейных отношений законопослушных несовершеннолетних, мы получим возможность выявлять несовершеннолетних, которые относят к группе риска. Также анализ позволит выявить характеристики семейной жизни, которые необходимо развивать в целях успешной социализации молодого поколения.

В основу исследования были положены результаты опроса несовершеннолетних г. Рязани и Рязанской области, в ходе которого одни и те же вопросы были заданы законопослушным несовершеннолетним и их сверстникам, состоящим на профилактическом учете в ПДН.

Прежде всего, следует отметим различия в материальном положении – у семей несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, оно несколько хуже. Треть несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, назвали материальное положение своих семей хорошим, половина – средним. Для сравнения, среди законопослушных несовершеннолетних хорошим назвали положение себя и своей семьи 46%, средним – 45%. Плохим и очень плохим назвали материальное положение своих семей 10 % несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 4 % законопослушных несовершеннолетних. В этой связи закономерно, что стремление к материальному благополучию гораздо более значимо для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, чем для их законопослушных сверстников.

Важным фактором, обеспечивающим воспитательное воздействие семьи и ее социализирующую функцию, является наличие обоих родителей. Исследование показало, что в полной семье воспитываются 55% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 66% их законопослушных сверстников. Таким образом, несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, находятся в этом отношении в менее благоприятной ситуации: 22% из них проживают с одинокой матерью, 6% с одиноким отцом.

Законопослушные несовершеннолетние также зачастую сталкиваются с жизнью в неполной семье, что может иметь отрицательные последствия. Неполная семья часто затрудняет адаптацию в обществе, поскольку несовершеннолетние обделены полноценной заботой, испытывают недостаток примеров мужского или женского поведения, которые могли бы служить образцом для подражания.

В отличие от законопослушных сверстников, несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, реже проживают с братьями и сестрами. Например, совместно с братьями, проживают 9% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 21% законопослушных несовершеннолетних. Как известно, нескольких детей в семье обычно позитивно сказывается на социализации несовершеннолетних, способствует профилактике эгоизма. Несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, находятся в этом отношении в менее благоприятных условиях.

Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает внутрисемейный климат. Одной из детерминант преступности является насилие в семье, а также внутрисемейные конфликты в целом. Они эмоционально ранят подростка, вызывают фрустрацию и способны подтолкнуть его к асоциальному поведению, вымещению на окружающих своей агрессии.

Несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, как и их законопослушные сверстники, обычно могут рассчитывать на тепло и заботу своих родителей, помощь от них в своих делах, на советы по поводу учебы и планов. Вместе с тем, 59% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 50% законопослушных несовершеннолетних редко обсуждают с родителями свои личные дела. Несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН реже упоминают своих родителей в числе лиц, с которыми они могут доверительно общаться. Они значительно реже проводят свободное время со своими родителями, по сравнению с законопослушными несовершеннолетними.

Приемы и методы воспитательного воздействия со стороны родителей в семьях несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и их законопослушных сверстников практически совпадают. В случае разногласий родители чаще всего используют методы объяснения и убеждения (43 %). Также частым средством воздействия является крик (37 %). Иногда встречается такой метод, как демонстрация родителями своей обиды и разочарования в поступках детей (4 %). Некоторые участники опроса указали, что за непослушание родители могут дать им подзатыльник, пугать избиением, ремнем (5 %). Также некоторые несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, признали, что родители могут их избить (1 %). Заметим, что практически никто из них не признал, что родители их избивают (среди законопослушных несовершеннолетних такие факты отметили 6%). Возможно несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, преуменьшают уровень физического насилия со стороны родителей, чтобы не подвергать их угрозе лишения родительских прав. Если данное предположение верно, то это демонстрирует привязанность несовершеннолетних к своим родителям.

53% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 47% законопослушных несовершеннолетних считают, что родительский гнев в их семьях чаще всего вызван тем, что они огорчили своих родителей. Тем самым несовершеннолетние в основном признают свою долю ответственности за семейные конфликты. Также популярными являются ответы, что наиболее часто гнев родителей вызван «стремлением меня воспитать», «желанием родителей убедить меня в своей точке зрения». Просьбы и требования детей также бывают причиной родительского гнева. Таким образом, несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН, и их законопослушные сверстники признают, что родительский гнев обычно вызван расхождением во взглядах на те или иные вопросы. Большинство детей сохраняет здравую оценку конфликтных ситуаций в своих семьях. Вместе с тем, настораживает, что каждый десятый опрошенный полагает, что, родители часто стремятся сорвать на нем зло. Часто не могут объяснить причин гнева своих родителей 6% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, и 15% законопослушных несовершеннолетних. Это свидетельствует о напряженных отношениях, непонимании и отчуждении между родителями и детьми, причем в семьях, где несовершеннолетние не совершили правонарушения.

Отметим, что 35% несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, считают, что постановка на учет в ПДН привела к улучшению их отношений с родителями. Вместе с тем, 12% указали, что отношения с родителями после этого ухудшились. Необходимо уделять внимание таким семьям, чтобы противодействие противоправному поведению несовершеннолетних не приводило к эскалации конфликтов в их семьях.

Подведем итоги. Несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН хуже обеспечены материально, чаще воспитываются в неполных семьях и являются единственными детьми в семье. Их отношения с родителями являются менее доверительными, они реже проводят время со своими родителями. Для всех несовершеннолетних актуальным является урегулирование семейных конфликтов. Сравнение семейных отношений несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в ПДН, с характерными чертами семейных отношений их законопослушных сверстников показывает, что несовершеннолетние, состоящие на профилактическом учете в ПДН живут в менее благоприятных условиях.

Список литературы

  1. Бокова Н.В., Барабанов Р.Е. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции // Вестник МИТУ-МАСИ. 2021. № 1. С. 106-114.
  2. Душкин А.С., Гончарова Н.А., Душкина Е.В. Об организации психопрофилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел // Modern Sciеnce. 2021. №1-2. C. 356-360.
  3. Климова Я.А., Ануфриева В.А. Основные направления профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних // Актуальные вопросы теории и практики в деятельности подразделений полиции по охране общественного порядка и иных служб ОВД : материалы межведомственной научно-практической конференции. Москва : ООО «Издательство “Спутник+”», 2020. С. 69-73.
  4. Ольховик Н.В. Рецидивная преступность несовершеннолетних, состоящих на учетах уголовно-исполнительных инспекций // Вестник Кузбасского института. 2019. № 3 (40). С. 56-63.
  5. Скляренко И.С., Чечикова И.В. Педагогическое сопровождение подростков, состоящих на учете в отделениях по делам несовершеннолетних // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2021) : материалы Международной научно-практической конференции. СПб. : СПб университет МВД России, 2021, С. 710-716.
  6. Соболев Н.Г., Крюкова Е.В. Психодинамика индивидуально-типологических особенностей и волевого самоконтроля личности несовершеннолетних, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций // Вестник ВИПЭ : преступление, наказание, исправление. Вологда, 2014. С. 51-55.

Интересная статья? Поделись ей с другими: