УДК 340

Правовая квалификация нарушений антидопинговых правил в Российской Федерации

Немечкин Василий Николаевич – кандидат юридических наук, доцент кафедры Правовых дисциплин Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Церковнов Никита Владимирович – магистрант Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.

Аннотация: В нынешнее время современная спортивная сфера общественной жизни, особо стоит выделить международный спорт высших свершений, труден без должного структурно-правового обслуживания подобающей области деятельности. По сопоставлению с менее высокоразвитыми государствами в сфере юридического обслуживания спорта, в Российской Федерации формирование вышеуказанного процесса идёт не как шустро в силу, как субъективных, как и объективных обстоятельств. В статье рассматриваются правовая составляющая нарушения антидопинговых правил в Российской Федерации, их квалификация, виды ответственности за употребление запрещённых препаратов, субъективный состав нарушения законодательства по противодействию допингу.

Ключевые слова: допинг, антидопинговые правила, спортсмен, тренер, ответственность, законодательство.

На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации применение запрещённых препаратов в спорте является нарушением антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте [1].

Стоит сразу ответить, что в современных реалиях спорту как части правовой системы не уделяется достаточного внимания, ввиду ряда обстоятельств, а именно:

  1. низкий уровень правовой культуры и правовой грамотности населения (население не обладает достаточными знаниями относительно права в спорте, поскольку в общественном укладе у населения спорт соотносится с развлечением, а право с работой или сложными жизненными ситуациями)
  2. недостаточное внимание со стороны доктрины права с спортивной составляющей (среди всех отраслей права, спортивное право, как отрасль получила своё широкое распространение только после возникновения крупных скандалов и судебных процессов относительно противодействию допингу)
  3. дефицит кадрового обеспечения юристами по спортивному праву (так как спортивное право как отрасль недостаточно урегулирована, соответственно и специалистов по решению данных вопросов недостаточно, в сравнении с гражданским, уголовным, административным, банкротным и иными «устоявшимися» отраслями права)

Употребление запрещённых препаратов, средств, субстанций, методов и приёмов воздействия на работу организма спортсмена для повышения качества его выступлений является очень важной, острой и насущной среди важных вопросов современного спорта во всех странах, в том числе и в Российской Федерации, которая в данном случае не является исключением.

Последние несколько лет во внутреннее право России добавляются правовые суждения, направленные на появление нетипичных и укрепление действующих условий по применению антидопинговых правил в спортивной сфере общественной жизни.

Юридическую основу существования в России правил поведения, санкционированных государством по противодействию применению запрещенных препаратов составляют Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказы Министерства спорта Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1194 «Об утверждении перечней субстанций и (или) методов, запрещённых для использования в спорте» и Приказ Минспорта России от 9 августа 2016 г. № 947 «Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил» и другие юридические документы как индивидуально-правового, так и всеобщего характера.

Норма, позволяющая дать более широкий спектр правоотношений в сфере спортивной деятельности общества и государства основывается на применении действующего Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329-ФЗ. в котором особая роль отводится закреплению в п. 3 ст. 26 исчерпывающего списка нарушений антидопинговых правил, позволяющее юольее широко рассматривать такую дефиницию, как «допинг».

Российская Федерация особенно подчёркивает тот факт, что в свойстве подтверждения несоблюдения допинговых правил, связанных с отсутствием запрещённых препаратов, либо их составляющих или индикаторов, говорящих о наличие в пробе запрещённого элемента забранной из анализа спортсмена, а также организма животного, соучаствующего в спортивном соревновании, может составлять проанализированный итог, присвоенный только химлабораторией, аккредитованной Всемирным антидопинговым агенством. Впрочем стоит подчеркнуть, что обстоятельства, относящиеся к иным несоблюдениям антидопинговых регламентов, вышеперечисленных в п. 3 статьи. 26 ФЗ о спорте, также могут быть выяснены любыми альтернативными методами, включая признание.

Для достижения общемировой цели по установлению запретов на применение запрещённых препаратов при проведении спортивных соревнований стоит применять такие правовые средства, как установление постоянного отслеживания проб спортсменов за его соблюдением и ответственности за его нарушение [2, с. 114].

Одну из немаловажных составляющих при определении меры ответственности за нарушение антидопинговых протоколов – это применение спортивных санкций к спортсменам, то есть определённые меры наказания за совершённые деяния, однако также стоит добавить, что меры ответственности могут быть применены не только к самим спортсменам, но и к тренерам, врачами и иным участникам спортивной деятельности, при доказанности факта нарушения ими антидопинговых протоколов, санкционированных Всемирным антидопинговым агенством. [3, с. 348].

В Российской Федерации законодательно закреплены меры ответственности за нарушение антидопинговых правил, а именно статьи 230.1, 230.2 и 234 Уголовного кодекса Российской Федерации. В кодексе об административных правонарушениях имеется статья 6.18 «Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним». Гражданско-правовая ответственность в форме возмещения убытков, ответственность в сфере трудового права в виде дисциплинарных взысканий к спортсменам, тренерам и тд. [5, с. 83].

Антидопинговые протоколы предусматривают, что за появление или попадание в организм спортсмена препаратов, которые запрещены антидопинговыми правилами возможно наказание в виде таких видов ответственности, как, как «спортивная дисквалификация спортсмена» – ограждение лица, признанного виновным в нарушении антидопинговых правил от спортивных соревнований как международного, так и внутригосударственного уровня [4, с. 19].

Также одной из составляющих отстранения в спорте является аннулирование результатов и перераспределение мест в личных видах соревнований с момента появления запрещённого препарата в организм спортсмена.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время спортивное право и его регулирование находится в стадии развития, формирования и дополнения. Нововведения в системе допинг-контроля, выявление и дополнение списка препаратов, относящихся к запрещённым сами по себе не являются мерами про противодействию допингу без взаимосвязи с мерами по регулированию и дополнению мер ответственности, проведения разъяснительной работы со спортсменами и лицами, обеспечивающими спортивную деятельность (тренеры, спортивные врачи и тд.).

Список литературы

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 10.12.2007. – № 50. – Ст. 6242. – СПС «Консультант Плюс» (последняя редакция).
  2. Дементьев Е. В. Средства государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта // Спортивная медицина. 2011 г. – 218 с.
  3. Онищенко А. Е. Антидопинговое законодательство Российской Федерации / // Молодой ученый. – 2022. – № 3 (398). – С. 347-349.
  4. Стасеев Е. Е. Ответственность за допинг в спорте // Спорт: экономика, право, управление. – 2010. – № 3. – С. 18–20.
  5. Чеботарев А. В. Юридическая ответственность за нарушение антидопинговых правил в России: проблемы и перспективы // М. : Право. Журнал Высшей школы экономики, – 2019. – № 5. – С. 76–96.

Интересная статья? Поделись ей с другими: