УДК 316

Современные подходы к классификации теорий массовой коммуникации: краткий обзор

Чжао Паньбань – студентка-выпускник Института Циньдао Циндаоского технологического университета (КНР).

Аннотация: Большинство исследований в области медиа опирается на современные концепции, представленные в медиевистике (современной науке о массовых коммуникациях). К XXI веку сформировалось значительное количество теорий, связанных с различными подходами и трактовками медиа. Для того, чтобы охватить это многообразие теорий, было сформировано несколько классификаций направлений в теории массовой коммуникации. В данной обзорной статье представлены основные подходы к классификации теорий массовой классификации, а именно классификации Грипсруда, Маккуэйла, Мьежа, Маттелара и Бойд-Баррета).

Ключевые слова: теории медиа, классификации теорий медиа, Грипсруд, Маккуэйл, Мьеж, Маттелар, Бойд-Баррет.

Любые исследования в области медиа должны отталкиваться от базовых теорий, в которых они получают свое развитие. Большинство исследований опирается на современные концепции, представленные в медиевистике (современной науке о массовых коммуникациях). К XXI веку сформировалось значительное количество теорий, связанных с различными подходами и трактовками медиа. Для того, чтобы охватить это многообразие теорий, было сформировано несколько классификаций направлений в теории массовой коммуникации. В данной обзорной статье представлены основные подходы к классификации теорий массовой классификации.

Французский исследователь СМИ Бернар Мьеж выделил три базовые группы теорий: эмпирико-функционалистские, структурно–лингвистические и критическая теория медиа [1]. Сторонниками эмпирико–функционалисткого подхода являются П. Лазерсфельд, К. Хоуланд, Г. Ласуэлл, Ж. Кламмпер, Э. Ноэль-Нойманн, М. Маккомбс и Д. Шоу. Структурно–лингвистического подхода придерживаются К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Маклюэн, Т. ван Дейк, А.Ж. Граймс. Критическую теорию разрабатывали Т. Адорно и М. Хоркхаймер. Позднее возникли так называемая школа Паоло-Альто (или «Незримый колледж») П. Вацлавика, И. Гоффмана, Н. Винера и пр.; социология техники Б. Латура и П. Флиши; теория активного потребителя Э. Каца и философия коммуникаций Ю. Хабермаса, Г. Маркузе и Ж. Бодрийяра.

Другую классификацию представляет франко–бельгийский социолог Арман Маттелар, выделивший пять групп теорий [2]. Он относил к эмпиризму как одному из направлений теории Чикагскую школу Р. Парка, выделял теорию пропаганды Лассуэла, функциональную социологию Лазерсфельда и Мертона и теорию ограниченных эффектов Каца. Также он выделял теорию информации (Шеннон, Виннер, школа Паоло-Альто), политэкономию (Маттелао, Шиллер, Флиши, Норденстренг), культурные индустрии (Беньямин, Ардоно, Хоркхаймер, Маркузе, Хабермас, де Соссюр, Р. Барт, Грамши) и социологию медиаповседневности.

Классификация американского профессора Оливера Бойд–Баррета представляется достаточно пространной [3]. B ней выделены ранние теории (критическая, теория массового общества, функционализм), блок теорий, связанных с медиаэффектами (парадигма прямых эффектов, парадигма ограниченных эффектов, парадигма долгосрочных эффектов), блок теорий, связанных с политэкономией (теория доминирования, критика коммодификации, критика концентрации), теории общественной сферы, теории культурной гегемонии, исследования гендера и национальных особенностей. Достоинство такого подхода заключается в выделении и новейших тенденций в теории медиа, а недостатком – недостаточная структурированность.

Норвежский исследователь медиа Йостейн Грипсруд выделяет три основных направления в исследованиях медиа: аудитория СМИ, медиатексты и производство медиа [4]. Аудиторию СМИ изучает в том числе уже упоминавшаяся теория медиаэффектов, которая представлена трудами Лазерсфельда, Хоуланда, Ласуэлла, Кламмпера, Ноэль-Нойман, Маккомбса, Шоу и частично Каца, Д. Дайяна и П. Бурдье. Медиатекст оказывается объектом изучения теорий, близких к лингвистическим, а именно: семиотика (Пирс и де Соссюр), герменевтика, риторика, нарративная теория. Теория производства часто связана с марксистскими теориями, к нам относится теория общественной сферы, вопросы вещания и свободы творчества журналиста.

Наконец, британский социолог Денис Макуэйл, создатель теории массовой коммуникации, в которой он рассматривает медиа как общественный институт, оказывающий влияние на жизнь людей [5], выделил четыре направления в теории массовых коммуникаций: социологические теории, нормативные теории, прикладные теории и теорию коммуникации как таковую. В рамках этих четырех направлений существует концепция Макуэйла, разделяющая теории на медиацентричные или социоцентричные и культуралистические или материалистические.

В целом можно заключить, что классификации теорий медиа делятся на классификации с точки зрения инструментария (социальные теории медиа, философские теории медиа и лингвистические теории медиа), классификации с точки зрения объектов исследования (классификация Грипсруда), классификации с точки зрения степени детерминированности социальных изменений медиа и теготянию к изучению материальных факторов производства (классификация Маккуэйла), и классификации по предметно-временному ориентированию (подходы Мьежа, Маттелара и Бойд-Баррета). 

Список литературы

  1. Miège B. La pensée communicationnelle – Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 1995 – 120 с.
  2. Mattelart A., Mattelart M. Theories of Communication. An Introduction – SAGE Publications, 1998 – 192 с.
  3. Boyd-Barrett O. Media imperialism: towards an international framework for the analysis of media systems / Curran J., Gurevitch M., Woollacott J. (Ed.). Mass Communication and Society. – London: Edward Arnold, 1977. – С. 116–135
  4. Gripsrud J. Understanding Media Culture. – L.: Bloomsbury Books, 2002 – 336 с.
  5. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. – L.: SAGEPublications, – 632 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: