УДК 376

Морфологические аграмматизмы в устной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Якушева Вероника Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Специальной педагогики и психологии Смоленского государственного университета.

Козикова Анастасия Геннадьевна – студент заочного отделения магистратуры Психолого-педагогического факультета Смоленского государственного университета.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению морфологических аграмматизмов в устной речи детей дошкольного возраста. Представлены примеры экспрессивных аграмматизмов в речи дошкольников с ОНР (III уровень речевого развития) и результаты исследования состояния морфологической системы грамматического строя речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, ОНР, грамматическая сторона речи, аграмматизмы, преодоление аграмматизмов.

В современной логопедии одним из самых распространенных нарушений речи среди детей дошкольного возраста, имеющих первично сохранный интеллект и ненарушенный физический слух, является общее недоразвитие речи (ОНР). Эта патология затрагивает звуковую и смысловую сторону речи. Отличительной его особенностью является системный характер нарушения, поскольку недостаточно сформированными оказываются фонетический, морфемный, лексический, синтаксический уровни языковой системы. Несмотря на вариативное проявление речеязыковых нарушений и степень их выраженности в структуре дефекта при ОНР, наиболее стойкий его признак – это наличие аграмматизмов. Интерес к изучению нарушений формирования грамматического строя речи демонстрировали такие ученые как Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова [1] и Г.В. Чиркина [3]. В своих работах по изучению проявлений отклонений в формировании грамматического строя речи С.Н. Шаховская [5], Л. Ф. Спирова [6], Н.А. Никашина [6] выделяли неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР.

Необходимо указать, что дошкольники с ОНР часто демонстрируют существенные трудности при программировании высказывания и подборе языковых средств. Одним из ярких и значительных проявлений грамматических нарушений являются морфологические аграмматизмы, представляющие собой нарушение оформления активной речи, которое характеризуется неправильным употреблением падежей, склонений и предлогов [2].

В ходе эксперимента нами было обследовано 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). Испытуемые участвовали в исследовании грамматического строя речи с использованием методики, состоящей из ряда заданий и предложенной Г.В. Чиркиной [3].

Задание 1, направленное на оценку сформированности умения изменять имена существительные по числам и падежам, а также правильно употреблять слова мужского, женского и среднего рода. (примеры речи обследуемых детей: «У бабушке игрушка»; «я видела мышов; «папа чинили машина).

Задание 2. Оценка сформированности умений изменения имен прилагательных с существительными в роде и числе (примеры речи обследуемых детей: «зеленый шары»; «красивый кукла»; «серый мыши»).

Задание 3. Оценка сформированности умений образовывать имена существительные родительного падежа единственного и множественного числа, согласовывать изменяя глаголы по числам (примеры речи обследуемых детей: «нет собаков»; «бабочка может летает»).

Дошкольники, участвовавшие в первичной диагностике, испытывали затруднения в выполнении заданий даже с помощью логопеда. Большинство детей не проявляли активность, пассивно следовали за инициативными детьми, были не внимательны, интерес к заданиям отсутствовал. Речь у них была затруднена, отмечались грубые нарушения в выполнении заданий, наблюдалась неуверенность в себе, прослеживалось значимое количество грамматических ошибок таких как: неправильное согласование существительных с глаголами и прилагательными (например: «Мама пошел работа»; «Дедушка играют»; «Мама игрушка несли»; «кукла упал»; «Чинили машинка»).

На основе анализа полученных данных нами были установлены уровни сформированности морфологической системы грамматического строя речи:

  1. Низкий уровень-испытуемый не справился с заданием, стимульная помощь не дала результата;
  2. Средний уровень-задание выполнено с ошибками;
  3. Высокий уровень-задание выполнено правильно, помощь не требовалась.

Результаты выполнения задания №1 отражают незначительное преобладание среднего уровня успешности (40%) над ответами детей с ОНР, соотносимыми с низким уровнем развития морфологической системы грамматического строя речи (30%) и подтверждают необходимость коррекционного воздействия по преодолению аграмматизмов в речи детей с ОНР.

Задание №2 показывает, что низкий уровень имеют 40% испытуемых, средний уровень 40%. Высокий уровень имеют 20% испытуемых.

Задание №3 выявляет что низкий уровень имеют 40% испытуемых, средний уровень 40%. Высокий уровень у 20% испытуемых.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что испытуемые имеют недостаточную сформированность морфологической системы грамматического строя речи.

Рассмотрение проблемы исследования в теоретическом и практическом аспектах позволило нам составить план коррекционной работы, состоящий из взаимосвязанных этапов, на каждом из которых были реализованы специально сформированные комплексы игровых заданий.

Принимая во внимание возраст испытуемых, основным методом воздействия была выбрана игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Одним из заданий, предлагаемых дошкольникам стала игра «один-одна-одно», позволяющая формировать умение определять род существительных и согласовывать с числительными. Предъявление игровых заданий предполагало включение соревновательного момента, повышающего интерес ребенка к выполнению предложенных упражнений [4].

Список литературы

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном и Д, 2000. 128 с.
  2. Левина Р.Е., Спирова Л.Ф., Никашина Н. А., Чудинова Л. М. Основы теории и практики логопедии. Альянс (Москва). 2017. 366 с.
  3. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений. Под общей редакцией профессора Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2003.
  4. Макарова Н.В., Тарасенко Е.В. Грамматические ошибки у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием // Современные проблемы науки и образования. № 5. С..- ..: URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26824 (дата обращения: 28.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: