УДК 008

Армянское культурное наследие Грузии

Мкртчян Донара Сережаевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрена история Грузии и Армении. Проведен историко-сравнительный анализ культурного наследия Грузии. Подробно рассмотрена армянская культура и история армянского народа, а также роль Тбилиси в развитии армянской литературы. На основании данного исследования автор приходит к выводу, что Тбилиси столица восточно-армянской литературы, политической мысли и культуры.

Ключевые слова: Культура Грузии, армянское население, Город Тбилиси.

История Грузии и Армении тесно переплетена, а отношения между двумя народами зародились много веков назад. Массовая миграция армян в Грузию началась в ΧІ веке, после падения Армянского царства Багратидов и его столицы Ани. Город Гори был основан для большого числа армян, переехавших из Ани [11]. В ΧVІІІ веке значительная группа армянских торговцев начала селиться в Тифлисе, ныне Тбилиси, где они построили церкви, многочисленные учебные, медицинские и другие учреждения.

«На протяжении веков армянская интеллигенция, богатые купцы и деятели культуры были неотъемлемой частью жизни столицы Грузии Тбилиси»,- пишет Сосо Дзамукашвили в журнале «Emerging Europe» [12].

По словам финского академика Серафима Сепалы, который широко изучал и неоднократно упоминал в своих трудах об армянской культуре и истории, в ΧІΧ веке Тбилиси был «самым армянским городом в мире», где армяне составляли более двух третей населения города, однако в наше время население Тбилиси превышает миллион, но армяне составляют лишь пять процентов населения [2]. В настоящее время в Грузии проживает более 200000 армян (по неофициальным данным 400000), в основном сконцентрированных в Тбилиси, Джавахке, Квемо Картли, Батуми, Телави, Сурами, Гори, Болнис-Хачене и других местах [11].

Джавахкская область на юге страны вошла в состав Российской империи после русско-турецкой войны (1828-1829 гг.). Его армянское население значительно увеличилось за счет беженцев из Западной Армении (в основном из Карина). С конца ΧІΧ века подавляющее большинство населения Джавахка составляли армяне, которые в настоящее время оцениваются более чем в 90%. В 1921 году, когда Грузия полностью перешла под советское господство, Джавахк был официально включен в состав Грузинской ССР.

В столице Джавахка Ахалкалаки (небольшой армянский город с населением около 13 000 человек), открылась церковь Сурб Хач, во дворе которой установлен памятник Карапету Багратуни. Преподобный Карапет Србазан, священник из Эрзерума, сопровождал тысячи армянских беженцев в Джавахк во время русско-турецкой войны.

Памятник Месропу Маштоцутакже установлен на площади в центре города. Второй по величине город Джавахка, Ниноцминда, насчитывает около 6000 жителей. В северной части города в ΧІΧ веке была заложена церковь Святого Саргиса. Чуть дальше от него находится мемориальный комплекс советским воинам-армянам, погибшим во время Второй мировой войны. А мемориальный комплекс, посвященный геноциду армян, находится в сквере грузино-армянской дружбы. В некоторых селах армяне-католики, имеют свои школы и небольшие церкви. Церковь Сурб Аствацацин в Гестии считается духовным центром их общины.

В 2019 году в селе Сатхе открыт этнографический музей джавахских армян, а в селе Гандза – дом-музей Ваана Теряна. Музей великого армянского поэта Дживани находится в селе Картах, примерно в пяти километрах от турецкой границы. Недалеко от Джавахка город Ахалцихе, который также был в основном населен армянами в советские годы. Стоит отметить, что армянский католический кардинал Григор Петрос 15-й Агаганян, а также отец Шарля Азнавура Микаэль Азнавурян были уроженцами Ахалцихи.

Переходя к другим населенным пунктам, можно сказать, что курорт Батуми, расположенный на побережье Черного моря, с ΧІΧ века был домом для армянской общины, где в 1887 году была построена церковь Святого Спаса. В 2010 году во дворе церкви был установлен хачкар, а Армянская католическая церковь была разрушена [14].

В результате эмиграции с течением времени армянское население сократилось, но это не связано с каким-то конкретным событием. Параллельно с этим логично и понятно, что большая часть армянского наследия города - жилые дома, школы, церкви и другие памятники культуры, построенные тбилисскими армянами, были заброшены или просто забыты. Больше всего пострадала Армянская апостольская церковь.

В течение VІІ-ΧІΧ веков на территории Грузии армяне построили более 600 церквей, сформировав армянскую епархию Армянской апостольской церкви в Грузии. Несколько церквей в Тбилиси были конфискованы еще в советский период, а после распада СССР были переданы грузинской православной церкви. Стоит отметить, что сейчас из многочисленных армянских церквей в Тбилиси действуют только церковь Сурб Геворг, церковь Сурб Эчмиадзин (Св.Эчмиадзинецоц), церковь Святого Григория Просветителя в Ахалцихе, церковь Сурб Хач в Ахалкалаки и церковь Сурб Саркис в Ниноцминде [14]. Некоторые церкви в Тбилиси были конфискованы еще в советский период, а после распада СССР были переданы грузинской православной церкви [12].

Согласно докладу о международной свободе вероисповедания, опубликованному Госдепартаментом США, Римско-католическая и Армянская апостольская Церкви Грузии «не смогли обеспечить возвращение закрытых в советские годы церквей и других сооружений, многие из которых впоследствии были переданы государством Грузинской православной церкви» [3].

То же самое можно сказать и о других памятниках армянской культуры Тбилиси, например, об армянском драматическом театре, который является одним из самых мощных символов армянской культуры города. Театр, названный именем выдающегося армянского актера и поэта Петроса Адамяна, был создан в 1858 году, армянским театральным деятелем Джорджем Чамкяном. Он был перестроен в 1936 году и переименован в Армянский театр имени прогрессивного большевика Степана Шаумяна, который в настоящее время находится в плачевном состоянии и закрыт уже семь лет.

К радости армянской общины Грузии, благотворительная организация «Kartu Group»», основанная бывшим премьер-министром Грузии Бидзиной Иванишвили, взялась за реставрацию здания. Министерство культуры Армении также профинансирует работы по реконструкции театра. Согласно заявлению мэрии Тбилиси, здание будет готово в 2023 году [12].

Город Тбилиси сыграл центральную роль в развитии армянской литературы. Здесь родились писатели Газарос Агаян, Габриэль Сундукян и Нар-Дос, а большую часть жизни провели литературные гиганты Раффи и Оганес Туманян. В 1899 году Туманян вместе с Аветиком Исаакяном, Дереником Демирчяном, Левоном Шантом и другими основал литературный кружок «Вернатун». Дом Туманяна, открытый в 2017 году, представляет нам всю эту историю.

Армяноязычная пресса в Грузии имеет богатую историю. В разное время здесь издавалось более 260 армянских периодических изданий. Армянская газета «Грузия», основанная в 1920 году, является старейшей газетой Грузии, издаваемой до сих пор. В 1824 году была открыта крупнейшая в мире семинария Нерсисяна, это одно из армянских учебных заведений. Здесь учились писатели Хачатур Абовян, Перч Прошян, а также такие политики, как Согомон Тейлерян и Анастас Микоян. В 1911 году семинарию перевели в новое здание на «Арсенальной горке», оно было полностью построено из привезенного из Армении туфа. Он был закрыт в 1924 году, и сегодня в этом здании действует Кавказский университет.

В настоящее время в Грузии действуют 154 армянские школы и школы смешанного обучения, в том числе 8 в Тбилиси, 115 в Самцхе-Джавахке, 29 в Шида (Внутренней) Картли [12].

Грузия, а особенно город Тбилиси, также играли центральную роль в политических событиях в Армении. В 1880 году Михаил Лорис Меликов был назначен Российской империей министром внутренних дел Грузии. Десять лет спустя, в 1890 году, в Тифлисе была основана Армянская революционная партия Дашнакцутюн. Кроме того, представители армянской общины занимали высшие посты в органах управления страны, например, в Тбилиси было более 40 мэров-армян [4].

В этот период была создана армянская торговая буржуазия (состоящая из знаменитых семей Манташевых, Арамянц и Гукасовых), которой принадлежало около 60% тбилисских промышленных предприятий и торговых домов. Город стал экономическим, культурным и политическим центром Восточной Армении, став базой для самых влиятельных деятелей армянской истории. Среди них были родившийся в Тифлисе поэт Саят Нова, художники Степанос Нерсисян, Геворг Башинджагян, семья Овнатанянов – Мкртум, Акоп и Агатон, художница Гаяне Хачатрян, кинорежиссер Рубен Мамулян, всемирно известный композитор Арам Хачатурян, художник-мечтатель и кинорежиссер, Сергей Параджанов и другие видные армяне [11].

Наши соотечественники действительно сыграли большую роль и значение в истории Грузии, но самым плодотворным был XIX век. Ниже приведены имена тех армян, которые изменили ход грузинской истории.

Невозможно представить Тифлис без этого выдающегося армянина, который был не только богатейшим человеком ΧІΧ и ΧΧ веков и подарил городу роскошные особняки и здания, но и обеспечил город телефонной связью.

Александр Манташянц родился в Тифлисе в 1842 году, 3 марта. Учился в частной школе Вардапета Галуста Папазянца в Тифлисе. Владел несколькими языками: армянским, русским, грузинским, английским. Отец был торговцем мануфактурой. Александр Манташян был главным инициатором и основателем армянского благотворительного общества Кавказа и до конца своей жизни оставался членом правления, продолжая выделять крупные суммы. Александр Манташян был преданным и покровителем армянской культуры, науки, искусства и литературы [5].

Стоит отметить и роль следующего представителя армянского происхождения г. Тбилиси, Александра Хатисяна, который в 1910 году был мэром города. Хатисян родился в Тифлисе, 17 февраля 1874 года, в семье крупного дворянина. В 1891 году он окончил Тифлисскую государственную гимназию. Учился в Московском и Харьковском университетах, получил медицинское образование. Как и Манташянц, он также отлично владел несколькими языками: армянским, русским, английским, французским, немецким и грузинским. За время его правления в Тифлисе был решен ряд важных вопросов, от водоснабжения до уличного освещения. При нем был заасфальтирован город, построены трамвайные пути.

Следующий известный тбилисский армянин, родом из Арцаха, Микаел Арамянц, 1843 года рождения. В конце ΧІΧ века он хотел сделать Тбилиси самым красивым городом Восточной Европы. Он обосновался в Тбилиси в 1860-х годах и стал успешным торговцем сахаром и хлопком, а затем нефтяным магнатом. Среди памятников культуры, оставленных им, великолепная постройка в стиле ренессанса и барокко, нынешняя гостиница «Тбилиси Марриотт». Последний был построен в начале ΧΧ века по подобию его любимого корабля «Маджестик». Он также основал в Тифлисе «Национальную благотворительную компанию», был постоянным попечителем и спонсором школы Нерсисян. Арамянц поддержал строительство знаменитой «Больницы Арамянца» в Тбилиси (ныне Клиническая больница № 1 Тбилиси), пожертвовав сто тысяч рублей. Во время Первой мировой войны строил приюты для армянских беженцев. После установления советских порядков Арамянц лишился почти всего своего состояния, лишился богатства и положения, а в 1924 г. умер от голода и нищеты [1]. Но, увы, сегодня его имя забыто. Хотя некоторые пожилые грузины до сих пор называют больницу именем основателя.

Александр Матинян, один из известных армян, родился в 1843 году в Тифлисе, государственный, политический и общественный деятель, меценат, был одним из мэров Тифлиса. В истории тифлисских градоначальников Александр – единственный человек, которого избирали на одну и ту же должность четыре раза подряд. За время его руководства в Тифлисе было проведено много важных работ, в том числе строительство мостов (бывший Вериску, нынешний Галактион Табидзе), скотобойни, конной повозки, телефона, городского дома. Две больницы, построенные в Авлабарском и Харпуховском районах по инициативе и при поддержке Александра Матиняна, имели большое значение в сфере здравоохранения [15].

Погос Измаилян (1852 г.р.) также был одним из мэров Тифлиса в 1879 году. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Он основал так называемую «Ивановскую библиотеку», которая привлекала к нему особенно юных читателей. Он сыграл большую роль не только в становлении грузинской печати, но и активно участвовал в работе основанной Григором Арцруном литературной газеты «Мшак».

Погос (Павел) Зурабян не был уроженцем Тбилиси, но всю свою жизнь провел в этом городе. Был одним из главных инженеров Тифлиса, спроектировал и построил 36 доходных домов (1899-1917), новое здание Нерсисянского училища (1909, соавтор, ныне Индустриальный институт), Тифлисское отделение Волго-Камского Драматического театра (1910, ныне Национальная библиотека Грузии), комплекс больниц имени Джубалова в Авлабаре, Александрийская акушерско-детская больница.

Переходя к следующей армянской семье, Тамамшевым, стоит упомянуть их большой вклад в культурное и образовательное развитие Тбилиси. Гаврил Тамамшев профинансировал строительство первого оперного театра в Тбилиси в 1847 году, когда казна русского царя отказала в этом. Гаврил Тамамшев подарил Грузии свою личную библиотеку по случаю создания национальной библиотеки, которая, кстати, насчитывала тысячи томов [6].

В 1850-х годах Тамамшевы построили в Тбилиси небольшой домик, который пара получила в качестве приданого во время свадебной церемонии Елизаветы Тамамшевой и русского ботаника и этнографа Михаила Смирнова в 1876 году. Однако, в советские годы он был конфискован муниципалитетом и по сей день функционирует как дом-музей памяти Тамамшевых, чье имя он носит [9].

Знаменитый режиссер Сергей Параджанов тоже родился в Тбилиси 9 января 1924 года в семье антиквара. В 1964 году Параджанов поставил фильм «Тени забытых предков», который стал одним из ярких событий советского кинематографа 1960-х годов и занял свое место в ряду с такими известными фильмами, как «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Баллада о солдате» Григория Чухры, «Иваново детство» Андрея Тарковского. Шедевром Параджанова можно считать «Цвет граната» (1968), повествующий о жизни Саят-Нова, армянина из Тифлиса. «Сергей – уроженец Тбилиси, города, который артистически сидит в каждом из нас», - как-то сказал его биограф из тбилисского района Юрий Мечитов [7].

Известная художница Гаяне Хачатрян родилась 9 мая 1942 года в Тбилиси. Параджанов считал ее самым значительным художником второй половины ХХ века. Некоторые ее работы экспонировались в ряде городов: Париже, Лиссабоне, Венеции, Москве, Ереване. Она творила в основном в области композиции.

Писательница, поэтесса Анаит Бостанджян родилась в Тбилиси, здесь же окончила школу, высшее образование получила в Армении. Однако, тоска по Тбилиси заставила его вернуться в Грузию. Она всегда говорила, что у нее две родины: Грузия и Армения. Член Совета «Айарта» Тбилиси, член Союза писателей Грузии и Армении с 2012 г., почетный член Союза армянских писателей Калифорнии с 2016 г., президент вновь открытого Армянского отделения Союза писателей Грузии с 2016 года, автор более 30 книг, 10 поэтических сборников Бостанджян умерла в 2017 году [10].

1430-1938 гг. на территории нынешней школы № 104 г. Тбилиси действовала Православная церковь Святой Аствацадзин Армянской Апостольской Святой Церкви Армянской епархии Грузии, построенная в ΧІV веке, также называлась Материнским храмом монастыря или монастырем Харанц. В свое время огромный трехкупольный монастырский комплекс включал в себя двухэтажный корпус настоятеля, пресвитерию Грузинской и Имеретской епархии, образовательный и культурный центры, жилые помещения. Там же были похоронены и старейшины того времени с письменного разрешения Католикоса всех армян того времени.

В годы «красного террора», проводившегося в советский период, среди прочих церквей были разрушены и уничтожены также монастырский комплекс и пантеон, а надгробные плиты использовались в качестве стройматериалов и изразцов при возведении других зданий монастыря. Сегодня на территории монастырского комплекса сохранилась часть колокольни и двухэтажное здание для настоятелей церкви, входящий в состав жилого корпуса, построены школа № 104 и здание Министерства культуры Грузии [14].

Недавно во время реставрационных работ были обнаружены два надгробия. При посредничестве посольства Армении в Грузии и Армянской епархии Грузии, при поддержке правительства Грузии, могилы и надгробия были перенесены в Ходживанкский пантеон армянских писателей и общественных деятелей в Тбилиси. С января раскопки будут вестись на всей территории данного участка [16].

Архитектурный комплекс Хоживанк расположен в северо-восточной части Авлабарского района Тбилиси. Неотъемлемой частью Ходживанка является огромный мемориальный комплекс, где покоится прах многих известных армян, в том числе писателей Раффи и Ованнеса Туманяна. Помимо того, что комплекс был частично разрушен Советским Союзом в 1937 году, оставшаяся часть в 1990-х годах была передана Грузинской православной церкви, а все культурное наследие впоследствии было стерто последующим строительством огромного Свято-Троицкого собора. Небольшая часть, которая осталась, вместе с некоторыми надгробиями, сохранилась как Армянский пантеон Тбилиси [16].

По словам Анны Саркисян, президента Ассоциации культурных связей Грузии, игнорирование армянского наследия в Тбилиси не новость. «Процесс отказа от армянского наследия в Грузии начался еще в царский период, во время давления со стороны России», — говорит она [16]. С тех пор почти ничего не изменилось. «К сожалению, правительство Грузии не заинтересовано в сохранении систематически уничтожаемого армянского наследия», поскольку многие считают его «конкурирующей памятью». В данном случае самое главное – осознать, что армянскую архитектуру и наследие нельзя отобрать у Грузии [13].

Переходя к текущей деятельности армян, следует отметить, что этнические армяне сегодня активно участвуют в политической и общественной жизни Грузии. Сегодня в Грузии действует также ряд армянских неправительственных организаций: «Народное движение Джавахка», «Парвана», «Союз армян Грузии», «Союз армян Аджарии», «Союз молодежи» и др. В 1998 году была основана партия «Вирк», которая до сих пор официально не зарегистрирована [8].

Мэры двух городов Ниноцминда и Ахалкалак Анивард Мосоян и Юрик Унанян являются этническими армянами. Немало и армянских депутатов в парламенте Грузии. Многие армяне работают и творят в различных структурах Грузии и занимают достаточно высокие должности. Впервые в истории современной Грузии интересы грузинской молодежи представляет армянин Георгий Тумасян.

Это позволяет заключить, что Тбилиси, безусловно, столица Грузии, но в то же время, Тбилиси столица восточно-армянской литературы, политической мысли и культуры.

Список литературы

  1. Կարեն Օհանջ, «Արամյանց», էդիթ Պրինտ 2020թ. էջ՝ 35-49
  2. Seppälä, Serafim. Öster om Ararat, En bok om skönhetens och lidandets Armenien. Artos och Normas Bokförlag, 2017
  3. Georgia 2021 International Religious Freedom report, page 7
  4. Karapetyan, Samvel. 2003. Mayors of Tiflis (Թիֆլիսի քաղաքագլուխները). Yerevan: “Gitutyun” Publishing Hourse of the National Academy of Sciences of the Republic of Armenia.
  5. “Aleksander Matashev (Matashyan). Businessman, Patron of Arts (Ալեքսանդր Մանթաշև (Մանթաշյան). Գործարար, Մեկենաս).” Auroraprize.com. Accessed March 23, 2018.
  6. “Gavriil Tamamshev (გავრილ თამამშევი).” National Parliamentary Library of Georgia. Accessed March 23, 2018. http://www.nplg.gov.ge/bios/en/00006857/ [08.11.2022, 20:30-20:45]
  7. Հայկական հանրագիտարան, http://encyclopedia.am/pages.php?bId=2&hId=1655 [08.11.2022, 21:00-21:20]
  8. Գրական Թերթ, http://www.grakantert.am [08.11.2022, 21:30-21:40]
  9. Հայ Առաքելական Ուղղափառ Սուրբ Եկեղեցու Վիրահայոց թեմ, http://www70.serv.ge/hy/news/34-news/924-tamamshyan [08.11.2022, 22:00-22:15]
  10. «Ջավախքին աջակցություն» հիմնադրամ, https://www.jah.am [05.11.2022, 21:00-21:15]
  11. Վրաստան http://diaspora.gov.am/hy/pages/42/georgia [04.11.2022, 14:40-15:00]
  12. Tbilisi’s largely forgotten and neglected Armenian heritage https://emerging-europe.com/after-hours/tbilisis-largely-forgotten-and-neglected-armenian-heritage/ [04.11.2022, 15:30-15:50]
  13. Western Armenia TV https://westernarmeniatv.com/hy/106519 [09.11.2022, 19:30-19:40]
  14. Վրաստանի Հայ համայնք https://georgia.mfa.am/hy/community-overview/ [09.11.2022-20:00-20:10]
  15. «Հայկական ավանգարդը» Վրաստանի պատմության մեջ. Ինչ հետք են թողել հայերը Թբիլիսում https://armeniasputnik.am/20171024/inch-hetq-en-toxel-tbilisium-9187364.html [09.11.2022, 20:40-21:00]
  16. Նոր մանրամասներ՝ Թբիլիսիում հայերեն արձանագրություններում տապանաքարերի հայտնաբերման մասին https://news.am/arm/news/725978.html [09.11.2022, 21:50-22:00].

Интересная статья? Поделись ей с другими: