УДК 37

Плюсы и минусы цифрового дистанционного обучения русскому языку как иностранному

Хуан Ин – студент Забайкальского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные виды цифрового дистанционного образования и то, как они применяются для обученя русскому языку как иностранному. В статье рассмотрены основные плюсы и минусы цифрового дистанционного обучения. Хотя существует ряд неоспоримых плюсов, наличие критических для изучения русского как иностранного языка минусов делают необходимым внесение изменений в технологию и методологию преподавания. Только при таких условиях цифровое дистанционное обучение может рассматриваться как полноценная замена классическому очному обучению.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, дистанционное обучение, онлайн-курсы, цифровизация образования, инновации.

Хотя различные технологии дистанционного обучения появились уже достаточно давно, настоящее развитие они получили в период пандемии коронавируса, пришедшийся на 2019-2022 гг. Распространение технологий дистанционного обучения было вызвано рядом причин. Во-первых, большинство вузов перешли на дистанционный формат обучения даже для очных программ. Во-вторых, ряд сайтов, предоставляющих услуги онлайн обучения и оналйн курсов в период пандемии сделали свои услуги бесплатными или предоставляли скидочные условия. В-третьих, для людей перешедших на дистанционный формат работы или лишившихся работы открылись новые возможности перепрофилирования посредством дистанционного обучения. В дистанционном образовании, безусловно, есть целый ряд плюсов, которые делают его все более и более популярным. Однако может ли оно служить заменой или полноценной альтернативой классическому очному обучению в контексте обучения русского языка как иностранного? На этот вопрос стремиться ответить эта статья, выявив сильные и слабые стороны цифрового дистанционного обучения.

Вначале следует выявить виды дистанционного обучения. Во-первых, это заочный формат обучения в вузах, он не относятся к цифровым видам, поэтому в данной статье затронуто не будет. Во-вторых, это онлайн-обучение в режиме живого времени, сейчас используемое вузами в качестве замены обычных очных лекций. Онлайн-обучение осуществляется посредством взаимодействующих в живом времени посредством программы для коммуникации, видеокамеры и микрофона преподавателя и студентов. Такое обучение может быть как групповым (чаще всего практикуется в вузах), так и индивидуальным (например, в ходе частных курсов языка). В-третьих, это массовые открытые онлайн-курсы на таких образовательных платформах, как Coursеra, Открытое образование, Xuetang и пр. Они чаще всего не подразумевают интерактивного взаимодействия с преподавателем и другими студентами и может проводиться в любое удобное для слушателя время. В-четвертых, это мобильное обучение, то есть «обучение в различных контекстах посредством социальных взаимодействий и взаимодействия с контентом с использованием персональных электронных устройств».[1]. К нему в том чсиле можно отнести обучение посредством различных образовательных приложений на телефоне.

Перейдем теперь к плюсам и сильным сторонам дистанционного обучения Во-первых, оно доступно практически в любом месте. Обмен информацией происходит почти мгновенно среди всех, кто использует один и тот же контент, что приводит к мгновенному получению отзывов и советов. Дистанционное обучение также обеспечивает высокую мобильность, заменяя книги и тетради небольшими устройствами, наполненными специализированным учебным контентом. Дополнительным преимуществом мобильного обучения является его рентабельность, поскольку цена цифрового контента на планшетах резко падает по сравнению с традиционными носителями (книги, компакт-диски, DVD-диски и т. д.). Например, один цифровой учебник стоит от одной трети до половины стоимости бумажного учебника при нулевых предельных затратах.[2]

Во-вторых, применение современных технологий в области преподавании может позволить как преподавателями, так и студентам присоединиться к сообществам людей, находящихся далеко за пределами их непосредственного окружения, чтобы критически рассмотреть, проанализировать, внести свой вклад и систематизировать вопросы логически и контекстуально, обладая профессионализмом и преобразования всего общества в поле зрения [3].

В-третьих, цифровые технологии снижают незаменимость роли преподавателя. Теперь постоянное присутствие преподавателя уже не является обязательным для успешного обмена знаниями – часто достаточно лишь единоразово сделать запись с лекционным материалом и подготовить тесты.

В-четвертых, технологии позволяют выбирать индивидуальный темп: мультимедийные инструменты, онлайн-обучение и обучение на цифровых носителях помогли устранить необходимость в составлении планов уроков на основе общего знаменателя. Ученики, которые быстрее схватывают понятия, продолжают и продвигаются вперед,

В-пятых, технологии помогают снизить затраты на обучение и повысить производительность. Еще одним преимуществом использования технологий для охвата большого числа учеников за более короткое время является снижение затрат на обучение. Корпоративные и академические учреждения могут сократить свои расходы на проведение уроков для учеников в расчете на одного ученика. Благодаря использованию технологий ученики могут значительно сэкономить время и повысить свою производительность. Оба эти момента оправдывают более высокую стоимость передовых технологических инструментов.

Однако, с другой стороны, у дистанционного обучения есть и свои ощутимые минусы, особенно в контексте изучения русского языка как иностранного. Во-первых, это недостаток цифровых материалов по русскому языку как иностранному на данный момент. Массовые оналйн курсы по русскому языку как иностранному на данный момент предлагают такие вузы, как СПбГУ, ТюмГУ, НИЯУ МИФИ, Политех и ТГУ. Мобильные приложения для изучения русского языка как иностранного существуют, но их несоизмеримо меньше по сравнению с другими языками.

Во-вторых, дистанционное обучение хотя и может в некоторой степени воссоздать групповое оучение, не может дать всех его сильных сторон, которые раскрываются при очном обучении. Тем более это касается массовых оналйн курсов. Дистанционное обучение такого рода не может помочь ученикам получить поддержку традиционного группового обучения. Для решения этой проблемы технологии могут предоставить дистанционным учащимся онлайн-сообщества, живые чаты и доски объявлений. Все это позволяет ученикам сотрудничать и общаться, даже если они изолированы в своем собственном пространстве.

В-третьих, дистанционное обучение, в том числе и с регулярным и интерактивным взаимодействием с преподавателем и группой, снижает уровень языковой разговорной практики, что является критичным аспектом при изучении русского языка как иностранного. Кроме того, без переезда с целью учебы в страну изучаемого языка иностранные студенты лишают себя языковой среды, которая также влияет на качество усвоения иностранного языка.

В-четвертых, при дистанционном обучении снижается уровень контроля со стороны преподавателя. Без возможности постоянно контролировать группу, преподаватель может привести к снижению внимания со стороны студентов.

В-пятых, минусом данной системы является переутомление зрения, которое неминуемо при работе за компьютером.[4] Кроме того, для некоторых категорий учениковтмогут возникать психологические трудности, связанные с занятиями вне учебных зон. Также сложность может заключаться в нехватке оборудования и соответствующих условий для обучения как со стороны студента, так и преподавателя.

В заключение стоит отметить, что у дистанционного обучения русскому языку как иностранному есть ряд неоспоримых плюсов. Технологии дистанционного обучения позволяют демократизировать обучение иностранным языкам и сделать его более доступным для иностранных студентов. Однако, с другой стороны, особенно в контексте обучения иностранным языкам, такой формат может дать недостаточно качественный результат. Во-первых, при таком формате снижаются навыки разговорного русского языка, что снижает качество выпускников. Во-вторых, при дистанционном обучении может наблюдаться снижение мотивации обучающихся. В-третьих, в контексте русского языка как иностранного отмечается определенная нехватка цифровых материалов, а также специализированной подготовки преподавателей. Таким образом, для использования дистанционного цифрового обучения русскому языку как иностранному на постоянной основе, а не в качестве временной замены или дополнения, необходимо провести ряд методологических и технических улучшений.

Список литературы

  1. Crompton H. A historical overview of mobile learning: Toward learner-centered education. In Z. L. Berge & L. Y. Muilenburg (Eds.), Handbook of mobile learning. Florence, KY: Routledge
  2. Brown D. Teaching by principles: An attractive approach to language pedagogy. 2001. New York: Longman.
  3. Ubniyazova A.Sh.Modern technologies in teaching a foreign language // Bulletin Abay Kazakh National Pedagogical University. 2015
  4. Костоева З.М., Лолохоева Л.Р., Костоева М.М. Дистанционное обучение: плюсы и минусы // Вестник науки и образования, 2020, №19-1 (97). С. 76-78

Интересная статья? Поделись ей с другими: