УДК 070

Характеристика культурного взаимодействия между Россией и Китаем в XXI веке

Чэнь Су – бакалавр Высшей школы административного управления Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Аннотация: В статье проводится анализ феномена популярности русской культуры в Китае и китайской культуры в России в начале XXI века, а также его влияние на развитие межкультурной коммуникации представителей двух стран. Среди факторов, оказавших влияние на ее развитие, выделяется изменение политического курса, появление и развитие институтов изучения языка, проведение на государственном уровне масштабных мероприятий, посвященных культуре двух стран, изучение совместной истории и укрепление отношений между жителями России и Китая путем проведения стажировок и открытии новых программ студенческих обменов между ВУЗами. Поп-культура также сыграла немаловажную роль в укреплении отношений между странами. Нельзя не отметить популярность советских и российских фильмов среди жителей КНР, а также их интерес к ряду российских исполнителей.

Ключевые слова: изучение языка, китайский язык, институт Конфуция, год Китая, программы обмена, высшее образование, русское искусство, современное искусство, кинематограф, китайские бренды.

XXI век стал важной поворотной вехой в истории многих стран, включая Россию. Можно с уверенностью сказать, что внимание правительства страны направлено на развитие дружественных соседских отношений с восточными странами, в особенности с Китаем.

В начале века было принято важное для обеих стран “Соглашение между правительством РФ и правительством КНР об изучении китайского языка в России и русского языка в Китае”. Одной из инициатив стало открытие первого Института Конфуция в России в 2008 году. Цель Института заключается в обучении желающих китайскому языку и распространению информации о китайской культуре. Любой желающий может пройти обучение в одном из Институтов Конфуция, поучаствовать в их мероприятиях, подготовиться к сдаче международного экзамена на знание китайского языка и получить помощь в поступлении в китайский ВУЗ.

2007 год был объявлен “Годом Китая” в России. [1] Россияне получили возможность ближе познакомиться с искусством Поднебесной. Концерт китайской национальной музыки “Симфония Весны” открыл цикл мероприятий, посвященных китайской культуре. Портал РИА Новости отметил, что мероприятий такого масштаба, посвященных китайской культуре, на территории России не проводилось еще никогда. И правда, фестиваль охватил более 30 российских городов. Участниками фестиваля стали китайские художники, певцы, артисты национальных театров, циркачи, мастера традиционных видов единоборств. Инициатива позволила российскому народу ближе познакомиться с культурой государства-соседа. [2]

2009 и 2010 годы стали “Годом русского языка” в Китае и “Годом китайского языка” в России. Без сомнения проведение подобных мероприятий со стороны государств служит укреплению межкультурных отношений народов. [3] Изучение языка является важным инструментов в построении коммуникации между представителями двух стран. Ни одна из проводимых культурных и политических инициатив невозможна, если народы не понимают друг друга. Отмечается, что плохое знание языка является одним из главных препятствий в понимании между жителями двух стран.

В 2014 году главы Российской Федерации и Китайской Народной Республики подписали ряд соглашений, которые укрепили экономическое и политическое сотрудничество двух стран. Вместе с этим из-за усложнения отношений с западными странами, падения курса рубля относительно евро и доллара многие российские граждане стали проявлять больший интерес по отношению к Китаю, являющемуся союзным государством по отношению к России. Количество выпускников школы, выбирающих китайский язык и культуру в качестве профиля обучения, повысилось. В связи с этим поступление на китаеведческие кафедры усложнилось, а статус специальности стал более высоким. Учеба на китаеведческой специальности позволяет многим студентам воспользоваться возможностью уехать на годичную стажировку в один из китайских ВУЗов для более глубокого изучения языка и культуры. Количество китайских студентов, выбирающих русский язык в качестве основной специальности и обучающихся в российских ВУЗах, также значительно выросло в последнее десятилетие.

Русская культура в Китае пользуется немалой популярностью. Как в столице, так и в других городах нередко можно обнаружить памятники русским деятелям культуры, а также работы русских скульпторов. [4] В “Пекинском музее современной мировой скульптуры”, представляющим из себя парк, можно обнаружить памятники Льву Толстому и Илье Репину авторства китайского скульптора Юань Сикуня, а также работы современного русского скульптора Вячеслава Коваленко. В Шанхае расположен бронзовый бюст А.С. Пушкина, разрушенный в ходе японской оккупации Шанхая и восстановленный после войны совместными усилиями китайцев и русских эмигрантов.

Интересно, что не только исторические культурные деятели были удостоены памятника. Певец Витас пользуется такой популярностью среди жителей КНР, что в одном из парков Шанхая установлена скульптура “Звезде русского вокала” авторства скульптора Лу Юэфэя. [4] Сложно объяснить, что спровоцировало такую популярность артиста в Китае, но отрицать его влияние на жителей страны невозможно. Певец неоднократно проводил успешные туры по территории Поднебесной, снимался в рекламе китайских товаров, выступал на телевизионных проектах, а также принял участие в съемках китайских художественных фильмов “Мулань” и “Создание китайской Компартии”. [5]

Российские фильмы пользуются популярностью в Китае. Старшее поколение отдает предпочтение советской классике: “Служебный роман” и “Москва слезам не верит” завоевали большое количество поклонников. Молодые китайцы с теплотой приняли современные фильмы, такие как “Сталинград”, “Мы из будущего”, “Движение вверх”. Факторами, обусловившими популярность этих фильмов, являются масштабность, высокий бюджет съемок, применение спецэффектов и сам сюжет: многие китайцы хорошо знакомы с советской историей. По этой причине российские исторические фильмы находят свою аудиторию на территории КНР. [6] 

С уходом ряда европейских брендов с российского рынка, их место постепенно занимают азиатские аналоги. На смену Volkswagen и Mercedes приходят китайские производители машин. Китайские бренды Haval, Chery и Geely ожидают увеличение количества клиентов из Российской Федерации. [7]

Изменения коснулись не только рынка автопрома. Из-за последних политических событий многие ТЦ лишились арендаторов и в срочном порядке ищут бренды, способные заменить гигантов вроде H&M Group, Uniqlo, ZARA. Президент союза торговых центров Булат Шакиров в интервью газете “Известия” поделился планами на поиск иностранных партнеров в лице китайских и турецких марок. [8] Безусловно, открытие магазинов китайских брендов повлияет на рост популярности Китая и его культуры среди российской молодежи и приведет к укреплению межкультурных связей.

Список литературы

  1. Обзор: культурный обмен между Китаем и Россией является лучшим содержанием "Года Китая" в России. URL: http://russian.people.com.cn/31519/6297517.html.
  2. Симфония весны откроет Год Китая в России. URL: https://ria.ru/20070326/62591864.html.
  3. От дружественного союза Китая и СССР до китайско-российского партнерства стратегического взаимодействия. URL: http://russian.people.com.cn/31857/97676/97787/6730454.html.
  4. Русская культура пользуется в Китае популярностью. URL: https://rg.ru/2014/03/31/kultura.html.
  5. Нет дыма без огня: любовь китайцев к Витасу бешена, но объяснима. URL: http://russian.news.cn/2016-11/08/c_135814268.htm.
  6. Как российская поп-культура покорила Китай и Японию. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-rossiyskaya-popkultura-pokorila-kitay-i-yaponiyu.
  7. Надежда на китайские машины: что предлагают россиянам вместо европейских марок. URL: https://www.mk.ru/auto/2022/03/05/nadezhda-na-kitayskie-mashiny-chto-predlagayut-rossiyanam-vmesto-evropeyskikh-marok.html.
  8. Модные резиденции: ТЦ ищут турецкие и китайские бренды вместо европейских. URL: https://iz.ru/1300168/evgeniia-pertceva/modnye-rezidentcii-ttc-ishchut-turetckie-i-kitaiskie-brendy-vmesto-evropeiskikh.

Интересная статья? Поделись ей с другими: