УДК 34

Международно-правовое регулирование по борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий

Дубинчук Анастасия Дмитриевна – магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: Вопросы обеспечения компьютерной безопасности являются одними из самых актуальных в современном мире как на национальном, так и на международном уровне. В статье раскрываются особенности сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий на универсальном уровне.

Ключевые слова: кибербезопасность, информационные технологии, противодействие преступности, международно-правовое регулирование.

Компьютерные и иные сложные цифровые технологии, а также общественные отношения в этой сфере, образуют новый объект преступных деяний и актуализируют проблему международной безопасности. Преступления, совершаемые с использованием информационных технологий (ИТ), являются транснациональной проблемой. В то же время при правовой неопределённости в организации противодействия преступности с использованием трансграничного ИТ необходимо изначально говорить, что мы имеем дело с процессом формирования регламентирующей международно-правой системы борьбы с киберпреступностью [5].

Колоссальное значение в области противодействия криминальной активности в сфере информационных технологий имеют универсальные механизмы сотрудничества государств, разработанные в целях реализации эффективного взаимодействия в исследуемой среде.

Еще в 1983 году была создана экспертная группа Совета Европы по борьбе с компьютерной преступностью. В 1989 году Комитет министров Совета Европы разработал список рекомендаций для стран ЕС, касающихся компьютерных правонарушений. Эти рекомендации направлены на реформирование законодательства для защиты от киберпреступности. Комитет разработал списки правонарушений для разработки и включения штатов в свое законодательство [6].

Десятый Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Вене в 2000 г. выработал категории «компьютерные преступления» в широком и узком смысле. [3] В узком смысле преступления данной категории включают в себя любые противоправные деяния с использованием электронных операций с целью преодоления защиты компьютерных систем. В широком же – деяния, совершаемые с использованием компьютерной сети или системы.

Советом Европы в 2001 году была разработана известная Будапештская Конвенция – «Council of Europe Convention аn Cybercrime ETS N 185». Будапешт. («Будапештская Конвенция»)» [1]. Будапештская конвенция также предусматривает установление уголовной ответственности юридических лиц в качестве обязательной меры. В соответствии со "статьей 13" лица, совершившие преступления, предусмотренные Конвенцией, должны подвергаться эффективным, соразмерным и оказывающим сдерживающее воздействие наказаниям, включая тюремное заключение. Меры неуголовного характера, в том числе денежные санкции, могут быть применены и к юридическим лицам.

Кроме того, Конвенция обязывает государства-участники квалифицировать в качестве уголовных деяний подстрекательство к совершению любого из предусмотренных ею преступлений, соучастие в нем или покушение. При этом установление ответственности за подстрекательство и пособничество является обязанностью государства, подписавшего Конвенцию, а криминализация покушения — его правом.

Несмотря на ратификацию Будапештской конвенции более чем 70 государствами и принятие ряда резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, законодательство в отношении информационных преступлений существенно различается. Многие страны приняли компьютерные и интернет-злоупотребления еще в 1970-х и 1990-х годах; в некоторых штатах уголовные наказания появились гораздо позже. [2].

Будапештская конвенция не была ратифицирована Россией. В 2021 году Россия внесла в ООН проект Конвенции Международной правовой организации по борьбе с киберпреступностью [4]. Источником настоящего документа является международное право, а также опыт правоприменения норм по борьбе с киберпреступностью в России и других государствах, региональных организациях и международных соглашениях ШОС и БРИКС. Инициатива России мотивирована необходимостью криминализации уже возникающих и постоянно возникающих новых видов противоправных действий с использованием ИКТ. В 2019 году Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Россией резолюцию, в которой, в частности, говорилось о «создании специального межправительственного комитета экспертов открытого состава» для разработки комплексной международной конвенции о противодействии использованию информации и связи. технологии в криминальных целях.

В отличие от Будапештской конвенции 2001 г. проекты международно-правовых документов, разработанные Россией, исходят из утверждения государственного суверенитета национального информационного пространства. В настоящее время речь идет об инициированной Россией разработке под эгидой ООН соответствующего универсального международно-правового документа.

В настоящий момент международными организациями и отдельными странами проводится масштабная работа по укреплению механизмов борьбы с этими преступлениями, но этого недостаточно. Усилия по предотвращению киберпреступности необходимо активизировать во всех странах на основе комплексного подхода, предполагающего создание партнерских отношений между государственными и частными организациями и интеграцию стратегий противодействия на международном уровне.

Список литературы

  1. Council of Europe Convention on Cybercrime. Budapest. 23.XI.2001/ – https://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2014_2019/documents/libe/dv/7_conv_budapest_/7_ conv_budapest_en.pdf
  2. Горелик, И. Б. Международно-правовое противодействие киберпреступности: процесс формирования и проблемы управления / И. Б. Горелик // Вестник дипломатической академии МИД России. Международное право. – 2021. – № 1(12). – С. 87-104.
  3. Доклад десятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Вена, 10-17 апреля 2000 г. // [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/432663/files/A_CONF.187_15-RU.pdf
  4. Конвенция Организации Объединенных Наций о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. – https://www.mid. ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/3025418
  5. Мысина, А. И. Приоритетные направления сотрудничества государств по противодействию преступлениям в сфере информационных технологий / А. И. Мысина // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 6. – С. 200-203.
  6. Шаваев, А. В. Преступления в сфере компьютерной инфомации: международный сравнительно-правовой обзор / А. В. Шаваев // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 23. – С. 1397-1401.

Интересная статья? Поделись ей с другими: