УДК 070

К вопросу о формировании индивидуального авторского стиля журналиста

Марачева Алла Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Молодцова Алина Максимовна – студентка направления подготовки «Журналистика» Института филологии и массмедиа Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость поиска индивидуального авторского стиля современным журналистом. Авторы рассматривают особенности индивидуального авторского стиля как творческую манеру, проявляющуюся на текстовом уровне, обобщают практические советы по формированию индивидуального авторского стиля классиков отечественной журналистики Ярослава Голованова, Бориса Полевого, рассматривают синтаксис авторского стиля Василия Пескова, причины популярности эссе в современных СМИ, особенности использования интерстилевого тонирования текста на страницах центральных газет.

Ключевые слова: индивидуальный авторский стиль, творческая манера, публицистика, медиатекст, Ярослав Голованов, Борис Полевой, Василий Песков, эссе, эссеистика, интерстилевое тонирование текста.

Каждый журналист является языковой личностью, но немногим дано обладать индивидуальным авторским стилем. Авторский стиль – это личный почерк журналиста, особая ритмика, система языковых средств, идей текста, эмоциональная тональность речи, умение расставлять акценты и выделять детали. У опытного публициста есть свои, выработанные постоянной практикой приемы в подходе к материалу, которые далеки от штампа, трафарета. Журналист по призванию, любящий и умеющий писать, много читает, записывает интересные афоризмы и цитаты, нестандартные мысли. Все это может пригодиться в его творческой лаборатории, в любой момент может понадобиться в работе над очерком, рецензией, репортажем, эссе.

В XXI веке в СМИ активно реализуются такие новые формы журналистики, как лонгрид, ньюс-фиче. Однако, «несмотря на то, что все эти новые мультимедийные форматы основаны на визуализации, связующим звеном, объединяющим все модули «длинного текста», становится слово, а цифровые технологии лишь подчеркивают его универсальность, его безграничные возможности, его авторитет» [1].

Для начинающего журналиста всегда сложно выработать свою творческую манеру письма, научиться писать по-своему, никому не подражая и никого не повторяя. Истоки любого авторского стиля можно увидеть в мировоззрении журналиста, его знаниях и этических нормах, а также в тех этапах творческого процесса, которые приводят к созданию оригинального медиатекста.

Для любого журналистского материала важно доскональное раскрытие темы. Журналистам, занимающимся популяризацией науки, стоит прислушаться к советам Ярослава Голованова, который в беседе с учеными просил их говорить с ним «на уровне знаний, не превышающих уровень знаний десятиклассника, потому что таков уровень знаний подавляющего большинства читателей «Комсомольской правды» [3, 26]. 

Для начинающего журналиста важно понимать, что любой медиатекст должен быть «упакован» в жанровую оболочку и соответствовать определенному жанру или его разновидности. Об этом в свое время говорил выдающийся советский журналист Борис Полевой: «… надо серьезно думать не только о содержании того, что мы пишем, но и о том, в какую форму выиграшнее всего облечь статью, очерк, фельетон, корреспонденцию, репортаж, чтобы сделать их читабельными в лучшем смысле слова» [3, 124]. 

Однако в XXI веке границы традиционных жанров размываются, на смену традиционным жарам публицистики приходит эссеистика. Как отмечает И.П. Магай, сегодня «литературная форма, долгое время прозябавшая на периферии отечественной культуры, становится популярным трендом, обозначая и отражая новую тенденцию в общественной жизни –моду на эссе» [2]. 

Эссе – художественно-публицистический жанр, в котором автор в философском контексте выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи, тропы.

 Современный эссеист не должен забывать о философской окраске эссе и таких способах философствования, как стремление познать бесконечную сущность мира и не менее жгучее стремление современного человека познать себя и свой духовный мир. В классическом эссе журналист должен суметь поставить и осмыслить вечные философские вопросы и не забыть уделить внимание философской рефлексии. Сегодня, наряду с авторским стилем, современные эссеисты в интернет-изданиях и блогах демонстрируют и авторский взгляд на самые разные, зачастую попросту бытовые темы.

На синтаксическом уровне индивидуальный авторский стиль журналиста связан с конструкцией предложений. Всегда просты и лаконичны предложения легендарного публициста Василия Пескова, который практически не использовал в текстах своих очерков деепричастные обороты. В его произведениях все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу, каждое предложение, начинающее абзац, «считывается» самостоятельно, по первым предложениям абзацев можно составить тезисный план всего текста.

На грамматическом уровне индивидуальный стиль журналиста может отличаться стилистической разнородностью лексики. Современные журналисты давно освоили такой прием текстовой деятельности журналиста, как интерстилевое тонирование текста.

Интерстилевое тонирование – это намеренное использование в тексте языковых средств с разнообразной стилистической окраской. Этот прием делает текст менее пафосным и более образным. Слова с различной стилистической окраской могут выполнять в журналистском материале функции синонимов.

В современных медиатекстах активно используются разговорные слова. «Стали известны подробности гибели подростка на пожарном пруду в деревне Понарино Орехово-Зуевского района Подмосковья. У паренька не хватило сил доплыть до берега» (МК, 10.06.2022). – Разговорное слово «паренек» дается как синоним к слову «подросток».

Не менее часто можно наблюдать «вкрапление» в медиатексты просторечия. «Студентов-целевиков хотят заставить отчитываться за оценки перед работодателем. Эксперты прогнозируют, что такой контроль сократит риск попадания в вузы «блатных» (МК, 10.06.2022). – Просторечное слово «блатной» расширяет традиционный лексический ряд и делает текст более выразительным.

Наблюдение за практикой современных печатных СМИ позволяет фиксировать использование молодежного сленга. «Чтобы набрать нужное число кредитов, молодежь «не парилась» и изучала не наиболее интересные с профессиональной точки зрения курсы, а те, что полегче» (КП, 9.06.2022). – Слово молодежного сленга «не париться» выступает как представитель молодежной контркультуры.

 В современных текстах используются разные разновидности жаргона.

«События тут разворачиваются весьма драматичные, страсти бушуют не детские. Если отсев после первого тура был умеренный, то перед третьим в Большом произошла настоящая «зачистка» (МК, 10.06.2022). – Слово из военного жаргона «зачистка» тонирует тест и делает его более экспрессивным.

Формирование индивидуального авторского стиля зависит от многих составляющих – таланта журналиста, его культурного уровня, широты кругозора. Но одну из важнейших ролей в этом творческом процессе играет умение пользоваться лексическими, фразеологическими богатствами языка. Об этом журналистам никогда не стоит забывать.

Список литературы

  1. Выровцева Е.В., Исакова Т.Б. Формирование авторского стиля журналиста в процессе обучения // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. – 2017. – Т. 1. – №2. – с. 125–132. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-avtorskogo-stilya-zhurnalista-v-protsesse-obucheniya
  2. Магай И.П. Эссеистика против публицистики: новая тенденция российской прессы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2013. – №6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esseistika-protiv-publitsistiki-novaya-tendentsiya-rossiyskoy-pressy
  3. Сагал Г.А. Двадцать пять интервью. Так работают журналисты. – М.: Политиздат, 1974. – 285 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: