УДК 368

Правовые проблемы, существующие в механизме правового регулирования страховой деятельности в РФ

Белоусова Виктория Николаевна – магистрант Тихоокеанского государственного университета.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются проблемы, существующие в механизме правового регулирования страховой деятельности. В частности, анализируются проблемы обязательного страхования автогражданской ответственности. Совершенствование системы страхования является приоритетным направлением развития в России. Это объясняется тем, что с каждым годом увеличивается интерес к тем отраслям, благодаря которым появляется возможность избежать кризисов и минимизировать риски. Одним из важнейших сегментов страхования является обязательное страхование автогражданской ответственности.

Ключевые слова: страховая деятельность, обязательное страхование автогражданской ответственности.

Страхование ответственности представляет собой отрасль страхования, в которой объектом страхования является не имущество граждан, а их ответственность перед третьими лицами (физическими или юридическими), за причинение вреда их имущественным или личным неимущественным благам, вследствие кого-либо действия страхователя или его бездействия.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств – это необходимый в современном мире способ для защиты интересов участников дорожного движения не только в России, но и во всем мире. Развитие обязательного страхования автогражданской ответственности связано с прогрессом в социальной и экономических сферах. [5, С. 359]

Количество автомобилей во владении граждан с каждым годом продолжает увеличиваться и общее количество парка автотехники растет. Вместе с тем растет и аварийность на дорогах. Эти обстоятельства, указывают на важную роль обязательного страхования автогражданской ответственности в системе страхования и обуславливает актуальность выбранной темы.

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день является обязательной формой страхования во многих странах. [2, С. 10] Поскольку данное страхование является обязательным, кажется, что проблем после дорожно-транспортного происшествия возникнуть не должно, однако на практике за частую складывается другая ситуация: у виновной стороны может оказаться просроченный страховой полюс ОСАГО или отсутствовать вовсе; в страховой полюс не внесено лицо, управляющее транспортным средством; страховая компания виновного лица признана банкротом или у страховой компании отозвана лицензия; полис может оказаться поддельным.

В настоящее время существуют следующие проблемы в области обязательного страхования автогражданской ответственности:

  • для большинства граждан стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности представляется значительной. А в совокупности с отношением граждан к данному виду страхования в целом, в частности, уверенность в избежание дорожно-транспортных происшествий, и незначительным размером штрафа люди считают, что выгодней не приобретать такой полис;
  • также человек может забыть об истечении срока действия указанного полиса;
  • часто водители ездят, будучи не вписанными в указанный полис или не имея такой полис.

Между тем заметим, что гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на его собственника и при отсутствии его вины в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества. [4, С. 266] Поэтому собственник источника повышенной опасности несет обязанность по возмещению причиненного этим источником вреда, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц или был передан иному лицу в установленном законом порядке.

При этом сам факт передачи собственником транспортного средства другому лицу права управления им, включая и передачу ключей и регистрационных документов на автомобиль, лишь подтверждает волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование, но не свидетельствует о передаче права владения имуществом в установленном законом порядке, так как такое использование не лишает собственника имущества права владения им, поэтому не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного таким источником повышенной опасности.

Для решения проблем необходимы следующие меры:

  • уменьшить максимальное значение стоимости полиса обязательного страхования гражданской ответственности;
  • увеличить штрафные санкции за управление транспортным средством без страхового полюса.

Кроме того, действующая в настоящее время законодательная система урегулирования споров в страховании автогражданской ответственности имеет ряд правовых пробелов, которые весьма усложняют процесс урегулирования убытков, а также способствуют росту общего количества исковых заявлений по отношению к страховым компаниям.

Также следует сказать, что в случае совершения дорожно-транспортного правонарушения с материальным ущербом при отсутствии полиса обязательного страхования гражданской ответственности зачастую возмещение материального и морального вреда потерпевшему становится невозможным. [3, С. 95]

Поэтому целесообразно ввести обеспечительную меру, применяемую сотрудниками полиции, к примеру, в виде запрещения отчуждения транспортного средства, принадлежащего виновному, до соответствующего решения суда. Или можно предусмотреть возможность ареста транспортного средства виновного лица в случае совершения дорожно-транспортного правонарушения с материальным ущербом при отсутствии у него полиса обязательного страхования гражданской ответственности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144.
  2. Афонин А.Е. Некоторые проблемы при регрессных обязательствах в системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Modern Science. 2022. № 9-2. С. 10-13.
  3. Дендиберя М.Ю. Анализ отдельных правовых проблем процесса урегулирования убытков в страховании ОСАГО // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2022. № 1 (108). С. 91-98.
  4. Кулаков Н.А., Москаленко С.А., Лиховенков С.И. Проблемы законодательства об административных правонарушениях в области страхования автогражданской ответственности // Право и государство: теория и практика. 2022. № 3 (207). С. 265-267.
  5. Парсаданов С.С. Актуальные проблемы в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 3 (66). С. 359-368.

Интересная статья? Поделись ей с другими: