УДК 391.91

Мистические образы в татуировке. История, значение, влияние

Титух Сергей Анатольевич – тату-мастер The Black Veil Studio (США, штат Массачусетс, г. Сейлем)

Аннотация: Автор статьи анализирует историю, значение и влияние мистических образов в татуировке на практическую деятельность тату-мастера. Автор опирается на свой опыт работы и формулирует классификацию мистических образов в татуировке, давая подробную характеристику каждой из категорий.

Abstract: The author of the article analyzes the history, meaning and influence of mystical images in tattooing on the practical activity of a tattoo artist. The author draws on his work experience and formulates a classification of mystical images in a tattoo, giving a detailed description of each of the categories.

Ключевые слова: мистификация, тату, образ, религия, астрология, культура, руны.

Keywords: mystification, tattoo, image, religion, astrology, culture, runes.

Проблематика изучения мистических образов в татуировке является очень актуальной, поскольку при выборе мотивов для нанесения тату, люди пытаются рассказать историю, донести послание, отдать дань уважения – то есть вкладывают в образ определенный смысл, который не всегда может быть понятным широким социальным группам. С так называемыми «мистическими» мотивами символика татуировки становится еще более мощной. Именно поэтому человеку всегда важно осознавать значение, стоящее за тем или иным типом образов татуировок. Прежде чем наносить тату на кожу, нужно определиться, близка ли философия данной мистификации будущему обладателю тату.

Анализ проблемы использования мистических образов в татуировке позволяет выделить несколько групп, представленных на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Классификация мистических образов в татуировке.
Источник: составлено автором

Выбор темы религии предлагает целую палитру возможностей с точки зрения мотивов для тату. Вот почему многие тату-мастера нередко черпают вдохновение в основных религиях, которые имеют множество визуализированных изображений и символов, для украшения тела. Но если некоторые люди предпочитают делать татуировки, чтобы выразить свои религиозные убеждения и утвердить свою веру, другие, напротив, считают этот шаг несовместимым с их религиозными принципами [1, с. 565]. Также нередки случаи, когда некоторые люди решают сделать татуировки такого рода по другим причинам, не обязательно исповедуя рассматриваемую религию.

Анализируя значение и влияние мистических образов данной группы, можно отметить, что в христианстве татуировки прямо не запрещены Библией, и нередко можно увидеть людей с татуировками с крестом, четками, ликами святых или даже цитатами из Библии, чтобы засвидетельствовать их принадлежность к Богу. В буддизме татуировки не запрещены, а некоторые даже считаются священными, их называют «Сак Янт». Однако в настоящее время очень плохо воспринимается нанесение татуировки с изображением Будды, особенно в Азии, где это может рассматриваться как богохульство. В индуизме татуировкам отведено реальное место: они представляют философию, учения, образы богов или богинь, тесно связаны с божественным и носят очень символический характер. В исламе, как и в иудаизме вопрос мистических символов для тату не возникает: татуировки этими религиями строго запрещены.

Руны представляет собой мистический символ, наполненный одновременно и тайнами, и смыслами. Руны, пришедшие прямо с Крайнего Севера, являются одним из самых популярных мотивов викингов. На самом деле это алфавит из кардинально другой эпохи (состоящий из двадцати четырех рун), буквы которого многие предпочитают наносить в качестве татуировок. Каждая из рун несет особую и уникальную символику. Среди самых известных можно перечислить шестую руну, называемую Кен или Кеназ. Эта руна является символом знания. Также в число самых популярных для тату можно отнеси двадцать вторую руну, которая соответсвует имени Ингуз и олицетворяет достижение. Согласно некоторым верованиям, ношение одной или нескольких из этих рун на себе означало бы присвоение их значения. Однако каждая из букв этой алфавитной системы не только глубоко символична, но и имеет особую эстетику и геометрию. Таким образом, руна олицетворяет идеальную мистическую татуировку. Прежде чем наносить руну в качестве татуировки, нужно убедиться в ее значении. Для этого следует обратиться к релевантным источникам и научным данным, а не к популярным поисковым системам [2, с. 156].

Астрологические мистификации составляют достаточно солидную группу образов для татуировок. Наиболее частыми в использовании оказываются солярные и лунные символы. Астрология содержит большее число мистификаций, и сила, которую Солнце и Луна оказывают на землю и людей, никогда никого не оставляла равнодушным. Связанная с множеством значений, Луна может одновременно представлять женское божество, свет во тьме, магию, перемены. На самом деле, все зависит от того, связан ли с ним другой рисунок (например, Солнце, звезды или животное) или нет, а также от того, как Луна вытатуирована на коже. Привлекательность Луны в качестве мистического образа обусловлена еще и тем, что внешний вид этой небесной звезды постоянно меняется в течение лунного цикла, и у каждого типа Луны свое значение. Таким образом, согласно некоторым верованиям, полумесяц символизирует переход от тьмы к свету, Луна с обратной стороны представляет оккультный мир, полнолуние, с другой стороны, ассоциируется с безумием, переменами [3, c. 328]. Иногда астрологические символы могут быть интегрированы в целую картину, наполненную глубинным смыслом – в качестве примера можно привести работу автора статьи на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Пример интеграции астрологических образов в картины на человеческой коже.

В процессе интеграции в тату-картины мистические образы обретают еще больший смысл: так, например, на рисунке 2 представлена репрезентация властителя мира – тот, кто управляет небесными телами, тот является властителем мира.

Выше были рассмотрены общие категории мистических образов, а далее внимание будет уделяться частным мистическим образам, которые, впрочем, могут варьироваться в своем художественном прочтении быть по-разному представлены на коже человека в виде тату. К числу таких частных образов можно отнести, например, глаз. Мистичность данного образа связана с концепцией «третьего глаза». Данный мотив является очень символичным для буддизма, индуизма, а также для некоторых индийских традиций, верований Древнего Египта. Значения, связанные с данным образом, многочисленны и различаются в зависимости от верований, которые его используют. Образ глаза может олицетворять веру и Бога, внутреннюю мудрость, ясновидение, защиту, способность видеть невидимое. Татуировка в виде глаза становится в современном мире источником многих мифов и может стать настоящей находкой для тех, кто ищет татуировку, наполненную смыслом и интерпретациями [4, c. 7].

Еще одним популярным частным мистическим символом является ловец снов. Он представляет собой предмет индейского происхождения. Ловца снов наделяют мистическими и духовными способностями. Образ символизирует защиту, может отгонять кошмары и злых духов, пропуская только хорошие вещи. Поскольку обычай требует, чтобы он висел над кроватью, некоторые люди решают сделать такую татуировку на теле во имя всего, что он олицетворяет. А поскольку он традиционно украшен тканым полотном, драгоценными камнями или даже перьями, особенно эстетичный дизайн делает ловца снов одной из самых популярных мистических татуировок.

Таким образом, мистические образы в тату многообразны. Их значение в современном мире, тяготеющему к непознанным тайнам достаточно велико. Главным для человека при решении нанести мистический образ на тату является детальное изучение истинного значения мистического образа и принципиальное согласие с философией этого таинства.

Список литературы

  1. Гижа А.В. Концепты жертвенности и сакральности в постсовременном дискурсе: философский аспект // Обсерватория культуры. – 2019. – №6. – С. 564-577.
  2. Подыниногин А.Н., Политов А.В. Тело человека как символическое пространство (на примере татуировки как феномена современной российской молодежной культуры) // Диалоги о культуре и искусстве. – 2019. – С. 155-160.
  3. Гришина Е.А., Кротова А.А. Мистика, магия и оккультизм в потребительском пространстве российского общества // Социальные проблемы сквозь призму социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – С. 328-381.
  4. Лексинен М.В. Вместо введения: у истоков антропоморфных и зооморфных репрезентаций наций и государств в европейской культуре // Люди, львы, орлы, куропатки. Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. – 2020. – С. 5-32.

Интересная статья? Поделись ей с другими: