УДК 7.072

Формирование профессиональных школ живописи в Юньнани в XX веке

Лай Фэй – аспирант Института художественного образования Дальневосточного федерального университета.

Научный руководитель Федоровская Наталья Александровна – доктор искусствоведения, доцент Дальневосточного федерального университета.

Аннотация: В статье рассматривается процесс становления юньнаньских художников значимой частью движения «Новая волна-85».

Ключевые слова: Юньнань, «Новая волна-85», художники, Китай.

В XX в. возникло несколько направлений в европейской и американской живописи, представители которых вдохновлялись архаическим или этническим искусством, возникло представление о духовной близости далеких экзотических культур и современного искусства. Этническая и локальная традиция была осознана как источник символов и архетипов, восходящих к истокам человеческой культуры. В этнических мотивах деятели искусства черпали вдохновение, новые эстетические идеи, цветовые и композиционные решения. Японское искусство укиё-э, гравюры народов Африки, декоративное искусство жителей Ближнего Востока вдохновили многих художников XX в. и повлияли на творчество таких мастеров, как Поль Гоген, Анри Матисс, Пабло Пикассо и Густав Климт. Можно сказать, что этническая архаика и модернизм в искусстве XX в. достигли парадоксального синтеза. [1]

Местные народные культуры, особая красота провинциальной жизни и быта простых людей также нашли отражение в западном искусстве. Художники обрели духовное пристанище искусства в тех местах, где они родились и выросли, и сделали их достоянием всего мира. Показательным примером такого рода искусства являются картины русского художника Марка Шагала, который черпал образы для своего творчества в воспоминаниях о детстве, проведенном в Витебске, в еврейской культурной среде. Трогательную наивную красоту этого небогатого быта он воплотил в образах, которые покорили вначале Париж, а потом и весь мир. «Не забывайте народное искусство, ведь лишь то, что способно наиболее точно отразить характер местной жизни, можно назвать великим» [2]− именно этими словами можно было характеризовать художественный стиль таких местных американских художников, как Джерри Вайс, Эдвард Хоппер, Грант Вуд, выступавших против заимствования европейских традиций, вместо этого развивавших собственные, и отражавших в своих работах, полюбившихся американцам, самобытные картины местной жизни.

Этот примеры продуктивного творческого использования этнического и локального культурного наследия в современном искусстве не прошли незамеченными для китайских художников и были использованы в их твоческом опыте. 

XX в. был столетием развития китайской масляной живописи и одновременно обретения ею национального характера. Этот процесс был связан с тенденцией обращения масляной живописи к местным этническим мотивам в середине ХХ века.[3] В этой связи придание масляной живописи национального характера – это непрекращающийся процесс слияния местной культуры и масляной живописи. Заимствуя элементы западной масляной живописи, в собственные картины китайцы стремились привнести больше элементов национальной культурной атмосферы, духа и характера китайской нации.

Постепенно формировалось убеждение, что местная культура малых народностей, являющаяся частью национальной культуры, таит в себе разнообразные художественные элементы и большой культурный пласт информации, и такая культура станет неотъемлемой частью процесса «национализации масляной живописи». Заимствованные из народной культуры малых народностей художественные элементы сформировали уникальный выразительный стиль современной китайской масляной живописи, частью которой является так называемый «юньнаньский стиль живописи», о котором будет сказано ниже. [4]

Картины юньнаньских художников отличались и от стиля живописи французской академической школы, пропагандируемого китайским художником Сюй Бэйхуном, поэтому юньнаньская масляная живопись возникла на основе современной западной живописи. Кроме того, из-за особой природно-географической среды провинции Юньнань и относительной идеологической свободы, художники в своих работах значительное внимание уделяли передаче цветовых и световых эффектов, пренебрегая строгими требованиями к эскизам, и не будучи скованными литературными и политическими запретами. В сочетании с уникальными этническими и культурными ресурсами Юньнани и красотой местной природы это придало юньнаньской масляной живописи исключительные художественные достоинства.

Юньнаньские художники стали значимой частью движения «Новая волна-85», в котором доминировали представители новой фигуративной живописи – Мао Сюйхуэй, Чжан Сяоган, Пань Дэхай. Как писал в автобиографии Мао Сюйхуэй, все эти художники были давними друзьями, которые после завершения Культурной революции были первой группой студентов, преисполненных энтузиазма и идеалов и не останавливавшихся в своем творческом поиске на популярном в то время «советском стиле».

Список литературы

  1. Ли Юйцинь. Близость современного искусства и местной культуры — Краткий анализ факторов, которые тесно связывают современную живопись с местной культурой / Мэйшу сюэбао. 02.2001. – С. 91.
  2. Го Вэньпэй. Современная американская живопись / Цзилинь мэйшу чубаньшэ, 10.1994. – С. 16.
  3. Ли Чаочжу. История современной китайской масляной живописи / Шанхай шухуа чубаньшэ, 12.2007, – 282 с.
  4. Дун Сютао. Исследование творческого контекста «маргинальных» картин маслом этнических меньшинств Юньнани в 1980- х годах. (董淑涛. 云南 20 世纪 80 年代少数民族题材油画“边缘性”的创作背景研究/2020.11.-第247页). - Город: Изд-во Института изобразительного искусства Северо-западного педагогического университета, 2020. - 247 c.С. 12 (кит)

Интересная статья? Поделись ей с другими: