УДК 34

Содержание и правовая природа гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья или смерти гражданина

Нагайцева Татьяна Владимировна – магистрант Юридического факультета Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В статье автором рассматривается вопрос, затрагивающий актуальные вопросы содержания и правовой природы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья или смерти гражданина. Раскрывается понятие гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный повреждением здоровья или смерти гражданина, особенности данного вида ответственности, содержание в соответствии с положениями российского гражданского законодательства.

Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, причинение вреда, деликтная ответственность, причинение повреждения здоровья гражданину, причинение смерти гражданину.

Право на жизнь и охрану здоровья – это основное, общепризнанное, неотчуждаемой прав гражданина. Российское государство определяется как социальное, то есть государство, реализующее политику по обеспечению всех необходимых благ, прав и свобод гражданина, его достойно жизни. Данные установления гарантированы ст.ст. 2, 7, ч. 1 ст. 20, ст. 41 Конституции Российской Федерации [1]. Правовое регулирование различного рода благ всегда являлось объектом пристального внимания со стороны отечественного законодателя. Одним из благ является «жизнь» и «здоровье» гражданина. В связи с этим обеспечение защиты и охраны данных благ определяется как актуальная и требующая дальнейшей разработки тема.

Российское гражданское законодательство регламентирует механизм ответственности за вред, который нанесен и причинен отдельной личности. Глава 59 ГК РФ [2] посвящена процедуре порядка возмещения вреда, который нанесен жизни и здоровью гражданина. По утверждению А.В. Мелихова, в настоящее время выделяется ряд противоречий, затрагивающих нормативное регулирование данной группы правовых отношений [10, C. 22]. Отдельные вопросы о привлечении к ответственности за вред, который нанесен гражданину, механизм ее реализации, до настоящего момента не являются решенными. Следовательно, это затрагивает и процесс формирования системы, согласно которой реализуется правовое регулирование общественных отношений исследуемой группы. В связи с этим, решение упомянутых проблем требует комплексного подхода.

Гражданско-правовая ответственность на наступление вреда, причиненного в результате ущерба здоровья или смерти гражданина, характеризуется стимулирующей функцией, которая побуждает участников, вступающих в подобные гражданские правоотношения, к применению соответствующих правомерных действий и соответствующего поведения. Стоит отметить, что гражданско-правовая ответственность, в рассматриваемом случае выступая в качестве механизма предотвращения возможных противоправных действий, реализует предупредительно-воспитательную функцию. Подчеркивается, что гражданско-правовая ответственность выступает в качестве самостоятельного, с четко ограниченным кругом общественных отношений видом юридической ответственности.

А.Р. Касавцов убежден в том, что институт гражданско-правовой ответственности возможно охарактеризовать как один из значимых, существенных [5, С. 568]. Известный цивилист О.С. Иоффе определяет гражданско-правовую ответственность как «вид санкции за совершенное правонарушение, которое влечет за собой последствия в виде лишений имущественного либо личного характера» [6].

Юридическая ответственность характеризуется конкретными чертами. Я.Л Трофимова отмечает, что гражданско-правовая ответственность – это субинститут, выделяемый в общей системе юридической ответственности, который представлен двумя субинституами, а именно внедоговорная и договорная. [15, С. 128]. Из данного определения следует, что отличительные признаки, относящиеся к данному виду юридической ответственности, обусловлены особенностями гражданского права как отрасли российского права. На сегодняшний день, относительно рассматриваемой позиции не выработано единообразного подхода. А.А. Козлова и В.В. Булгаков [7,C.79.] в своем научном исследовании отмечают, что в основу признаков положены принципы юридической ответственности, к которым в теории права причисляют: законность, справедливость, гуманизм, обоснованность, неотвратимость наказания, своевременность наказания, целесообразность, однократность, состязательность, презумпция невиновности.

Ю.Ю. Устиненко убежден, что гражданско-правовой ответственности присущие следующие особенности [17, C. 136]: имущественное содержание гражданско-правовой ответственности, имущественный характер таковых мер, последствие наступления гражданско-правовой ответственности раскрывается в нарушении обязанностей одним участником, опосредующее нарушение прав другого участника возникших правоотношений, компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, применение равноценных по объему, содержанию мер ответственности.

В общем виде к гражданско-правовой ответственности относятся следующие признаки:

  1. Имущественное содержание (российским гражданским законодательством регулируются имущественные отношения, а меры ответственности носят имущественный характер);
  2. Исследуемая ответственность представляет такой вид ответственности, в пределах которой устанавливается ответственность правонарушителя перед лицом, потерпевшему от противоправных действий;
  3. Размер возмещения, который взыскивается с причинителя вреда, в обязательном порядке должен соответствовать размеру причиненного вреда или понесенных убытков;
  4. В качестве оснований, согласно которым применяется гражданско-правовая ответственность, выступает ряд положений норм действующих нормативно-правовых актов.

Исследователь Т.В. Величко в качестве основных условий наступления гражданско-правовой ответственности выделяет следующие [3, С. 203]:

  1. Наличие вреда. Вред – это умаление имущественного либо неимущественного блага, представленное конкретными видами – моральный вред и материальный вред;
  2. Противоправный характер действий нарушителя закона. Под противоправным поведением понимается такое поведение, при котором имеет место нарушение императивных норм прав, условий договоров, в том числе и прямо не предусмотренные гражданским правом, но также не противоречащее общим началам, смыслу российского гражданского законодательства; поведение представлено как действием, так и бездействием;
  3. Причинная связь между вредом и правонарушением. Под причинной связью понимается объективно существующая связь между двумя явлениями, одно из которых определяется как причина, а другое определяется как следствие;
  4. Вина лица, который причинил вред. Иными словами, субъективное условие наступления гражданско-правовой ответственности, которое выражено в виде отношения правонарушителя к своему противоправному поведению и его последствиям. С точки зрения гражданского права, вина представлена двумя формами: во-первых, умыслом (виновное лицо понимает противоправность своих действий, осознает наступление негативных последствий, желает их наступления либо выражает по отношению к ним безразличия), во-вторых, неосторожностью, которая представлена такими видами как: простая неосторожность – то есть действия не носят явно выраженного характера, грубая неосторожность – явная неосмотрительность (виновное лицо совершенно не осознает противоправность поведения, не предвидит негативных последствий собственного поведения, а также не желает наступления подобных последствий, однако он должен четко понимать противоправность собственного поведения и предвидеть возможность наступления соответствующих последствий).

В соответствии со ст. 1054 ГК РФ вред, который причинен личности или его имущество, а также вред, который причинен имуществу юридического лица, подлежит обязательному возмещению в полном объеме со стороны того лица, которое этот вред и причинило. Вред, который причинен жизни или здоровью гражданина может возникать в той ситуации, когда стороны не состоят в договорных отношениях, а вместе с тем могут быть связаны определенными договорными обязательствами. Согласно ст. 1084 ГК РФ определено, что вред, который причинен жизни или здоровью гражданина в рамках исполнения соответствующих договорных обязательств, а также и при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и ряде иных обязанностях и взятых обязательствах возмещается в полном соответствии с правилами, определенными гл. 59 ГК РФ в случае, если на законодательном уровне или договорным соглашением не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Обязательства, направленные на возмещение вреда жизни или здоровью гражданина регулируется и другими действующими актами. Основными из них являются следующие: ФЗ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», ФЗ от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс РФ», ФЗ от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ», ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Отличительной особенностью наступления исследуемого вида ответственности за вред, который причин в результате ущерба здоровью или смерти гражданина, выступает тот аспект, что обязательства, которые возникают на основании этого, считаются непередаваемыми. Данное обстоятельство закреплено в ст. 383 ГК РФ. На законодательном уровне установлено, что переход к иному лицу прав, которые неразрывно связаны с личностью кредитора о возмещении вреда, нанесенного жизни или здоровью, ни в коем случае не допускается. Рассматриваемое утверждение является опосредованным тем обстоятельством, что нематериальные блага обладают связью с личностью гражданина, а также не соблюдением сроков исковой давности к тем обязательствам, которые возникают на основании применения положений о данном виде обязательств. Предметом защиты определяется неограниченное по временному промежутку право потерпевшего лица на возмещение вреда, которое было ему причинено.

Обязательства, вытекающие из причинения вреда характеризуются длительной историей развития. Причиной их появления служит тот факт, что результатом взаимодействия субъектов правоотношений нередко становится имущественный или личный неимущественный вред гражданину. В этой связи возникает необходимость в установлении лица, которое претерпело вред; лица, причинившего данный вред и должного его возместить; размер нанесенного вреда и иные обстоятельства. В процессе выяснения данных обстоятельств существенное место отводится обязательствам из причинения вреда.

Стоит отметить, что в рамках исследуемой ответственности тот вред, который повлек за собой ущерб здоровью или смерть гражданина, может разделяться на имущественный вред и нематериальный вред. Имущественный вред образуется как «второстепенный» после непосредственного причинения вред жизни или здоровья гражданина, то есть нематериального блага. Упомянутый вред выражается в потере гражданином, как заработной платы, так и иных доходов, а также необходимости нести определенные затраты на восстановление собственного здоровья, например: приобретение лекарств, оплата санатория и т.д. В данном случае возмещение вреда обусловлено так называемым принципом его полного возмещения, то есть лицо, причинившее вред возмещает в натуре аналогичную вещь, исправить вещь, отремонтировать механизм действия. Стоит отметить, что подсчет понесенных убытков при рассматриваемой ситуации осуществляется согласно ст. 15 ГК РФ. В рамках данной статьи определено, что подсчет убытков осуществляется согласно общему правилу – возмещение реального ущерба потерпевшим и упущенной им выгоды.

Как подчеркивает В.П. Чеботарева, в современное время люди в большей степени подвергаются негативному влиянию природных катаклизмов, войн, природных и техногенных катастроф, преступлений насильственного характера, совершению террористических актов [18, C. 18]. Именно все это отрицательно сказывается на качестве жизни, состоянии здоровья. С учетом этого, причинение вреда здоровью с позиции гражданского права выступает в качестве еще одного негативного «вмешательства» в общее благополучие и состояние гражданина.

В настоящее время не выработано единообразного подхода к определению понятийной категории «здоровье». В Уставе ВОЗ под термином «здоровье» понимается «состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения» [16]. Согласно ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» под понятием «здоровье» понимается состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором у него отсутствуют заболевания, а вместе с тем и какие-либо расстройства функций органов и систем организма [13].

Судебная практика показывает однозначный подход по отношению к причинению увечья либо другого повреждения здоровья. По мнению исследователя А.А. Севрука, при сравнении размера возмещения вреда здоровью с размером возмещения убытков согласно ст. 15 ГК РФ, следует понимать, что утраченный заработок и иные виды доходов обладают схожими аспектами с упущенной выгодой, а расходы, которые требуются для лечения и других сопутствующих с ним затрат обладают схожими аспектами с реальным ущербом (в плане включения в него расходов на восстановление нарушенного права) [14, C. 1346]. Подчеркивается, что объем возмещения вреда, который причинен здоровью, по объективным причинам не включается в оценку (стоимость) утраченного здоровья в денежном изменении, что имеет место к категории «убытки» в отношении поврежденного либо утраченного имущества (конкретной вещи). Соответственно, расходы на лечение должны быть направлены на восстановление здоровья, рассматриваемого как идеальное благо.

Понятие «увечья» с точки зрения гражданского права обосновывается в следующем аспекте: «травматическое повреждение, вызванное внезапным и однократным воздействием внешнего фактора на организм гражданина». Медицинская энциклопедия раскрывает «увечья» так: «стойкое либо кратковременное повреждение здоровья в результате несчастного случая, противоправных действий (обычно используется в юридической практике)» [9]. Большой юридический словарь содержится такая трактовка понятия «увечье»: «вид тяжкого телесного повреждения» [1]. Право на возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, обуславливается только «трудовым увечьем». Если же по факту будет иметь место иное повреждение здоровье, то оно будет выражено в наличии у гражданина профессионального заболевания, расстройства психики, отравлении.

Причинение смерти гражданина в аспекте наступления гражданско-правовой ответственности рассматривается как имущественный вред, поскольку зачастую на иждивении умершего гражданина остаются его супруга (супруг), родители, несовершеннолетние дети, иные родственники, проживающие с ним, которые с наступлением смерти остаются без средств существования. В некоторых ситуациях умерший гражданин является единственным кормильцем в семье, источником существования. Важным аспектом также выступает и то, что члены семьи умершего понесут существенные расходы на погребение, похоронную церемонию, установку памятника, ограды. Содержание деликтного обязательства при возмещении вреда, причиненного смертью гражданина, должно быть направлено на устранение имущественных последствий правонарушения, восстановления имущественного состояния до такого, какое имелось у семьи до наступления смерти гражданина.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопросы о содержании и правовой природы гражданско-правовой ответственности за вред, который причинен здоровью гражданина или привел к его смерти, считаются в научной среде сегодня достаточно актуальными. Гражданско-правовая ответственность выступает в качестве одной из форм юридической ответственности имущественного характера, и имеет выражение в наступлении отрицательных последствий для нарушителя закона, что представлено в виде санкций, определенных нормами ГК РФ.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. – – № 144.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон [от 26.01.996 № 14-ФЗ (с посл. изм. и доп.)] // Рос. газета. – 1996. – № 24.
  3. Большой юридический словарь // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me (07 сентября 2022 г.)
  4. Гражданское право. Схемы, таблицы, тесты: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т.В. Величко, А. И. Зинченко, Е. А. Зинченко, И. В. Свечникова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022 – 482 с.
  5. Иоффе О. С. Избранные труды: в 4 т. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. – Т. 1. – 574 с
  6. Касавцов А.Р. Гражданско-правовая ответственность: понятие и формы // Аллея науки. – 2019. – № 2. – С. 567-570.
  7. Китерова В.М. Некоторые аспекты обязательств из причинения вреда жизни и здоровью гражданина // Вестник науки и образования. – 2018. – № 13. – С. 69-71.
  8. Козлова А.А., Булгаков В.В. Понятие, признаки и принципы юридической ответственности // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практич. конференции. – 2017. – С. 78-81.
  9. Медицинская энциклопедия // [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me (07 сентября 2022 г.)
  10. Мелихов А.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный здоровью или жизни пациента: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006. – С. 23.
  11. Махиборода М.Н. Особенности возмещения вреда, причиненного жизни // Закон и право. – 2021. – № 10. – С. 23-28.
  12. Мусихина Е.О. Понятие деликтного обязательства в гражданском праве России // Вестник магистратуры. – 2017. – № 12. – С. 23-27.
  13. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон [от 21.11.2001 № 323-ФЗ (ред.от 30.04.2021)] // Рос. газета. – 2011. - № 50.
  14. Севрук А. А. Вопросы гражданско-правовой защиты жизни и здоровья граждан // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1345-1348.
  15. Трофимова Я. Л. К вопросу о признаках и функциях гражданско-правовой ответственности // Молодой ученый. – 2019. – № 42. – С. 127-129.
  16. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения: Устав международной организации [от 22.07.1946] // Министерство здравоохранения – Издательство «Медицина», ВОЗ, Женева, –1968.
  17. Устиненко Ю. Ю. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 7. – С. 135–140.
  18. Чеботарева В.П. Право на жизнь и его обеспечение в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Москва, 2008. – С. 20.

Интересная статья? Поделись ей с другими: