УДК 7.072

Этнические мотивы в творчестве художников – выходцев из этнических меньшинств и уроженцев Юньнани

Лай Фэй – аспирант Института художественного образования Дальневосточного федерального университета.

Научный руководитель Федоровская Наталья Александровна – доктор искусствоведения, доцент Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В статье рассматриваются этнические мотивы в творчестве художников – выходцев из этнических меньшинств и уроженцев Юньнани.

Ключевые слова: Этнические мотивы, творчество, выходец, меньшинство.

Анализ творчества современных художников провинции Юньнань показывает, что в их картинах находят отражение все базовые атрибуты этничности, которые могут иметь свое визуальное воплощение. К ним относятся «вмещающий ландшафт (природное окружение)», физический облик (антропологический тип, фенотип), предметное окружение (жилище, орудия труда, костюм, бытовая утварь и др.), религиозные атрибуты и обряды (храмы, изображения богов, предметы культа и т.п.), социальная иерархия (в том числе поло-возрастные и статусные социальные роли), так называемое «нематериальное наследие» (народная кухня, специфические домашние животные и растения) и др.

Художник Ян Цзолинь  выходец из народности бай. Большинство его работ отражают национальный колорит народа бай, в них используется значительное число элементов их культуры и искусства, и именно это характеризует его уникальный художественный стиль. Еще в школьные годы Ян Цзолинь написал картину «Красный галстук», которая была отобрана для участия в 5-й Национальной художественной выставке, а также опубликована в журналах «Эртун Шидай» и «Бяньцзян Вэньи». Позднее им были выполнены маслом такие работы, как «Любовь», «Вызов» и «Привет, Солнце!», «Девушка национальности бай» и «Хороший урожай», наполненные этническими мотивами.[1]

1

Рисунок 1. Ян Цзолинь «У подножья горы Цан» 1984 г. Холст, масло.

Художник Гао Чжунъянь − родом из уезда Хэцин в провинции Юньнань, также по национальности баец. В 1968 окончил факультет изобразительного искусства в Центральном институте национальных меньшинств по специальности «ремесленное искусство», в настоящее время является доцентом кафедры изобразительного искусства Юньнаньского института искусств. 

Пройдя подготовительные курсы по освоению китайской национальной живописи гохуа и акварельной живописи на факультете изобразительного искусства, он «по нелепой ошибке» продолжил обучение на факультете декоративно-прикладного искусства. Однако, он все же отдавал предпочтение масляной живописи, поэтому часто обращался за советом к известному мастеру масляной живописи профессору Лю Бинцзяну, чье мнение значительно повлияло на его творчество.

Художник Яо (Тао) Чжунхуа родился и вырос в провинции Юньнань, окончил отделение масляной живописи Центральной академии изящных искусств. В своем творчестве он постоянно обращался к юньнаньским пейзажам, а также к традиционной культуре народа бай. Его творческий метод выражается в картинах «О, Земля!», «Ночь праздника факелов» и др.[2].

Художник полагал: «Искусство – это не такие произведения, что отличаются тщательной проработанностью и завершенностью, а такие, где идея и форма обладают созидательностью и завершенностью. При этом не имеют значение ни то, работаете ли вы в студии или за ее пределами, ни время написания картины, ни используемые материалы».[3]

2

Рисунок 2. Яо Чжунхуа «О, Земля!». 1991 г. Холст, масло.

Серия работ «Древние дяньцы» изображает исторические сцены, происходившие тысячи лет назад. Манера изображения необычных одеяний и крепких тел персонажей картин напоминают древние бронзовые изделия народности дянь. Именно так проявляется увлечение художника дяньским бронзовым искусством во время создания собственных работ. «Очевидно, что художник долгое время был крайне увлечен изучением древней бронзовой культуры народности дянь, и дух этой культуры неотступно следовал за ним» [4].

Список лиетратуры

  1. И Жэнь. Краткий очерк о юньнаньских художниках народа бай, занимавшихся масляной живописью..1998. - 51 с. С. 22.
  2. 栗宪庭. 中国当代艺术的缩影式艺术家__张晓刚和他的缩影式中国人的肖像Ли Сяньтин. Современный китайский художник Чжан Сяоган и его портреты китайцев // 东方艺术. – 2016. – № 23. – P. 137-144.
  3. 栗宪庭. 中国当代艺术的缩影式艺术家__张晓刚和他的缩影式中国人的肖像Ли Сяньтин. Современный китайский художник Чжан Сяоган и его портреты китайцев // 东方艺术. – 2016. – № 23. –С. 138.
  4. Ван Цзитай. Творчество художника Чжан Сяогана в диалоге традиций западноевропейской и китайской живописи // Человек и культура. – 2020. – № 2. – С. 1-13. С. 4.

Интересная статья? Поделись ей с другими: