УДК 34

Лучшие практики по реализации национального проекта "Здравоохранение" в субъектах РФ

Лапина Алина Вадимовна – магистрант Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. 

Научный руководитель Осипов Олег Викторович – кандидат исторических наук, доцент Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации. 

Аннотация: В статье приводится классификация эффективности здравоохранения по нескольким показателям. Определены приоритетные цели повышения эффективности регионального здравоохранения как главного источника улучшения качества жизни и состояния здоровья населения.

Ключевые слова: национальные проекты, эффективность, цели, развитие.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время не существует единого механизма определения эффективности регионального здравоохранения. В связи с этим возникает потребность в создании методологии определения эффективности здравоохранения на региональном уровне.

7 мая 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который определил девять национальных целей развития страны на ближайшие годы. Для осуществления поставленных целей Правительству Российской Федерации было поручено совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации разработать (скорректировать) национальные проекты (программы). Официальное представление паспортов 13 национальных проектов, состоялось по итогам проделанной работы 11 февраля 2019 года, которые в последующем были разделены по трем направлениям: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Национальный проект «Здравоохранение» является характерным продолжением приоритетного нацпроекта «Здоровье», который стартовал еще в 2006 году и с учетом продления просуществовал еще 7 лет (2006-2008, 2009-2012 гг.), поэтому его анализ, в том числе и изучение развития отечественного здравоохранения в разрезе его целевых индикаторов является актуальным.

Национальный проект «Здравоохранение» является межведомственным, в его осуществлении принимают участие федеральные органы исполнительной власти, Российский экспортный центр и все 85 субъектов Российской Федерации. Руководителем проекта является – министр здравоохранения М.А. Мурашко. Данный национальный проект предусматривает достижение 9 целевых показателей к 2024 году. Главные задачи национального проекта «Здравоохранение» связаны не только с улучшением отраслевой инфраструктуры, но и с обеспечением медучреждениями квалифицированными кадрами, так и с повышением доступности и качественным оказанием медицинской помощи, что в конечном счете приведет к значительному снижению смертности населения России.

Ряд целевых показателей нацпроекта не может быть проанализирован, поскольку в официальных статистических источниках они отсутствуют. Если говорить о показателях, то они будут следующими: «Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях» и «Укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях», при этом опираясь на официальный массив информации стоит отметить, что там фигурируют показатели укомплектованности только занятыми должностями и физическими лицами по всем видам медицинской помощи и типам учреждений здравоохранения (без деления на амбулаторные и стационарные). Отметим, что статистическими органами не учитываются показатели по вовлеченности медицинского персонала в систему непрерывного образования, охват взрослого и детского населения проф-осмотрами, количество населенных пунктов, находящихся вне зоны досягаемости медицинской организации, судя по всему, они будут зафиксированы только в ведомственной статистике. Следует также отметить, что цели, поставленные в национальном проекте «Здравоохранение», имеют неоспоримую значимость ввиду сложившихся неблагоприятных тенденций в сфере развития здравоохранения и динамики здоровья граждан. Аналогичное мнение было сформировано и внутри экспертного сообщества – как о необходимости решения выявленных проблем, так же, как и о межведомственном участии в реализации проекта.

Стоит отметить несколько регионов относящихся группе оказывающих медицинскую помощь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые стабильно занимают лидирующие позиции. На протяжении всего периода наблюдения единственным лидером все-таки в этой группе является Республика Ингушетия, имеющая максимальный ежегодный рейтинг 1,0.

В пятерке лучших за период 2012-2017 гг. состоит Республика Мордовия, которая заняла третье место в 2017 г. и второе место в 2015–2016 гг. Республика Дагестан в 2012–2014 годах заняла второе место, в 2015–2016 годах. - третье, а в 2017 году заняла пятое место в рейтинге. Менее устойчивые результаты показали Карачаево-Черкесская республика и Чечня. Так, в рейтинге за 2017 год второе место заняла Карачаево-Черкесская Республика пятое место - в 2015–2016 гг., а в 2013 г. – 22-е. Чеченская Республика в 2017 году заняла пятое место, так, например, в предыдущие годы она была и на третьем месте в 2013 г., и на девятом в 2014 г. С 2013 г. по настоящее время последнее место в рейтинге занимает Еврейская АО, показавшая минимальный результирующий показатель за весь период исследования.

По итогам 2017 года в пятерку субъектов Российской Федерации с самым низким показателем, отражающим оказание медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, вошли Псковская и Мурманская области, Республика Тыва и Камчатский край. Следует также отметить, что Республика Тыва входит в пятерку худших регионов за весь период исследования, как например в 2012 году была на последнем месте. За весь период наблюдения Псковская область находилась в последней пятерке рейтинга, за исключением 2013 года, когда ей удалось подняться на 76-е место, но все-таки в дальнейшем так и не сумела удержать эту позицию. Мурманская область и в частности Камчатский край показали ярко выраженную отрицательную динамику за весь период наблюдения. Так, в 2012 и 2013 гг. Камчатский край занимал соответственно 56-е и 39-е места, но с 2014 года совсем начал терять свои позиции: 57-е в 2014 г., 70-е в 2015 г., 76-е в 2016 г. и 81-е место в 2017 г.

Список литературы

  1. Борщевский Г.А. Эффективность государственного управления и государственной службы в сфере здравоохранения // Управленческие науки. – 2018. – Т. 8. № 2. – С. 64-75.
  2. Иванова А.А. Правовое регулирование государственного управления здравоохранением // Наука Удмуртии. – 2018. – № 1. – С. 62-78
  3. Федерaльный зaкoн Рoссийскoй Федерaции oт 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Сoбрaние зaкoнoдaтельствa Рoссийскoй Федерaции. - 2011. - № 40. - Ст. 10.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 06 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Сoбрaние зaкoнoдaтельствa Российской Федерации. - 2019. - № 23. - Ст. 2927.
  5. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам // Официальный сайт Президента РФ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58894 (Дата обращения: 09.03.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: