УДК 341.9.019

Краткий анализ правовой базы торговых соглашений ЕАЭС

Лу Синьжу – студент Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель Би Цзиньпин – профессор Аньхойского университета (Китай).

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос об эволюции, реализации и перспективах соглашений о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами. Также в статье определено, что международные законы могут выступать важной основой для стимулирования дальнейшего сотрудничества между партнерами.

Ключевые слова: ЕАЭС, сотрудничество, соглашение, преференциальные отношения, импорт, экспорт.

Глава 1. Правовая основа интеграционного процесса торговой площадки ЕАЭС

Во-первых, международное коммерческое право имеет ярко выраженный международный характер. Поскольку Евразийский регион представляет собой международную организацию, охватывающую несколько стран, международное коммерческое право, адаптированное к этой организации, должно представлять собой совокупность различных правовых норм, регулирующих коммерческие сделки за пределами страны. Интернациональность является его важной чертой, которая конкретно отражена в:

  1. Регулировке интернациональности стран-членов альянса, объектом регулирования международного коммерческого права являются коммерческие отношения за пределами национальной границы страны, то есть международные коммерческие отношения, что обычно происходит в международной торговле, международной передаче технологий, международных финансах и других областях.
  2. Интернациональность основного органа Евразийского экономического союза. Субъектом международного коммерческого права международной организации могут быть стороны в одной стране или в разных странах, но преимущественно стороны в разных странах. Это находит свое отражение во многих случаях.Чтобы сплести глобальную стратегическую сеть и в дальнейшем получить и защитить корыстные интересы, развитие и рост многонациональных компаний позволит их силе выйти за пределы экономической сферы и распространить свои щупальца на политическую сферу, чтобы влиять на соответствующие государственной политики, насколько это возможно. В процессе развития, чтобы максимально использовать экономические и технологические преимущества, предоставляемые принимающей страной, транснациональные корпорации развиваются до такой степени, что пытаются контролировать свои ресурсы, потребности и связанные с ними знания, что наносит ущерб суверенитету Компании также пытаются заменить демократическое управление государственной властью различных стран в построении будущей социально-экономической системы авторитетом своих частных предприятий,роль в содействии свержению иранского правительства Моссад, В 1954 году United Fruit Company в Соединенных Штатах сыграла важную роль в свержении правительства Аль-Амуза в Гватемале, в 1973 году Международная телефонная и телеграфная компания оказала влияние на свержение правительства Альенде в Чили, и совсем недавно инцидент с Ханбо спровоцировал кризис в Южной Корее, политический и экономический кризис и т. д. Все это свидетельствует об ограничительном влиянии транснациональных корпораций на высшую абсолютную власть страны как внутри, так и снаружи.
  3. Международный характер правовых источников Евразийского экономического союза. К правовым источникам международного коммерческого права международной организации относятся не только источники международного права, но и источники внутреннего права каждого государства-члена, соответствующие судебные толкования и прецеденты и т. д.

Поэтому на сегодняшний день Евразийский экономический союз подписал пять торговых и иных соглашений о сотрудничестве в различных формах с такими странами, как Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур и Сербия. Кроме того, с 2018 года Молдова, Узбекистан и Куба получили статус наблюдателей в Евразийском экономическом союзе. Готовятся новые торговые соглашения со многими странами, десятки стран выразили заинтересованность в более тесном сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом. С точки зрения развития глобализированной экономики и торговли всем странам ЕАЭС может быть выгодно открывать больше возможностей для нового экономического сотрудничества таких соглашений, но результаты их реализации могут быть разными. В настоящее время основным направлением такого сотрудничества также является внешняя торговля, что находит отражение в договоренностях, достигнутых между Евразийским экономическим союзом и различными странами в этой сфере. Эти соглашения направлены на установление преференциальной системы внешней торговли, такой как снижение или отмена импортных тарифов, определение перечня товарных льгот, взаимное уведомление об изменениях в торговых системах, либерализация торговли услугами и т. д.

Глава 2. Современное состояние правовой основы торговых соглашений ЕАЭС

В условиях ускоренных темпов мировой экономической интеграции ТНК в евразийском регионе проявляют исключительную активность и все больше становятся мощной движущей силой мирового экономического роста, экономической интернационализации и глобализации. В целях повышения скорости и качества экономического роста и повышения всесторонней национальной мощи все страны Евразийского экономического союза положительно относятся к притоку иностранного капитала и постоянно корректируют свою политику иностранных инвестиций в соответствии с требованиями своих стран. собственное экономическое развитие и изменения притока иностранного капитала, в том числе сотрудничество со странами, не входящими в Союз. В настоящее время Евразийский экономический союз имеет пять соглашений о сотрудничестве с отдельными странами, в основном в сфере торговли[2]: Соглашение о свободной торговле между государствами-членами Евразийского экономического союза и Социалистической Республикой Вьетнам (подписано в 2015 г.), Исламская Республика Иран (подписано в 2018 г); КНР(вступило в силу 29 октября 2019 г.); Соглашение о свободной торговле с Республикой Сингапур (подписано в октябрь 2019 г.); и Сербии (подписано в октябре 2019 г.).

 Как неоднократно заявляли представители Евразийской экономической комиссии, десятки стран мира проявили заинтересованность в укреплении отношений с Евразийским экономическим союзом, с некоторыми из них ведется предметная работа по подготовке соответствующих соглашений.

Поэтому принцип национального суверенитета является не только основным принципом международного права, но и теорией основных принципов международного экономического права. Большинство зарубежных ученых считают, что в торговом соглашении Евразийского экономического союза присутствует правовая концепция толкования трех необходимых прав.

  1. Право собственности на природные ресурсы государств-членов в рамках Союза. Принцип постоянного суверенитета государств-членов Евразийского экономического союза над своими природными ресурсами является важным принципом международного права, установленным развивающимися странами в их борьбе за установление нового международного экономического порядка, по этому вопросу можно сослаться на ряд резолюций принятых Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, таких как Резолюция о постоянном суверенитете над природными ресурсами, Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий, особенно Хартия экономических прав и обязанностей государств.
  2. Экономические и стратегические полномочия стран-членов в принятии решений в рамках альянса. Страна имеет право устанавливать макростратегию своего экономического развития, что является проявлением права на самоопределение в международном праве. В сфере международных инвестиций страна может принимать решения о поощрении, разрешении, ограничении и запрещении внедрения иностранных инвестиций в конкретные отрасли, а также планировать масштабы введения средств.
  3. Право управлять экономическим поведением членов альянса для сотрудничества с внешними странами. Это выражается в том, что государство не только проектирует модель системы на макроуровне, но и управляет ею на микроуровне. Каждая страна имеет право управлять и осуществлять полномочия в отношении иностранных инвестиций в пределах своей национальной юрисдикции в соответствии со своими законами и правилами.Поэтому заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств ЕАЭС высказали пожелания о том, что «необходимо ускорить работу по подготовке и заключению соглашений о свободной торговле с такими странами, как Индия, Израиль, Египет, Индонезия, Монголия» [4].

В некоторых соглашениях о свободной торговле содержится норма о том, что «стороны признают важность сотрудничества в области применения законодательства о конкуренции и конкурентной политики. Сотрудничество осуществляется в соответствии с законодательством и нормативными актами Сторон и исходя из наличия необходимых ресурсов. Сотрудничество включает обмен неконфиденциальной информацией, консультации, сотрудничество при осуществлении правоприменительной деятельности, предусмотренное пунктом 2 ст.11.3, и техническое сотрудничество, включающее: b) проведение совместных семинаров в области законодательства о конкуренции и правоприменительной деятельности Сторон; c) любые иные формы сотрудничества, согласованные Сторонами» [6].Следует отметить, что форматы уже заключенных соглашений имеют существенные отличия. Пять подписанных соглашений представляют три градации торгового (и иного) сотрудничества.

Заключение

Наконец, согласно приведенному выше анализу правовой основы Евразийского экономического союза, можно сделать вывод, что цели Евразийского экономического союза как региональной международной организации рассматриваются государствами-членами как обеспечение условий для развития собственных экономик и совершенствования их конкурентоспособность в глобальных и региональных экономических системах. Поэтому каждое государство-член ЕАЭС готово системно и последовательно работать над реализацией основополагающих принципов, закрепленных в праве ЕАЭС. Что касается международной правовой системы, то международные инвестиции имеют огромное положительное влияние и определенное отрицательное влияние, но пока они руководствуются правильными законами и правилами, международные инвестиции определенно будут иметь все более благотворное влияние на все международное сообщество.Хотя транснациональные корпорации оказывают разрушительное воздействие на национальный суверенитет, их роль нельзя односторонне преувеличивать. Мы должны знать, что в сегодняшней теории и практике международных отношений, хотя и возникли негосударственные акторы или пангосударственные акторы, государство по-прежнему остается главным действующим лицом в международных отношениях, а транснациональные компании далеко не в состоянии с ними сравниться. Основные черты принципа национального суверенитета, а именно внутреннее верховенство и внутренняя независимость, не изменились.В настоящее время государства-члены Евразийского экономического союза принимают правильные решения по вышеуказанным вопросам, что в дальнейшем станет залогом развития интеграционного союза и реализации достигнутых договоренностей.

Список литературы

  1. Комендантов, С. В. Соглашения о свободной торговле Е Торговые соглашения Евразийского экономического союза АЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы / С. В. Комендантов // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». – 2021. – № 7. – С. 1-8.
  2. Торговые соглашения Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия, 2021. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/Pages/Торговые-соглашения-ЕАЭС.aspx (дата обращения: 14.11.2022).
  3. Итоги заседания ВЕЭС 21 мая 2021 г. Общественный совет при ФТС России. 24 мая 2021 г. // Официальный сайт «Новости». URL: http://www. osfts.ru/novosti/2021/1630-itogi-zasedaniya-vees-21-maya (дата обращения: 19.11.2022).
  4. Заседание Высшего Евразийского экономического совета. Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета 21 мая 2021 года [Электронный ресурс] // Сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/ catalog/persons/43/events/65626 (дата обращения: 14.11.2022).
  5. Додонов, В. Ю. Внешняя торговля Казахстана с партнерами ЕАЭС: предварительные итоги / В. Ю. Додонов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2021. – № 4(38). – С. 21-32.
  6. Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны». URL: https://docs.cntd.ru/document/420353871(дата обращения: 19.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: