УДК 347.41

О первой корректировке Закона о цифровых финансовых активах1

Захаркина Анна Владимировна – кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданского права Пермского государственного национального исследовательского университета.

Аннотация: Поправочное нормотворчество – весьма характерное явление для российского законодательства. Однако особенный интерес представляют те коррективы, которые вносятся в недавно принятые законы, к числу которых относится и Закон о ЦФА. Задачей настоящего исследования выступает выяснение детерминант и идеи, положенной в Закон № 219-ФЗ, которым были внесены первые поправки в Закон о ЦФА, вступившие в силу с 1 декабря 2022 г.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, поправочное нормотворчество, механизм блокировки денежных средств и иного имущества, международные стандарты, гармонизация законодательства.

Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о ЦФА) [2] был принят совсем недавно, но уже успел претерпеть первые изменения, относящиеся к поправочному нормотворчеству. Первые изменения, являющиеся объектом настоящего научного изыскания, были внесены в Закон о ЦФА в результате принятия Федерального закона от 28 июня 2022 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» (далее по тексту – Закон № 219-ФЗ) [3], вступившего в силу с 1 декабря 2022 г.

Стоит подметить, что внесение поправок в недавно принятые нормативно-правовые акты – это весьма характерная черта российского законодательства. В научной литературе это явление получило даже соответствующее наименование, носящее негативный оттенок, – «законодательная инфляция». Действительно, внесение поправок в столь короткий срок, прошедший с момента разработки соответствующего законопроекта, небезосновательно ставит вопрос о качестве принимаемых актов, их недостаточной проработанности, внесении в Государственную Думу ФС РФ «сырых» законопроектов, скорость в принятии которых предопределена различными причинами, в том числе поручениями Президента РФ, календарем принятия соответствующих актов в рамках достижения целевых показателей национальных проектов и т.п.

Отметим, что анализ результатов поправочного нормотворчества следует начинать с выяснения идеи, положенной в соответствующий законопроект. К счастью, выяснение идеи – не самая сложная задача при наличии пояснительной записки к соответствующему законопроекту. Так, в пояснительной записке к проекту исследуемого нами федерального закона – Закона № 219-ФЗ – отмечается, что он разработан во исполнение пункта 90 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 3994-р, а также пункта 8 Плана мероприятий по реализации Российской Федерацией рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, данных по результатам четвертого раунда взаимных оценок. При этом обозначенные обстоятельства – это, конечно, не идея законопроекта, а, скорее, детерминанта его принятия. Идея же рассматриваемого законопроекта, как поясняют сами разработчики, состоит в приведении Закона о ЦФА в соответствие с национальным и международным законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ). С учетом того, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, гармонизация отечественного законодательства – это важное направление его совершенствования. [1]

Концепт вносимых изменений связан с такой процедурой, как блокировка финансовыми организациями денежных средств либо иного имущества юридических и физических лиц, которые по данным Росфинмониторинга причастны к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения. Социально-экономическая и политическая проблема, на решение которой направлен исследуемый законопроект, обусловлена достаточно длительным сроком подобной блокировки: так, время, проходящее с момента включения Росфинмониторингом юридического либо физического лица в соответствующий перечень, составляет в среднем три календарных дня. В то же время для превенции экстремистской деятельности, терроризма и распространения оружия массового уничтожения чрезвычайно важно оперативное реагирование, в том числе и в аспекте блокировки денежных средств таких лиц. При этом такое реагирование должно быть «безотлагательным», то есть в течение 24 часов. Для этого в Закон о ЦФА введен следующий механизм, который схематично может быть описан следующим образом:

  1. Совет Безопасности ООН принимает решение по вопросам предупреждения терроризма и распространения оружия массового уничтожения;
  2. он же публикует это решение в сети «Интернет» на своем официальном сайте;
  3. Росфинмониторинг в течение 4-х часов рассылает соответствующую информацию всем финансовым организациям;
  4. финансовые организации осуществляют блокировку денежных средств или иного имущества в течение 20-и часов с момента получения соответствующего уведомления.

Этот механизм называется «механизм "прямого действия" решений Совета Безопасности ООН». В рассматриваемой пояснительной записке обращается внимание на то, что подобные решения принимались Советом Безопасности ООН 10 раз в 2020 году и 6 раз в 2021 году. По прогнозам разработчиков законопроекта, усовершенствованный механизм будем применяться не чаще одного раза в месяц.

Кроме рассмотренных нововведений, касающихся улучшения механизма блокировки денежных средств или иного имущества, законопроект направлен на коррекцию следующих правил: раскрытие обязанности финансовой организации по отмене мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества; порядок приостановления операций лиц, связанных с организациями и физическими лицами, включенными в перечни организаций и физических лиц, составленные во исполнение решений Совета Безопасности ООН; возложение обязанности по информированию о принятых мерах, направленных на блокировку денежных средств или иного имущества, на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительные органы личного фонда, имеющего статус международного фонда (кроме международного наследственного фонда), и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

С учетом того, что рассмотренный законопроект возлагает дополнительные обязанности на органы государственной власти и организации, законодатель предусмотрел в отношении этого закона отложенный срок вступления в силу предложенных изменений.

Резюмируя вышеизложенное, сделаем несколько общих умозаключений в качестве итога настоящего экспресс-исследования.

Во-первых, детерминантой принятия Закона № 219-ФЗ, внесшего первые коррективы в Закон о ЦФА, явилось исполнение плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2022 год, а также Плана мероприятий по реализации РФ рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Во-вторых, в самом общем виде идея проекта Закона № 219-ФЗ может быть сформулирована как гармонизация отечественного законодательства, соответствие его высоким международным стандартам в области борьбы с отмыванием денег.

В-третьих, концепция проекта Закона № 219-ФЗ связана с совершенствованием механизма «прямого действия» решений Совета Безопасности ООН в части блокировки финансовыми организациями денежных средств и иного имущества, принадлежащего организациям и физическим лицам, в отношении которых получена информация об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения.

Положительно оценивая проанализированные новеллы Закона о ЦФА, позволим себе высказать пожелание, адресованное законодателю: несмотря на то, что право никогда не успеет за общественными отношениями, а скорость изменения российского законодательства скоро будет соответствовать скорости движения Земли вокруг Солнца, важно обеспечить устойчивость нормативной платформы за счет принятия хорошо подготовленных законов, не требующих в ближайшее время очередных изменений. В этом смысле качественная законотворческая работа, отражающая уровень демократичности соответствующего государства, приоритетнее, чем выполнение планов, руководствуясь которыми законодатель «дает» жизнь «сырым» законопроектам.

Список литературы

  1. Кузнецова О.А. Соотношение понятий общепризнанные «принципы» и «нормы» международного права // Международное публичное и частное право. 2009. № 3. С. 2-4.
  2. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 31 июля 2020 г. № 259-Ф№ (ред. от 14.07.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru (дата опубликования: 31 июля 2020 г.).
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28 июня 2022 г. № 219-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации: http://pravo.gov.ru (дата опубликования: 28 июня 2022 г.).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук в рамках научного проекта МК-3863.2022.2 «Статуирование цифровых финансовых активов как нового инструмента цифрового гражданского оборота: анализ современного состояния российского законодательства и прогнозирование в условиях посткоронокризиса»

Интересная статья? Поделись ей с другими: