УДК 726

Особенности храмовой архитектуры Индии

Парфенова Екатерина Ивановна – аспирант, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Индия – одна из немногих стран, сохранивших традиции не только в различных видах искусства, но и в архитектуре. Древние индусы представляли Вселенную как нечто невообразимо большое и величественное. Именно такое влияние оказывает искусство в целом и архитектура в частности. Древние памятники Индии, несмотря на значительные разрушения, удивляют своей монументальностью и конструкцией. В данной статье рассматриваются особенности присущие храмовой архитектуре Индии.

Ключевые слова: индуистский храм, архитектура, вимана, джагати, шикхара.

Большинство произведений искусства и архитектурных храмов, сохранившихся от Древней и Средневековой Индии, носят религиозный характер. Основные отличительные особенности архитектурных сооружений Индии – форма, цвет, полная гармония здания с окружающим пространством и его монументальностью. Большое внимание в архитектуре уделено деталям архитектурной отделки: украшениям на стенах, потолке, крыше [2]. На рисунке 1 изображены декоративные элементы храма Акшардхам.

image1

Рисунок 1. Акшардхам в Дели.

Архитектурные особенности Древней Индии были сакральными, то есть присущими каждой детали строительства [1]. Храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Тем не менее, каждое здание было наполнено индивидуальностью. Где-то за поверхностью в настенных рельефных изображениях содержатся чувственные мотивы, а в некоторых случаях основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или богов [4].

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания и храмы в том числе, различались в зависимости от региона. Для северных районов было характерно использование камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков [3]. Чуть позже основным строительным материалом для строительства сооружений, в том числе храмов, стал камень. На сегодняшний день древнеиндийская храмовая архитектура представлена в виде комплекса деревянных каменных и кирпичных зданий, не сохранившихся в своем первозданном виде.

Восстановление остатков городов Дхолавира, Лотхал и Калибанган Рахилвари позволяет увидеть, как выглядела древнеиндийская архитектура первоначально. На рисунке 2 представлена реконструкция одного из важнейших городов Хараппской цивилизации – Лотхала [4].

image2

Рисунок 2. Лотхал. Реконструкция.

Типичная планировка этих древнеиндийских поселений, состоящая из 3 частей (форт или цитадель, нижняя и верхняя части города), до сих пор используется довольно широко, но в несколько иных масштабах. Исследуя места древних индийских городов, археологи смогли еще раз подтвердить, что в этой стране на протяжении тысячелетий существовала связка общин по признаку принадлежности к той или иной касте [4]. Так, рядом с укрепленными домами, принадлежавшими знати, отделенными от нижнего города, жили художники и бедняки с двойными глинобитными стенами.

В Древней Индии сперва начали возводиться брахманические храмы с изображениями богов [2]. Мифы, упомянутые в пуранах, стали частью повествовательного представления брахманической религии. Эти храмы представляют собой простые сооружения, состоящие из веранды, зала и святилища в задней части. Храм раннего периода изображен на рисунке 3.

image3

Рисунок 3. Храм Шивы, Начна-Кутхара, Мадхья-Прадеш, пятый век н.э.

Все индийские храмы представляют собой симметричную структуру, с множеством вариаций, на квадратной сетке пада, изображающей совершенные геометрические формы, такие как круги и квадраты [2]. Архитектурный принцип индийского храма движется вокруг веры в то, что все вещи едины, все связано.

Типичный индуисский храм имеет гопурамы в четырех направлениях: на востоке – главный вход, на севере и юге – боковые входы, на западе – открывается только в благоприятный день, когда считается, что «человек попадает прямо на небеса». Стены храма обычно квадратные, причем у самой внешней стены есть четыре гопуры, по одной с каждой стороны, расположенные точно по центру каждой стены. Это будет продолжаться до следующего уровня в зависимости от размера храма.

Гарбхагриха – это святая святых, самое внутреннее святилище храма, где находится мурти (идол или икона) главного божества храма. Буквально оно означает «дом чрева» и представляет собой пещеру, похожую на святилище. В гарбхагрихе хранится главная икона, которая сама по себе является центром ритуального внимания [4].

Мандапа – это сооружение, похожее на крыльцо, которое спроектировано как открытый зал или павильон с колоннами для проведения общественных ритуалов. Она используется для религиозных танцев и музыки и является частью основного храмового комплекса. Храмы, имеющие более одной мадапы, называются по-разному: Артха Мандапам или Ардха Мандапам, Астхана Мандапам, Кальяна Мандапам, Маха Мандапам, Нанди Мандапам (или Нанди Мандир), Ранга Мандапа, Мегханатха Мандапа, Намаскара Мандапа и Открытая Мандапа [4].

Шикхара происходит от санскритского слова «шикар», что означает горный пик. Это изогнутая форма, напоминающая горный шпиль отдельно стоящего храма. В основном она встречается в североиндийских храмах. В текстах по храмовой архитектуре Северной Индии надстройка над гарбхагрихой называется шикхара. Однако в южноиндийских индуистских архитектурных текстах термин шикхара означает куполообразный колпак над виманой [3].

Вимана – это пирамидальная структура, напоминающая возвышающуюся башню в храмовой архитектуре Северной Индии. Вимана – сооружение над гарбхагрихой или внутренним святилищем в индуистских храмах. Вимана обычно имеет форму пирамиды, состоящей из нескольких этажей или тала [1] [2]. На рисунке 4 представлена конструкция с основными особенностями в строении храмов Индии.

image4

Рисунок 4. Архитектура храма на примере «Кандария Махадева».

Тем не менее, различные архитектурные стили строительства храмов в разных частях Индии были результатом географических, климатических, этнических, расовых, исторических и языковых различий. Тип сырья, доступного в разных регионах, оказал значительное влияние на технику строительства, возможности резьбы и общий вид храма.

Список литературы

  1. Прокофьев О. С. Искусство Индии // Искусство средних веков. Кн. 2: Искусство Индии и Юго-восточной Азии / Под общ. ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. – Всеобщая история искусств: В 6 т.. – Москва: Искусство; Академия художеств СССР, Инст. теории и истории изобразительных искусств, 1960. – Т. 2. – С. 173–241. – 508 с.
  2. Вертоградова В. В.Архитектура // Культура древней Индии / Сост. и отв. ред. А. В. Герасимов. – Москва: Наука (ГРВЛ), 1975. – С. 293–314. – 430 с.
  3. Котин И. Ю.Гхаты // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. – Москва: Республика, 1996. – С. [156] (стб. 1). – 576 с.
  4. Тюляев С. И.Архитектура Индии. – Москва: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. – 100 с. – 4000 экз.
  5. Жуковский В. И.,Копцева Н. П. Искусство Востока. Индия: Учеб. пособие. – Красноярск: КрасГУ, 2005. – 402 с. – 500 экз.

Интересная статья? Поделись ей с другими: