УДК 94

Присоединение Чечни к царской России

Салманов Зубаир Шахрудинович – магистрант по направлению подготовки «Отечественная история» Чеченского государственного педагогического университета.

Аннотация: Процесс присоединения Чечни к царской России не был единовременным актом, он продолжался не одно столетие и проходил в сложных условиях сопротивления, оказываемого как местными горскими обществами, так и противодействием соседних держав – Персии и Турции, преследующих свои геополитические интересы в данном регионе. Одним из этапов активизации политики России на Северном Кавказе является рубеж XVIII–XIX вв., когда процесс присоединения к империи как на добровольной, так и на принудительной основе значительной части горских народов вступил в завершающую стадию.

Ключевые слова: Чечня, Царская Россия, война, сопротивление, присоединение.

Со времен царей чеченский народ сражался против российских армий за свою независимость. Для русских земли Чечни всегда были местом экзотики и недоступных культур. В девятнадцатом веке крайности северокавказских земель тронули воображение многих русских писателей и поэтов. Толстой написал свои кавказские эпосы, когда ему было двадцать четыре года и он был кадетом-добровольцем в армии. "Я знаю, как обращаться с кинжалом/ Я родился на Кавказе", - пишет Пушкин. Лермонтов в своем стихотворении "Спор" говорит о мужчинах этих романтических стран так: "Запомните меня, эти люди мудры, и хотя / Их первый порыв, возможно, прекратился / Будьте осторожны! Это восточный поток/ Изобилующий, могущественный Восток!" Он писал об этих героических и экзотических людях с богатым воображением: "Кажется, они не знают, когда им следует умереть - на самом деле этих злодеев вряд ли когда-нибудь можно убить. Это люди без малейшего представления о приличиях". И Лермонтов, и Толстой сражались против чеченцев молодыми русскими офицерами. Они обнаружили в регионе "откровение исхода". Александр Дюма увидел в этом богатый материал для другой книги о путешествиях. Он посетил Кавказ в 1858 году, и его отчет об этом путешествии "На Кавказе" был опубликован в Париже в следующем году3.

Пушкин также написал свою знаменитую поэму "Кавказский пленник", чтобы прославить походы знаменитого русского генерала 19 века А.П. Ермолова против бунтующих северокавказцев. Хотя они романтически восхищались "первобытной свободой" северокавказцев, русские писатели и поэты рассматривали окончательный триумф "русской цивилизации" над "экзотическими племенами" этого региона как неизбежную историческую необходимость.

Чеченцы, однако, действовали не в соответствии с наставлениями великих русских писателей и поэтов. Они упорно сопротивлялись русским походам и сражались за свою свободу против всемогущих царских армий. Непрерывное проявление сепаратистских устремлений чеченцев встревожило русских. Они не могли понять, почему эта страна, к которой они испытывали чувства неподдельной симпатии и восхищения и для которой они создали настоящий культ, должна отвечать на их любовь враждебностью и открыто желать отделиться от России.

До середины XVI века у России не было значительных контактов с народами Северного Кавказа. Ситуация изменилась в результате завоевания Иваном Грозным Астраханского ханства, в устье реки Волги, в 1556 году. Россия теперь была каспийской державой и оказалась вовлеченной в конфликты на Северном Кавказе. В 1562 году царь Иван послал отряд в пятьсот человек в сопровождении такого же числа казаков-поселенцев. Новые отряды казаков продолжали селиться вдоль нижнего течения Терека и в предгорьях Чечни. Эти казачьи общины состояли из беглых крепостных, поэтов-путешественников, религиозных инакомыслящих и тех казаков, чьи территории в Украине и вдоль нижней Волги были поглощены расширяющимся российским государством. Эти казаки-поселенцы впоследствии стали известны как терские казаки.

Во второй половине XVIII века князь Г.А. Потемкин, генерал-губернатор юга России начал осуществлять грандиозный план по распространению казацкой линии на весь Северный Кавказ.

Он разработал политику использования казачьих общин в качестве основного средства проецирования российской власти в регионе. Казачий оцепление Потемкина обеспечил Российской империи Северокавказскую равнину. В 1763 году русскими была основана крепость Моздок. Но российская экспансия на Северном Кавказе встретила затяжное сопротивление горцев среди чеченцев и дагестанцев. Там царские мушкеты были встречены "райскими саблями".

Шейх Мансур, чеченский пастух, был одним из первых ведущих мастеров накшбанди на Северном Кавказе. К 1785 году Мансур уже начал публично проповедовать искоренение всех доисламских обычаев, замену обычного права шариатом и священную войну против русских. В течение нескольких месяцев Мансур привлек большое количество последователей, состоящих в основном из чеченцев и дагестанцев. Русской армии потребовалось более пяти лет, чтобы подавить восстание. Мансур был схвачен в 1791 году и умер в заключении три года спустя.

Поражение и пленение шейха Мансура не уничтожили влияние Накшбанди среди народов Северного Кавказа. После приостановки деятельности целого поколения Движение Накшбанди возродилось в более жесткой форме, которую русские называют "мюридизмом". Слово "мюрид" относится к ученику суфийского мастера. Мюриды были мусульманскими воинами, абреками, которые жили в изоляции в горах.

Начиная с первых лет 19 века, группа из трех мюридов попыталась организовать мусульман Северного Кавказа в единое исламское государство. Когда в 1802 году Грузинское королевство было аннексировано Россией, все враждующие мусульманские племена на Северном Кавказе объединились в страшную силу. Третьим из них был знаменитый Шамиль. Правда и легенда о мюридах Шамиля настолько неразрывно переплетены, что трудно быть уверенным, где заканчивается одно и начинается другое. Говорили, что мюриды Шамиля предпочли смерть разоружению. Ни один мюрид никогда не был взят живым.

Сила и дух Шамиля стали легендарными. Говорили, что он мог подпрыгнуть на двадцать семь футов, он мог разрубить приклад винтовки одним ударом кинжала, и однажды было видно, как он одним ударом пригвоздил казачьего всадника к седлу. Восстание Шамиля продолжалось в горах Дагестана и Чечни в течение четверти века, пока он не потерпел поражение в 1859 году.

Чеченцы сыграли особенно значительную роль в мюридских войнах девятнадцатого века. Они были элитой армии Шамиля. Без их поддержки Шамиль не смог бы продолжать свою борьбу так долго. В Чечне Шамиль сплотил вокруг себя ряд могущественных вождей, которые практиковали систему ведения войны в джунглях. Они заманивали русских все дальше и дальше в густые, зеленые, затянутые облаками джунгли, а затем вырезали их. Один российский генерал прошлого века сообщал, что чеченцы умели обращаться со своим оружием только в последний момент. Они бросались на врага с огромной скоростью; с двадцати шагов они стреляли, держа поводья в зубах; затем, откинув назад ружья, они бросались прямо на русских, размахивая шашками над их головами, нанося удары со страшной силой.

Только после поражения восстания мюридов чеченские земли перешли под власть России. Большая часть чеченского населения, проживающего в Сунженской долине, была насильственно изгнана с корнем, чтобы освободить место казакам. Некоторые были переселены вблизи русских фортов, где их можно было лучше контролировать. Это привело к тому, что несколько тысяч чеченских семей эмигрировали в Османскую империю, вместо того чтобы подчиниться российскому правлению. Потеря их земель в Сунженской долине только усилила их горечь.

В последние десятилетия царской России среди чеченцев и других горских народов начала появляться либерально-националистическая интеллигенция. Эта небольшая группа интеллектуалов, по-видимому, была ограничена семьями, имевшими доступ к образованию в русских школах. Доминирующим течением среди этой горской интеллигенции было стремление к объединению горских народов Северного Кавказа в единую национальность. Либерально-националистическое влияние никогда не могло соперничать с популярностью суфийского братства, и ему недоставало страстной привлекательности свирепого горного духа.

Список литературы

  1. Ахмадов, Ш. Б. К вопросу о социальных отношениях в Чечено- Ингушетии в XVIII в. // Социальные отношения и классовая борьба в Чечено- Ингушетии в дореволюционный период (XI – начало XX в.).: [сб. ст.] / [редкол.: А. Г. Попов (отв. ред.)]. – Грозный: [б. и.], 1979. – С. 49–69.
  2. Берже, А. П. Чечня и чеченцы / А. П. Берже. – Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1991. – 109 с.
  3. Бирюков, П. А. Российско-чеченские отношения в XVIII–XIX вв. // Вопросы истории. – 1998. – № 2. – С. 144–157.
  4. Гапуров, А. Чечня и Ермолов: (1816–1827 гг.) / Ш. А. Гапуров. – Грозный: Книж. изд-во, 2006. – 514 с.
  5. Дегоев, В. В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин / В. В. Дегоев. – М.: Панорама, 2001. – 371 с.
  6. Ибрагимова, 3. X. Чеченская история. Политика, экономика, культура: Вторая половина XIX в. / 3. X. Ибрагимова. – М:: Евразия+, 2002. – 448 с.
  7. Ипполитов, А. П. Этнографические очерки Аргунского округа // Кавказские горцы: сб. сведений. Вып. 1. –М:: АДИР, 1992. – С. 1–25.
  8. Кудрявцев, А. В. Чеченцы в восстаниях и войнах XVII 1:–XIX вв. // Вестник Евразии. – 1996. – № 1 (2). – С. 95–110.

Интересная статья? Поделись ей с другими: