УДК 372.87

Методические принципы развития образного мышления студентов-дизайнеров посредством линогравюры в условиях среднего профессионального образования

Шаляпин Олег Васильевич – доктор педагогических наук, профессор кафедры Изобразительного искусства Новосибирского государственного педагогического университета.

Киселева Дарья Ивановна – магистрант Новосибирского государственного педагогического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются общие методические принципы развития образных представлений для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования, предложены основные методы обучения, применимые в рамках художественного образования, объяснены некоторые значимые аспекты обучения студентов-дизайнеров. Авторы особо отмечают, что различные графические материалы в той или иной степени позволяют развивать образное мышление. Линогравюра, при этом, имеет ряд преимуществ, которые позволяют осуществлять обучающие задачи наиболее эффективно. Так процесс создания линогравюры предполагает полное поэтапное ведение работы, включая такой важный этап как анализ воспринятых ранее образов предметов или явлений, что благотворно сказывается на профессиональном обучении дизайнера.

Ключевые слова: линогравюра, методика обучения, принципы обучения, среднее профессиональное образование.

Современный стандарт образования предъявляет новые требования к подготовке студентов среднего профессионального образования, в том числе к подготовке студентов, обучающихся по программам художественной направленности. Выпускники учреждений среднего профессионального образования должны освоить ряд профессиональных компетенций, включающие различные навыки и умения, в связи с чем требуется разработать актуальные методики, способствующие их формированию и развитию.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования от 27 октября 2014 г. № 1391 по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) определил, что в число знаний, умений, навыков выпускника колледжа входит умение находить новые образные решения для каждой творческой задачи [8]. Формирование данного умения предполагает наличие развитого образного мышления, методика развития которого на данный момент нуждается в разработке и адаптации для студентов среднего профессионального образования.

Развитие образного мышления наиболее доступно и осуществимо в рамках освоения профессиональных дисциплин, в частности, на занятиях по композиции.

Различные художественно-графические материалы в той или иной степени позволяют развивать образное мышление. Линогравюра имеет ряд преимуществ, которые позволяют осуществлять обучающие задачи наиболее эффективно. Так процесс создания линогравюры предполагает полное поэтапное ведение работы, включая такой важный этап как анализ воспринятых ранее образов предметов или явлений. В рамках работы над той или иной темой студент сталкивается с необходимостью перевести на художественный язык основные характеристики предметов или явлений не только по отдельности, но и оценивать взаимодействие этих предметов или явлений в пространстве листа [2].

Особенность такого материала как линогравюра заключается в высокой контрастности изображений, что также приходится учитывать в работе. Учащийся так или иначе сталкивается с необходимостью преобразовывать общую форму предметов или объектов для решения множества задач: выявление наиболее характерного в предмете или явлении; сохранение общей читаемости как отдельных предметов, так и всего изображения в целом; поиск гармоничных отношений черного к белому в пространстве листа и прочее [1]. Все эти задачи отвечают требованиям работы с образом объектов или явлений, а именно актуализируют представления, вовлекают процессы мышления и художественно-творческого воображения в ходе решения творческих задач (в данном случае, предложенной темы).

Любая методика в первую очередь должна отвечать общим педагогическим принципам обучения (например, принципу наглядности, научности, последовательности и другим). Не менее важным фактором, который следует учитывать при составлении методики, является включение различных методов обучения [7]. Одни из наиболее эффективных методов, которые могут применяться для развития образного мышления, являются поисковый метод и метод проблемного обучения.

Само образное мышление А.Г. Маклаков определяет как «вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи» [6]. 

Методика развития образного мышления посредством линогравюры требует некоторой предварительной подготовки учащихся к переходу к новому материалу. Особенно важно учитывать этот фактор при работе со студентами-дизайнерами, которые имеют меньший изобразительный опыт, чем студенты, обучающиеся на отделениях живописи или декоративно-прикладного искусства. Так для перехода к линогравюре с учащимися рекомендуется провести серию занятий по работе с пятном и линией в графической композиции, осветить виды и способы стилизации. Темы этих занятий должны охватить такие изобразительные жанры, как натюрморт и пейзаж, а также по возможности включить в себя работу над сюжетно-тематической композицией. Важно подойти избирательно и к выбору материалов для работы с учащимися: материалы должны предполагать преимущественно пятновое решение.

При обучении студентов-дизайнеров подготовительный этап, вероятно, стоит начинать с обучения принципам деления и синтеза силуэта на наиболее простые геометрические формы, так как в работе со студентами-дизайнерами обнаруживается проблема, выявленная на других дисциплинах профессионального цикла, а именно неумение оперировать простыми формами, ведущее к чрезмерному усложнению процесса работы и выполнению лишних действий.

Для непосредственного формирования знаний, умений и навыков, необходимых для развития образного мышления в процесс обучения могут быть включены поисковые, кратковременно-тренировочные упражнения и длительно-творческие задания.

Кратковременно-тренировочные упражнения более всего развивают у учащихся навыки работы с различными выразительными графическими средствами. Кратковременно-тренировочные упражнения направлены в первую очередь на знакомство с материалом и его выразительно-графическими средствами. В серии упражнений учащимся предлагается познакомиться с выразительными особенностями линии, пятна, штриха в линогравюре. Грамотное использование выразительных средств лежит в основе успешной работы с образами предметов, объектов или явлений на дальнейших этапах обучения.

Поисковые упражнения в первую очередь направлены на работу с образной составляющей будущей композиции. Поисковые упражнения представляют собой поисковые эскизы. Эскизы в данном случае будут нескольких видов: эскизы, направленные на отображение замысла, композиционные эскизы и эскизы с пятновым и тональным решением. Также подразумевается выполнение учащимися набросков, главной задачей которых будет поиск характерных особенностей частей будущей композиции, варианты их стилизации.

Длительно-творческие задания позволяют закрепить полученные знания и навыки в процессе работы над поисковыми и кратковременно-тренировочными упражнениями. Длительно-творческие упражнения предполагают самостоятельную работу учащихся над композицией на заданную или выбранную ими тему, поиск самостоятельных решений для поставленной задачи. Длительно-творческие задания также предполагают наличие поискового ряда перед выполнением итогового варианта на поверхности линолеума, соответственно, предполагает и наличие готовых образных решений, а также их вариативность.

Методика, составленная на основе данных принципов, позволит развить образное мышление учащихся, сформировать комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, внести разнообразие в процесс обучения дизайнеров.

Список литературы

  1. Богачкина Л. Г. Линогравюра в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. 80 С.
  2. Гевленко Ю. А. Художественный замысел как творческая процедура // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №1(9).
  3. Кравченко К.А., Киселева Д.И. Методика обучения линогравюре в системе дополнительного образования // «Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна». Новосибирск, Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. № 1. С. 107 – 110.
  4. Кравченко К.А. Особенности обучения рисунку бакалавров направления подготовки «Графический дизайн» // Всероссийский научный периодический журнал. Выпуск № 1 «Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна». Новосибирск, Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2016. С. 99 – 104.
  5. Кравченко К.А. Учебная постановка как основа развития начальных умений рисования натюрморта / К.А. Кравченко // Философия образования. - Новосибирск: Изд. СО РАН, № 5(68). С. 148-156.
  6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. 580 с.
  7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 С.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. №1391 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)».

Интересная статья? Поделись ей с другими: