УДК 8

Теоретическое описание понятий «компетентность», «компетенция» и «географическая компетентность»

Таджибаева Махлиё Аъзамджон кизи – преподаватель кафедры Географии и основ экономических знаний Кокандского государственного педагогического института имени Мукими (Узбекистан).

Аннотация: Развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов в современных условиях, когда использование человеческого капитала становится все более актуальным, требует разумного подхода. Профессиональная компетентность специалистов основывается на приобретенных ими специальных знаниях, навыках, квалификации и опыте работы. Области профессии и специализация определяют соответствующую компетенцию специалиста. Географическая компетентность считается одним из необходимых профессиональных качеств преподавателя соответствующих предметов. Наличие географической компетентности обеспечивает качественную и эффективную организацию учебного процесса преподавателями географии. В статье говорится о качествах географической компетентности.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, географическая компетентность, географическая компетенция, качества географической компетентности.

Развитие определенного общества на принципах рыночных отношений естественным образом порождает конкуренцию в различных сферах. А рост производственных секторов будет все больше и больше усиливать конкуренцию. В целях удовлетворения материальных и духовных потребностей населения основными условиями рыночных отношений являются обеспечение качественной и качественной продукцией в качестве предложения в соответствии с имеющимся спросом, последовательное совершенствование производства, рациональная организация сбыта. Полное выполнение этих условий, наряду с объективными факторами, считается «осведомленностью об эффективных методах» ключевых субъектов – персонала – высшей возможностью обхода конкуренции [5].

Как отмечает С.Еременко, знание сотрудниками эффективных методов служит развитию их профессиональных компетентностных качеств. Поэтому со второй половины 20 века определение высокого уровня профессиональной квалификации кадров и его признание стали выражать непосредственно через понятия компетентности и компетенции.

По результатам ознакомления с информацией, зафиксированной в литературе и электронных источниках по теме, имеются абстракции в трактовке понятий “компетентность” и “компетенция”. Среди исследователей существует путаница в выяснении сущности обоих понятий, нет единого мнения о том, какое из понятий является первичным.

Понятия “компетентность” и “компетенция” впервые были использованы в психологии в 1955 г. психологом Даниэлем Кацом, который дал определение функциональным компетенциям (знаниям и навыкам, связанным с техническими знаниями, необходимыми для выполнения конкретной работы); управленческим компетенциям (знания и навыки, необходимые для планирования, организации и использования ресурсов); коммуникативным компетенциям (знания и умения, необходимые для организации взаимодействия с окружающими); концептуальным компетенциям (знания и умения, необходимые для планирования и наблюдения за деятельностью по представлениям на уровне абстракции) [7]. 

В педагогическом лексиконе эти понятия впервые были использованы в 1957 г. [11, – с. 206].

Педагогическая практика показывает, что многие педагоги используют понятия компетентность и компетенция как синонимы. Однако эти два понятия не являются синонимами. С их помощью выделена профессиональная характеристика, состоящая из суммы нескольких отдельных качеств – компетенций.

У большинства педагогов возникает вопрос: первична компетентность или компетенция? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо познакомиться с подходами исследователей к объяснению обоих понятий.

По мнению А. В. Хуторского, понятие “компетентность” означает: совокупность взаимосвязанных качеств личности, отраженных в требованиях к образовательной подготовке выпускника [14].

А Г.С.Вяликова подчеркивает, что компетентность - это общеусвоенные знания и конкретные компетенции: информативные и приобретенные углубленные знания по конкретному предмету; конкретные полномочия, объем прав, конкретное образование, способности лица, а также соответствующие задачи в пределах круга отдельно выделенных компетенций и описание их выполнения [4, – с. 29].

Исследователь И. А. Эшмаматов завершает объяснение, данное Г.С.Вяликовой понятию “компетентность”, т.е. компетентность представляет собой готовность действовать в результате приобретения человеком теоретических и практических знаний определенной области, владения информацией и компетенциями в соответствующей области [15, – с. 19]. Более лаконично и ясно определяет понятие Е.Леонова: качество, позволяющее качественно выполнять тот или иной вид работ; уровень качества выполнения того или иного задания, задачи [9].

Американский исследователь Р.Мейерсу определяет понятие “компетентность” как “соответствие знаний эксперта не только заранее заданным профессиональным критериям, но в то же время это демонстрация имеющихся у него знаний при выполнении практических задач” [16, – с. 15]; английский психолог Дж.Равеном определяет “компетентность” как “специфическая способность, необходимая для осуществления действий, включающая в себя знание определенной области науки и узкой специализации, а также специальные навыки, относящиеся к данной области, владение способами мышления, осознание ответственность за собственное поведение” [13, – с. 44]; а Г.Х.Нигматзянова характеризует это понятие как “проявление способности личности решать профессиональные, социальные и личностные проблемы” [10].

В Положении «О Национальной системе развития профессиональных квалификаций, знаний и навыков», содержащемся в Постановлении № 287 (от 15.05.2020) Кабинета Министров Республики Узбекистан (Приложение 2), понятие “компетентность” определяется следующим образом: компетентность - знания работника в профессиональной деятельности, умение применять навыки, знания и опыт и формализованные требования [1].

В одном из электронных источников это понятие трактуется следующим образом: компетенция (лат. “competo” – “достигаю”, “достойна”, “достойна”) – 1) конкретный государственный орган (орган местного самоуправления) или должностное лицо в соответствии с законом, уставом или объемом полномочий, прав и обязанностей, определенных иным документом; 2) знания, опыт работы в той или иной области [6].

Если обратить внимание на определение понятия “компетентность”, то Г.С. Вяликова [4, – с. 29] упомянула именно это понятие как “определенные полномочия, объем прав”. Конечно компетенция напрямую связана с “определенными полномочиями и кругом прав”, но на наш взгляд компетенция считается отдельным, самостоятельным качеством человека, освещающим сущность поведения, организованного в рамках соответствующих полномочий и прав.

А подход Д. Петрова предполагает, что “компетентность” - это “объем знаний”, т.е. компетенция – это хорошо усвоенный специалистом объем знаний, который базируется на хорошо усвоенных навыках, квалификации и опыте и, в свою очередь, проявляется как способность осуществлять соответствующую деятельность или выполнять поставленные задачи [12]. Мнение автора в корне правильное, но и оно нуждается в уточнении.

Подход И.А.Эшмаматова к определению понятий “компетенция” и “компетентность” подтверждает правильность нашего мнения. То есть:

  1. на основе компетенции выделяется определенное качество или особенность; например, способность к логическому анализу, умение самостоятельно мыслить, культура эффективной организации общения (культура общения), умение организовывать и т. д.;
  2. на основе компетентности проявляются совокупность или единица нескольких компетенций, например, педагогическая компетентность - культура речи педагога, педагогический прием (пантомима, мимика, воздействие жестами), педагогическое знание, педагогическая репутация, педагогическая эмпатия (позитивно воспринимать студентов, исходя из их психоэмоционального состояния, бить осведомлённым об их проблемах, уметь сочувствовать им в процессе трудностей), организованность, управленческие, коммуникативные (открытость к общению) и методические способности, педагогической имидж и другие качества (компетенции) [15, – с. 19].

Независимые, отдельные компетенции и их совокупность как компетентность, демонстрируемая каждым специалистом, требуют отвечать установленным стандартным требованиям.

Опираясь на приведенные выше мнения, определения, данные понятиям “компетентность” и “компетенция”, можно будет дать определение понятию “географическая компетентность”.

Прежде всего следует отметить, что область, направление или вид деятельности специалиста, которым он занимается, названы соответствующим образом с точки зрения решаемых вопросов и служат для обозначения общей или частной компетенции. Например, педагогическая компетентность - это общая компетенция, которой должны обладать все педагоги, работающие в данной области, причем у учителя географии - географическая, у учителя музыки - музыкальная, у учителя биологии - биологическая и так далее.

Следует отметить, что в ходе проведение исследования и ознакомления с источниками выяснилось, что в печатной и электронной литературе и научных исследованиях термин “географическая компетенция” прямо не трактуется как самостоятельное понятие, но на его основе выделяются родственные виды компетенции, такие как картографическая компетенция, социально-экономическая географическая компетенция, разъясняется сущность понятия “этногеографическая компетентность”.

Учитывая это положение, ориентируясь на характеристику, данную понятию “компетентность”, в процессе проведения исследования уделялось внимание разъяснению сущности понятия “географическая компетентность”. На наш взгляд, географическая компетентность - это способность учителя географии (или будущего учителя) эффективно применять географические знания, умения, навыки и опыт в соответствии с требованиями образовательных стандартов, успешно решать задачи различной сложности, относящиеся к данной области.

В.В.Барабанов определяет географическую компетентность как:

  1. сумму личностных качеств выпускника (ценностно-смысловая направленность, знания, навыки, квалификация и умения);
  2. умение решать проблемы, связанные с окружающей средой, с помощью знаний, представленных по предмету “География” [2, – с. 38-39].

На наш взгляд, здесь необходимо дополнить и уточнить мнение автора. Оба определения лишены ясности. Ведь личностные качества могут не иметь географической направленности (первое определение). Поэтому особое внимание следует уделить области географии.

Во втором определении также необходимо указать “проблемы, возникающие в окружающей среде”? поскольку окружающая среда понимается как социальное, так и природное бытиё. Кроме того, в учебных заведениях преподавались и преподаются несколько направлений географии (в средне образовательных школах: “Естественная география Средней Азии и Узбекистана”, “География материков и океанов”, “Экономическая и социальная география Узбекистана”, “Экономическая и социальная география мира” и др.; в вузах: “Общая естественная география”, “Геоморфология, с основами геологии”, “География человека”, “География населения, с основами демографии”, “География мира”, “География Узбекистана”, “Теория и практика промышленной географии”, “Топонимика и географическая терминология”, “Политическая география и геополитика”, “География городов и проблемы урбанизации”, “Практическая география и др.”), независимо от того, на каком этапе непрерывного образования находится объект. Поэтому необходимо четко указать, какие именно географические проблемы возникли в окружающей среде.

В.В.Барабанов в своем исследовании также делит предметные компетенции по предмету “География” на следующие пять групп:

  1. Способность определять и формулировать проблемы, которые необходимо решить в конкретных ситуациях, с использованием инструментов географии.
  2. “Язык” географии (понимание географических терминов и понятий, “чтение” географических карт, ознакомление со специальными источниками, дающими сведения о местности).
  3. Возможность связать реальность с определенной областью в определенном пространстве.
  4. Способность получать географическую информацию, необходимую для решения конкретной задачи.
  5. Способность сделать соответствующий вывод и описать решение проблемы на основе анализа конкретной ситуации и собранной дополнительной информации [2, – с. 38-39].

В своем научном исследовании Л.Вишникина также пытается определить качества – компетенции, отраженные на основе географической компетентности. Автор перечисляет географические навыки и компетенции, которыми должен изначально обладать специалист для выполнения данной задачи. А именно: выявление отдельных географических объектов, изучение их составляющих; анализ сущности природных и социально-экономических процессов и явлений; сопоставление объектов изучения, прежде всего природно-территориальных комплексов и т. п.; устанавление географические причинно-следственные связи, в том числе определять влияние различных факторов на природные и социально-экономические процессы; представление комплексного описания объектов изучения (синтез новых географических знаний); обобщение, систематизация знаний научного характера и составление определенных выводов на их основе [3, – с. 129-130].

Размышления Л.Вишникиной о системе географических навыков и умений можно дополнить следующими идеями с точки зрения современного развития отраслевых знаний: быстрое, качественное приобретение географических знаний с помощью ИКТ; иметь «банк данных» по глобальным естественно-географическим проблемам и продвигать научно обоснованные идеи по их эффективному устранению; разработка механизма реализации выдвинутых теоретических идей на практике.

Л.Вишникина отмечает следующие качества географической компетентности – компетенции на примере учащихся общеобразовательных школ: географические знания; географические умения и навыки; опыт творческой деятельности в области географии; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде и человеческой деятельности в ней; видение мира с точки зрения географического подхода [3, – с. 127].

Данное мнение Л. Вишникиной относится к “фундаменту”, “основе” географической компетенции. Поэтому компетентность формируется на основе знаний, навыков, квалификации и опыта.

Г.С.Кощеева [8, – с. 117] выдвигает мнение, что географическая компетентность развивается за счет следующих трех компетенций:

  1. Знание ориентирования вокруг земного шара (ориентация по всем сторонам земли, полушариям; знание материков и океанов; знание географических терминов).
  2. Умение находить ориентацию по всему земному шару (все стороны земного шара, полушария, материки и океаны; знание географических терминов).
  3. Компетенция, т.е. знание “языка” географии (понимание сущности географических терминов и понятий; умение “читать” географические карты; умение перемещаться по географическим сведениям; мысленное формирование образа земного шара).
  4. Умение связывать события, происходящие в космосе (пространстве), с конкретным местом (сопоставление природных явлений и стихийных бедствий с конкретным географическим положением; знание регионов Земли, различающихся по своим природным характеристикам и т. д.).

Автор выражает уверенность в том, что эти три компетенции являются диагностическими признаками уровня географической компетентности специалиста (или будущего специалиста) [8, – с. 117].

“Тройка” компетенции, признанная Г.С.Кощеевой, также важна в формировании и развитии географической компетенции. Однако ограничивать географическую компетенцию этой “тройкой” некорректно. Поэтому необходимо дополнить мнение автора.

На наш взгляд, географические компетентностные качества, которые должны демонстрировать специалисты (в том числе учителя соответствующего предмета) или будущие специалисты (в том числе будущие учителя географии), являются направлениями и специализациями соответствующего предмета, а также наиболее общеупотребительные средства в данной области, которые предполагают целесообразно учитывать требования повышения качества образования в современных условиях.

В процессе проведения исследования было установлено, что компетенциями, составляющими основу географической компетентности, являются следующие: знание географической терминологии (практически-географические, природно-географические, социально-экономико-географические, этногеографические, демографические термины – познавательная компетенция); умение понимать географические объекты: уникальность различных географических регионов и территорий –сознательная компетенция; умение делать географический анализ (сравнение природных, социальных и экономических процессов, происходящих в разных географических областях и областях – аналитическая компетенция; умение описывать географические регионы и территории по их природным, социально-экономическим, демографическим и этническим признакам – описывающая компетенция; знание географического “языка” (знание географических условных знаков – символо-графическая компетенция); умение работать с географическими картами – картографическая компетенция; умение ориентироваться в различных регионах и территориях уникального для земного шара географического пространства – географо-ориентировочная компетенция; практическая (учебная и научно-исследовательская) географическая компетентность.

Таким образом, компетентность считается важным профессиональным качеством, которым должен владеть каждый специалист, независимо от сферы деятельности. Обладание компетентностью означает, что специалист выполняет свою профессиональную деятельность на высоком уровне качества и успешности. По этой причине компетентность, первоначально изучавшаяся в психологии в 60-е годы 20 века, сегодня считается одним из основных критериев, определяющих профессиональную зрелость специалиста всех областей. Поэтому важной педагогической задачей в вузах является обеспечение наличия у будущих учителей географии компетентностных качеств, т.е. соответствующих компетенций при подготовке.

Список литературы

  1. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 287-сон (2020 йил 15 май) Қарори (2-илова) // https://lex.uz/docs/4814154.
  2. Барабанов В. В. Задачи компетентностной направленности на аттестационных экзаменах по географии // Эл.ж. Оценка качества образования. – М.: 2008. - № 6. – С. 38-39.
  3. Вишникина Л. Географическое образование: предметная географическая компетентность // Ж. Проблеми на географията (Bulgarian academy of sciences). – София: 2017. - №1-2. Problems of geography. – С. 129-130.
  4. Вяликова Г.С. Педагогическое стимулирование профессиональной компетентности учителя в условиях заочной формы обучения: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Рязань, 2006. – С. 29.
  5. Еременко С. Фокус на потребителе как основа эффективного продвижения бренда // https://all-events.ru/ events/fokus_na_potrebitele_kak_ osnova_effektivnogo_prodvizheniya_brenda.
  6. Компетенция // https://qomus.info/encyclopedia/cat-k/kompetentsiya-uz.
  7. Компетенция // https://sberuniversity.ru/edutech-club/glossary/932.
  8. Кощеева Г.С. Формирование географической компетентности у учащихся средствами информационных технологий // Ж. Приволжский научный вестник. – Ижевск: 2013. - №6 (22). – С. 117.
  9. Леонова Е. Компетентность и ее виды // https://hurma.work/ru/blog/ kompetentnost-i-ee-vidy.
  10. Нигматзянова Г. Х. Сущность понятий “компетенция” и “компетентность” // https://web.snauka.ru/ issues/2013/11/28698.
  11. Панкова Т.В. Сущность, содержание и структура информационно-коммуникационной компетентности студента ВУЗа // Научно-метод.элек.ж. “Концепт”. – М.: – Т. 4. – С. 206.
  12. Петров Д. Компетенция – это область вашей ответственности, в которой вы хорошо осведомлены (профессиональная, коммуникативная и др.) // https://ktonanovenkogo.ru/ voprosy-i-otvety/kompetenciya-chto-ehto-takoe.html.
  13. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Когито-Центр; М.; 2002. – С. 44.
  14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // www.eidos.ru/news/ compet.htm.
  15. Эшмаматов И.А. Замонавий ахборот технологиялари муҳитида педагогларнинг ахборот-коммуникатив компетентлигини ривожлантириш: пед.фанл. бўйича фалс.доктори (PhD) .... дис. – Самарқанд: 2019. – 19-б.
  16. Development and implementing local educational standards / by Meyers R. ERIS Clearing House on Assessment and Evaluation, 1998. – p. 15.

Интересная статья? Поделись ей с другими: