УДК 008

Зарождение музыкального искусства на Дальнем Востоке России

Маренков Роман Евгеньевич – аспирант Хабаровского государственного института культуры.

Аннотация: В статье освещена проблема зарождения музыкального искусства на территории Дальнего Востока России в контексте формирования отечественной дальневосточной культуры. Автор статьи рассматривает основные периоды истории страны, в рамках которых зарождается и развивается музыкальное исполнительство на Дальнем Востоке. В статье поставлены вопросы музыкального образования и его влияния на формирование особой музыкальной среды во всех городах региона. Приводятся данные переписи населения. Рассматривается рост населения региона и его прямое влияние на развитие художественной жизни общества. Освещается вопрос присоединения новых территорий, которое позволило осуществлять межрегиональную коммуникацию в сфере искусства. Статья содержит данные о первых практиках камерного музицирования. Освещается искусство капельмейстеров.

Ключевые слова: история, культура, музыка, музыкальный исполнитель, теория, образование, искусство, Дальний Восток России.

Постоянный процесс – именно так следует характеризовать абсолютно любое явление, которое в той или иной степени развивается вокруг каждого из представителей человечества. На сегодняшний день достаточно сложно поспорить с тем, что тезис, обусловливающий развитие музыкального искусства многоуровневым взаимодействием исторических, социальных, политических, психоэмоциональных и многих других факторов не нуждается в скрупулезной аргументации. Это особый вид человеческой деятельности, который функционирует вместе с самим человеком, а человек, в свою очередь, является частью процессов, упомянутых ранее. Поэтому тема формирования дальневосточной музыкальной культуры особенно интересна, поскольку неразрывно связана с динамикой социально-культурных преобразований, местоположением и хронологией исторических событий.

Территории, которые до Гражданской войны принадлежали Дальневосточной республике, вошли в состав РСФСР в ноябре 1922 года. Этот процесс стал отправной точкой для так называемой советизации на территории Дальнего Востока и привел к возникновению социально-культурного сдвига в региональном культурном пространстве – от ценностей императорской России к ценностям советской страны. Поэтому именно 1922 год можно считать точкой отсчета в истории региональной культуры. Принцип государственности и социально-культурное состояние, положенные в основу периодизации истории музыкальной культуры Дальнего Востока России, позволяют выделить два основных периода и определить их своеобразие в историческом контексте музыкальной культуры России:

  • Императорский период (1850-1917 гг.)
  • Советский период (1917-1922 гг.)

Рассмотрим выделенные этапы по порядку. В 1856 году основан Усть-Зейский военный пост, который с 1858 года был преобразован в город, ныне известный нам как Благовещенск; в 1858 году образуется военный пост Хабаровка, ныне – г. Хабаровск; в 1860 году образуется военный пост, с 1880 года – г. Владивосток. На характер и темп развития каждого из молодых дальневосточных городов влияли самые разнообразные факторы. В первую очередь, речь идет об их удаленности от ряда крупных культурных центров, во-вторых, чрезвычайно тонкий социальный слой, который можно назвать местной интеллигенцией, в-третьих, однообразная и застойная жизнь, которые были типичны для окраинной провинции. Наиболее стремительные темпы развития были доступны лишь для города Владивостока, который являлся главной дальневосточной базой военного флота России. Именно портовое положение города способствовало морским сообщениям с Санкт-Петербургом и Одессой, а вместе с этим оказывало благотворное влияние на развитие межрегиональной коммуникации в сфере искусства. К началу ХХ столетия город стал ведущим культурным центром региона, имеющим значительные исполнительские ресурсы из числа военных моряков, а также большое количество оркестров флота. К тому же Владивосток мог принимать гастролировавших артистов из соседних регионов морским сообщением.

С началом действия Транссибирской железнодорожной магистрали дальневосточные города от Читы до Владивостока получали постоянную связь с культурными центрами страны и вошли в сложившийся гастрольный маршрут российских музыкантов, знакомивших дальневосточную публику с шедеврами отечественной и зарубежной классики и новой музыкой. Причем если в концертной практике местных музыкантов большое развитие получило инструментальное и оркестровое исполнительство, то у гастролеров – вокальные концерты. Эта особенность объясняется отсутствием в дальневосточных городах необходимого количества профессионально оборудованных концертных помещений и высококачественных музыкальных инструментов.

В первый период особое внимание уделяется геополитике государства на Дальнем Востоке. Воссоединение с Россией по русско-китайским договорам Амурского (1858) и присоединение к ней Уссурийского (1860) краев, в свою очередь, обусловило пионерный характер позднего и неравномерного освоения обретенной территории самого молодого российского региона. Формирование региона Тихоокеанской России во второй половине ХIХ века характеризовалось ростом новых русских городов: Благовещенска, Хабаровска, Владивостока. По понятным причинам культурная жизнь на Дальнем Востоке не имела глубоких традиций русской крестьянской и усадебной культуры, присущих русской провинции. Но пионерное развитие региона можно считать динамичным, поскольку переселенцы и их потомки, адаптируясь в новом географическом пространстве, сумели реализовать исторический опыт художественной деятельности. Поэтому характерной чертой формирования региональной музыкальной среды оказалась единовременность становления.

В начале 1880-х годов инициатива формирования музыкальной среды в дальневосточных городах бесспорно принадлежала местным музыкальным кружкам и обществам любителей музыки. Они инициировали практику камерного музицирования, словно подготавливая публику к концертам гастролеров. В течение же 1900–1910-х годов здесь уже начало формироваться ядро профессиональных музыкантов – концертирующих исполнителей, составивших педагогические коллективы местных музыкальных школ, а также инициаторов и координаторов городской музыкальной жизни [6]. Отдельным музыкантам-педагогам в известной степени не чуждо было и сочинение музыки по случаю знаменательных дат в истории государства, города или жизни замечательных людей. Вместе с тем во Владивостоке уже с 1870-х годов набирала обороты творческая деятельность флотских капельмейстеров. Создаваемые ими произведения в жанрах военной музыки (строевые марши, походные песни) имели множество служебных функций, сопровождали многочисленные воинские ритуалы чрезвычайной государственной важности. И потому, как особый вид музыкального искусства, военная музыка заняла заметное место в структуре региональной дальневосточной музыкальной культуры. Служебная деятельность капельмейстеров также предполагала создание музыкальных композиций для свободного времяпровождения, то есть дополнялась «музыкой отдыха» – вальсами, польками, оркестровыми миниатюрами с программным содержанием и прочими жанрами, звучавшими в Морском собрании, в скверах города или на палубах кораблей, стоявших на рейде в бухте Золотой Рог. Так, восхищение красотой природы Тихоокеанской России – прекрасного единения морской стихии с таежными берегами, – созвучное эмоциональному состоянию влюбленного музыканта, предопределило непреходящую популярность знаменитого вальса «Залива Амурского волны». Вальс как инструментальное произведение (для фортепиано) был создан капельмейстером М.А. Кюссом в 1909 году во Владивостоке. В течение ХХ века это сочинение стало известно во всех уголках земного шара. Географическое положение региона фактически соответствовало статусу «перекрестка» европейской и азиатской цивилизаций. Известно, что население российского Дальнего Востока формировалось за счет миграции, в том числе иностранной. Исследователи справедливо отмечают, что масштабы иммиграции из соседних стран – Кореи, Китая, Японии были вполне сопоставимы с притоком российских переселенцев. Удельный вес иностранных подданных здесь был значительно выше, чем в других городах России. На Дальнем Востоке проживали представители более чем 20 стран. Преобладали подданные соседних азиатских государств. По данным переписи 1897 года, доля иноподданных в европейской России составляла 0,27%, в Сибири – 1,08%, на Кавказе – 1,69%, в Амурской области этот показатель равнялся 10,1%, а в южных районах Приморской области достигал уже 24,2% (в городах – 36,3%). В дальневосточных городах к началу ХХ века выходцы из Китая составляли 82,6% от общего числа иностранцев, из Японии – 8,3%, Кореи – 7,6 2%, тогда как подданные стран Европы и Америки – всего 1,5% [1].

Советский период охватывает небольшой отрезок времени. Эти пять лет (25 октября 1917 – 15 ноября 1922 годов), отмеченные политической нестабильностью, обозначают подъем региональной художественной жизни. Трагические социально-политические катаклизмы в России 1917–1922 годов вызвали значительный поток мигрантов, бежавших от новой власти по Транссибу на Дальний Восток страны, что способствовало значительному приросту населения дальневосточных городов. Среди поселенцев, оказавшихся проездом или ожидающих на российской окраине окончания политических потрясений, оказалось немалое число представителей творческой интеллигенции самого высоко уровня. Все они включились в активную профессиональную деятельность (концертную или педагогическую), чтобы поправить материальное положение, способствуя тем самым небывалому всплеску художественной жизни в дальневосточных городах. Тем более что демократические условия, складывавшиеся в период существования (с 6 апреля 1920 года по 15 ноября 1922 года) на Дальнем Востоке России либерально-буржуазного государства – Дальневосточной республики, способствовали весьма значительной динамике региональной культурной жизни. Благодаря целенаправленной деятельности ВО ИРМО по развитию музыкального образования на Дальнем Востоке и притоку квалифицированных специалистов сложились условия для создания новых типов музыкально-образовательных заведений. Уже в декабре 1917 года во Владивостоке обсуждались проект открытия и учебная программа Народной консерватории. А в 1918 году, удовлетворив заявку от Владивостокского отделения, дирекция ИРМО в Петрограде успела (до закрытия ее А.В. Луначарским) дать разрешение на создание в городе музыкального училища. Позже, в 1922 году, когда деятельность Русского музыкального общества прекратилась повсеместно, во Владивостоке была открыта консерватория, которая, как и училище, работала по программе ИРМО. Так складывалась новая региональная структура музыкального образования. Накануне событий 1917 года во Владивостоке начал концертную деятельность, затем открыл музыкальную школу, инициировал издание художественного журнала «Музыка» выпускник Московской консерватории, пианист П.М. Виноградов. Известно, что в 1918 году краткую остановку во Владивостоке перед концертным турне по городам Японии сделал С.С. Прокофьев. Активная творческая и организационная деятельность поэтов С. Алымова, Н. Асеева, С. Третьякова, художников Д. Бурлюка, В. Пальмова и др. превратили тогда Владивосток, Хабаровск, Читу в центры российского художественного авангарда. 25 января 1919 года поэты-футуристы создали во Владивостоке Литературно-художественное общество (ЛХО). 13 января 1921 года при ЛХО была открыта Музыкальная студия. Это творческое объединение, включавшее поэтов, художников, музыкантов и людей театра, задало во Владивостоке темп художественной жизни культурных центров столичного уровня. В те же годы начался процесс организации профессиональных союзов творческих деятелей. Так, во Владивостоке один только профессиональный союз музыкантов и деятелей сцены в 1920 году объединил 650 человек. В том же 1920 году созданный во Владивостоке Пролеткульт объединился на основе общей задачи культурного просвещения населения с местным отделением Русского Музыкального Общества, действовавшим с 1909 года. Однако этот симбиоз, в конечном счете, привел к самоликвидации последнего. Плюрализм идейных и художественных позиций значительного числа деятелей отечественного искусства и культуры, собравшихся в течение «лихого» пятилетия на восточной окраине, способствовал насыщенности и разнообразию содержания региональной художественной жизни, ее значительной динамике. Можно утверждать, что в течение предыдущих и последующих этапов истории региональной культуры не было подобной «пятилетки» со столь высокими результатами социокультурных преобразований. Более того, благодаря высокому творческому потенциалу деятелей Литературно-художественного общества с театральной студией «Балаганчик» во Владивостоке, «Зеленой кошки» в Хабаровске, Общества поощрения изящных искусств в Чите, удалось оказать влияние на художественные процессы в культурном общероссийском пространстве.

Однако после октября 1922 года социально-политические процессы обусловили перемещение с территории региона значительного числа творческой интеллигенции и квалифицированных специалистов. В конце 1922 года по приглашению А.В. Луначарского в Москву уехали «футур-дальневосточники». В Японию выехали музыканты П. Виноградов, А. Рутин, в Харбин – режиссер Е. Долин и так далее [7]. Все это привело к утрате материальной базы, снижению профессионального уровня и общему регрессу дальневосточной музыкальной культуры. Художественная региональная жизнь утратила былой уровень и насыщенность. Таким образом, в течение 1917–1922 годов проявилась нетождественность историко-культурного процесса на общероссийском и региональном уровнях. В отличие от жестких условий политики диктатуры новой советской власти и переходного этапа «военного коммунизма» в России, которые обусловливали стратегию социокультурного сдвига, условиям либерально-буржуазного государства Дальневосточной республики (ДВР) соответствовал иной тип культурных преобразований.

Список литературы

  1. Алексеев В. М. Китайская народная картина. М., 1966.
  2. Дальневосточное Собрание. Владивосток, 2001. № 31 (38).
  3. Насекин Н. А. Корейцы Приамурского края: Краткий исторический очерк переселенцев в Южно-Уссурийский край // Труды Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. 1895. Хабаровск, 1896.
  4. Приамурские ведомости. 1899. № 286.
  5. Рагоза А. Посьетский участок // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб., 1891. Вып. 45.
  6. Сисаури В. Об исторической типологии систем музыкального мышления // Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки: сб. на уч. трудов. Л.: ЛГИТ МиК, 1980. С. 87 – 117.
  7. Театр и искусство. 1904. № 16.
  8. ГАПК (Государственный архив Приморского края). Ф. П-1. Оп. 1. Д. 521. Л. 60.
  9. Sachs C. The Commonwealth of art. Y. 1946.

Интересная статья? Поделись ей с другими: