УДК 343

Исторические аспекты организации деятельности полиции в зарубежных странах

Андрианов Максим Александрович – магистрант Академии управления МВД.

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы организации деятельности полиции в зарубежных странах в исторической ретроспективе. Методы: сравнительно-исторический, анализ, функционально-структурный. Результаты: выделены три организационно-правового обеспечения деятельности полиции в странах Западной Европы XVIII – XIX вв., которые различаются по критериям: степень централизации полиции; автономия территорий в отношении организации и регулирования полиции; численность полиции; нормативно-правовое регулирование деятельности полицейских. Исходя из этих критериев, наиболее централизованной, многочисленной и наименее подотчетной закону являлась полиция государств Германии. Наименее централизованной и малочисленной являлась полиция в графствах Великобритании.

Ключевые слова: полиция, органы внутренних дел, организация деятельности полиции.

В настоящее время, когда практически все государства испытывают множественные угрозы эндогенного и экзогенного характера, связанные с распространением киберпреступности и перманентной угрозой пандемии, проблематика обеспечения внутренней безопасности приобретает все возрастающую актуальность.

Национальные органы внутренних дел подвергаются реформированию, в аспектах повышения эффективности борьбы с различными видами преступности, терроризмом и экстремизмом, совершенствования системы профилактики и пресечения правонарушений и преступлений.

Однако, при реформировании органов внутренних дел, необходимым представляется учет исторических особенностей организационно-правового обеспечения деятельности полиции. Значимость такого подхода вызвана тем, что полиция в каждом отдельно взятом государстве (или группе государств) формировалась в соответствии с традициями взаимодействия власти и общественности, спецификой организации аппарата государственно-административного управления, особенностями политико-территориального деления и разграничением компетенции государственного управления и местного самоуправления.

Без учета и преемственности национального исторического опыта, современная реформа полиции вряд ли получит поддержку населения. А ведь именно такая легитимность служит одним из ключевых факторов эффективности деятельности полиции, поскольку ее деятельность всегда должна быть приближена к народу и.

В изложенном контексте, в данной статье рассмотрим концептуальные и исторические аспекты организационно-правовой деятельности полиции в зарубежных странах, с тем чтобы выявить опорные для современных реформ особенности .

Рассмотрим модели организационно-правового обеспечения деятельности полиции в зарубежных странах в историческом ракурсе. 

В государствах Священной Римской Империи (ныне это большей частью территория ФРГ) модель организации полиции была жестко-централизованной и основывалась на большом количестве нормативно-правовых актов, индивидуальных распоряжений и указов монархов.

Главный принцип организации полиции в абсолютистских государствах Германии – принцип централизованного бюрократического управления.

В соответствии с ним, в данных государствах (Пруссия, Австро-Венгрия, Бавария, Вюртенберг и др.) полицейскую деятельность курировало главное министерство государства (департамент, канцелярия). Данному министерству подчинялись территориальные подразделения – полицейские ведомства. Кроме того, на местном уровне государственного управления (города, уезды) были сформированы полицейские управления, начальники которых назначались «сверху» [2, с.75].

В качестве примера организации полиции на рисунке 1 приведено устройство полиции в Пруссии XVIII в.

image1

Рисунок 1. Организация полицейской деятельности в Пруссии XVIII в.

Министерство внутренних дел Пруссии курировало вопросы «общей и высшей» полицейской деятельности, т.е. деятельности в области внутренней безопасности государства. Другие сферы полицейской деятельности назывались административной полицией и были подотчетны соответствующим министерствам и ведомствам (например, горная, железнодорожная полиция).

На территориальных уровнях управления действовали провинциально-окружные (провинциальные домениальные палаты), государственные земельные (ландраты) и местные полицейские учреждения.

Главной задачей государственных полицейских было охранять государство и общество от угроз. Местные полицейские (в городах, сельских общинах) курировали практически все сферы внутреннего государственного управления, кроме отдельных вопросов, управление которыми находилось в подведомстве королевской власти.

Центральные, провинциальные и земские полицейские получали государственное жалование. Местных полицейских содержали горожане, объемом от 0,7 до 2,5 марок в расчете на одного жителя. В больших городах содержание полицейских обходилось дороже, от 3,5 марок на одного жителя [2, с.77].

Любопытен вопрос организации взаимодействия полицейских с территориальными выборными (представительными) органами. Так, если городские органы местного самоуправления традиционно избирались населением, то полицейские назначались королевской властью и управляли от имени государства.

Штат полиции Пруссии составляли: жандармерия; полицейская стража (в крупных городах); обыкновенная полицейская стража (в остальных городах и общинах).

Жандармерия – это полиция с военной организацией, которая выполняла функции охраны правопорядка и относилась, тем не менее, к подведомству Министерства внутренних дел. Для того, чтобы служить в полицейской страже, необходимо было иметь не менее 9 лет стажа на воинской службе.

Полицейские могли издавать два вида правовых актов: постановления и предписания по широкому спектру внутригосударственых дел. Полицейские учреждения издавали распоряжения по широкому кругу вопросов; за неисполнение распоряжений назначался денежный штраф. Эти распоряжения не должны были противоречить мнению вышестоящих советов (магистратов – в городах). Вместе с тем, содержательно постановления полиции не оспаривались; претензии рассматривались судами только на предмет соответствия этих постановлений закону. Предписания полицейских органов издавались для достижения конкретной цели и содержали конкретные действия [4, с.41].

Вообще, деятельность полиции государств, находящихся на территории современной Германии, была в высокой степени дискреционной. Она практически не была регламентирована в отношении личных и политических прав (права ношения оружия, собраний, личной свободы и т.д.) Компетенция полиции ограничивалась лишь законами государств, касающимися права на свободу передвижения, паспортного режима, промыслов, вакцинации, отдельных аспектов ветеринарии.

В XX в. государственность Германии подвергается многочисленным кардинальным преобразованиям: Веймарская республика (1918 – 1933 гг.), нацистская Германия (1933 – 1945 гг.), разделенная Германия: ФРГ и ГДР (1945 – 1990 гг.), единая ФРГ (1990 г. – наст. время). Вместе с такими радикальными преобразованиями изменялась и полиция. Если до 1933 г. полиция Веймарской республики

Довольно самобытна модель организации полиции во Франции.

Она имеет общие и особенные черты по отношению к устройству полиции в государствах Германии (см. рис. 2).

image2

Рисунок 2. Организация полицейской деятельности во Франции XVIIIXIX вв.

Как видно из рисунка, управление полицейской деятельностью во Франции было централизовано и возглавлялось Министерством внутренних дел Франции. Государственная полиция, действовавшая в масштабах всей страны и на региональном уровне страны, подразделялась на три ветви: политическая, надзор за иностранцами и полиция безопасности (имевшая наиболее многочисленный штат). На уровне французских городов и провинций действовали мэры или префекты, которые в полицейской Франции назначались королевской властью. Этим чиновникам подчинялись полицейские комиссары, в подведомстве которых находились полицейские сторожа и полицейские агенты. Полицейские сторожа выполняли задачи судебной и административной полиции. Полицейские агенты реализовывали функции надзора за законностью, а также расследовали преступления. Мэры, фактически возглавлявшие местные полицейские учреждения, издавали предписания, за нарушения которых нужно было уплатить 15 фр. штрафа или отбыть 5 дней ареста. В середине XIX в., по данным исследователей, штат полицейских на местном уровне составлял около 1000 человек [4, с.39].

В столице Франции – Париже – полицейская деятельность была организована особенным образом (см. рис. 3).

image3

Рисунок 3. Организация полицейской деятельности в г. Париже.

Как видно из рисунка, полиция Парижа подчинялась префекту города и включала три направления: внутренняя, внешняя и сыскная. Функции каждого направления полиции представлены на рисунке. Особый статус имела в Париже сыскная полиция, которая занималась расследованием и раскрытием правонарушений и преступлений, розыском «лихих» людей, присутствием на различных мероприятиях и происшествиях города в целях надзора за правопорядком, а также охраны личного имущества от мародерства. Кроме того, сыскная полиция активно привлекала т.н. внешних агентов, которые получали вознаграждение в случае предоставления важных сведений [3, с.69].

На территориальном уровне города за правопорядком следила полицейская стража, которая формировалась из военных, имеющих крепкое здоровье и достигших возраста 21 год.

Любопытно, что именно во Франции XVIII в. была сформирована первая школа для полицейских низшего звена [2, с.67].

Несмотря на то, что деятельность французской полиции была ограничена многочисленными законами, жалоба на противоречащие закону действия полиции рассматривалась только в административном порядке [1, с.85].

В отличие от немецкой и французской моделей организации полиции в XVIII – XIX вв., английская модель организации полицейской деятельности была менее централизована. Также некоторые полицейские чины не назначались королевской властью «сверху», а избирались представительными органами (см. рис. 4).

image4

Рисунок 4. Организация полицейской деятельности в Великобритании (конец XIX в.).

Прообразом полицейского в средневековой Англии были констебли. Изначально это были общинные старосты, на которые центральной властью налагались определенные обязанности, касающиеся охраны правопорядка. Констебли избирались местными жителями на два года.

Принудительное введение должности полицейского королевской властью взамен констеблей было введено в Англии только в 1856 году. Однако, многие графства страны сопротивлялись этой реформе.

Лишь в конце XIX в. правительству Великобритании удалось провести по всей стране организационную реформу полиции. В соответствии с ней, в каждом графстве Великобритании был учрежден особый комитет, который, в числе прочих функций, назначал полицейских инспекторов. Этим чиновникам подчинялась полицейская стража, организация и компетенция которой определялась соответствующими нормативными актами. Общий надзор за деятельностью полицейских осуществлял статс-секретарь Правительства Великобритании по внутренним делам [5, с. 34].

Если организация и деятельность полиции графства соответствовала установленным законам, такая полиция содержалась на три четверти из государственной казны, а одну четверть на ее содержание покрывал сбор от населения. Вместе с тем, отдельные города и графства, а также столица Великобритании Лондон, сохранили свои самобытные традиции организации полицейской деятельности. Различия касались, главным образом, организации финансирования полицейской деятельности, численности полицейского аппарата, а также подотчетности полицейских [5, с.35].

Юридическая ответственность английской полиции была несколько более серьезной: при нарушении полицейскими прав и законных интересов индивидов пострадавшие могли предъявить обвинение в суде в общем порядке.

Таким образом, в результате проведенных исследований, можно выделить три модели организационно-правового обеспечения деятельности полиции в странах Западной Европы XVIII – XIX вв., которые различаются по критериям: степень централизации полиции; автономия территорий в отношении организации и регулирования полиции; численность полиции; нормативно-правовое регулирование деятельности полицейских. Исходя из этих критериев, наиболее централизованной, многочисленной и наименее подотчетной закону являлась полиция государств Германии. Наименее централизованной и малочисленной являлась полиция в графствах Великобритании.

Cписок литературы

  1. Аврутин Ю.В. Социальные основания реформирования полиции в России и в США: сравнительный анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.В. Лобачевского. – 2016. - № 6. - С. 84–92
  2. Безруков А.В., Тепляшин И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования // Журнал российского права. - 2021. - Т. 25. № 1. – с. 73 – 79.
  3. Дибель В.Ю. Исторические этапы развития административно-правовой науки // Вестник московского университета МВД России. – 2011. – с. 68 – 73.
  4. Васильев Д.В. Соотношение функций в деятельности полиции зарубежных стран. Современное состояние и перспективы развития теории управления в сфере правопорядка: материалы теоретического семинара, посвященного памяти проф. Г.А. Туманова. – М.: Академия управления МВД РФ, 2001. - С. 30-40.
  5. Кутумов И.Т. Организационно-правовые основы деятельности полиции в англо-саксонской правовой системе (на примере Великобритании) // Аграрное и земельное право. - 2021. № 12(204). – С. 81 – 83.

Интересная статья? Поделись ей с другими: