УДК 33

Повышение доходности приложения с помощью внедрения собственной модели монетизации в сфере покупки и продажи б/у запчастей

Буйновская Дарья Сергеевна – студент Челябинского государственного университета.

Аннотация: В статье описывается понятие монетизации и критерии успешного внедрения любой модели монетизации. Также описываются предпосылки к внедрению собственной модели монетизации в приложении. Отображены важные критерии и описана сама модель. На основе описанной стратегии можно повысить доходы от сервиса в целом, ускорить срок окупаемости и масштабировать бизнес.

Ключевые слова: смешанная модель монетизации, стратегия внедрения монетизации, подписка, интегрированная система оплаты, мобильное приложение, рынок покупки и продажи б/у запчастей.

Введение

Монетизация – достаточно обширное понятие, которое применяется в различных экономических сферах. Под этим понятием подразумевается процесс, с помощью которого обусловлено получение дохода в денежном эквиваленте.

В современном мире мобильные приложения – это инновационный бизнес мирового масштаба, целью которого, как и в любом другом случае, является зарабатывание денег. Монетизация мобильных приложений – одна из популярных бизнес-моделей в настоящее время.

Мобильные приложения создают как дополнение к существующему бизнесу или же как самостоятельный источник дохода. У множества компаний есть мобильные приложения, которые дополняют существующую экосистему их продуктов, создавая дополнительную ценность для клиента. Даже если в таких приложениях не делаются покупки на прямую, они приносят косвенную выгоду компании. Например, повышают лояльность и вовлеченность в продукт или услугу. Но есть и варианты прямой монетизации.

Создатели приложений часто используют несколько видов монетизации в своих приложениях. Создать зарабатывающее приложение быстро достаточно сложно. Важно понимать свою аудиторию и верно определить категорию приложения.

Рынок мобильных приложений достаточно рискованный и имеет высокую конкуренцию. Но несмотря на это, разработчики создают новые и полезные решения для пользователей и получают доход от проделанной работы.

Смешанные модели монетизации получают большой отклик от создателей приложения.

Подводя итог ко всему вышесказанному, стоит отметить, что успешно монетизировать приложение можно только изучив свою нишу, поведение аудитории и правильно построить дизайн приложения.

Предпосылки к внедрению собственной модели монетизации

На данном этапе развития компании имеется развитая сеть пользователей, осуществляющих поиск и продажу запчастей через чат-бот в мессенджере Телеграмм. Бот позволяет публиковать потребность в запчастях на конкретную машину и получать обратную связь от пользователей, у которых запрашиваемая запчасть есть в наличии. Также в боте имеется функционал по продаже авто, рейтинг пользователей, каталог с навигацией по выложенным автомобилям в разборе всех участников.

Основной проблемой является то, что бот достаточно сложно масштабировать под новые услуги компании. Также стоит отметить, что бот никак не монетизирован и не совсем удобен в использовании, модерации и ведении клиентской базы. Именно поэтому был разработан полноценный сервис, который повторяет функционал существующего телеграм-бота, но с удобным администрированием и с возможностью масштабирования на новые рынки.

Существующее приложение пользуется популярностью у пользователей, но до сих пор не приносит доход. В данном случае выход из ситуации заключается в том, чтобы сделать и внедрить модель монетизации приложения, чтобы повысить доход компании.

Текущее мобильное приложение оптимизирует основные бизнес-процессы компании и дает ряд преимуществ по масштабированию бизнеса.

Создание стратегии монетизации. Обоснование выбранного решения

Рассмотрев все возможные модели монетизации, можно сделать вывод, что идеальной модели не существует. Поэтому было решено разработать свою стратегию монетизации для первого тестирования работы приложения в новом режиме. Для определения стратегии нужно выделить важные критерии, по которым будет создана стратегия монетизации.

При выборе стратегии монетизации стоит учитывать следующее:

  • особенности аудитории мобильного приложения;
  • категория мобильного приложения;
  • возможность объединения нескольких моделей монетизации.

Далее разберемся, что означает каждый критерий.

Особенности аудитории мобильного приложения

В рассматриваемом приложении основной аудиторией являются люди, чья основная деятельность – это разбор или перепродажа автозапчастей. Приложение в первую очередь рассчитано на работу с юридическими лицами.

Категория мобильного приложения

Приложения находятся в категории «Мобильные приложения для бизнеса». Программа создана как для общения и оптимизации работы существующего телеграм-бота, так и для упрощения взаимодействия с клиентами.

Возможность объединения нескольких моделей монетизации

Важный критерий, который позволяет расширить внедренную модель монетизации для привлечения дополнительного дохода и улучшения модели в целом.

Было решено внедрить свою модель монетизации, которая будет объединять в себе инструменты существующих моделей. Стратегия монетизации похоже на модель freemium совмещенной с партнерским финансированием и с интегрированной платежной системой.

Описание модели монетизации

Обзор всех возможных видов монетизации привел к разделению типов аккаунтов пользователей на три группы: базовый, бизнес, ПРО. Рассмотрим детальное описание каждого типа аккаунта.

  1. Бесплатный доступ (тип аккаунта «Базовый»). Ориентирован на ознакомление с приложением и для физических лиц, которые генерируют небольшое количество запросов. Доступен всем, кто заходит и регистрируется в приложении.
    • Раздел «Запросы». Возможность отправить от 1 до 3-х запросов в день на поиск запчастей. Нельзя посмотреть входящие запросы.
    • Доступ к разделу «Авто в разборе». Можно искать автомобили, но нельзя добавлять свои.
    • Доступ к разделу «Продажа авто». Можно просматривать объявления о продаже авто, но нельзя публиковать свои.
    • Раздел «Отзывы». Можно просматривать профили всех пользователей, но нельзя оставлять отзывы самому.
    • Раздел с прайс-листами. Можно осуществлять поиск запчастей по погруженным прайсам других пользователей, по каталожным номерам и с помощью фильтров.

Все недоступные функции обязательно видны, при нажатии на них предлагается повысить аккаунт до Бизнеса или до Pro.

  1. Платный доступ второго уровня (тип аккаунта «Бизнес»). Ориентирован на покупателей автомобильных запчастей, СТО, перекупов авто.

Функционал данного типа аккаунта:

  • Раздел «Запросы». Возможность публикации неограниченного количества запросов в день.
  • Доступны разделы «Авто в разборе», «Продажа авто» с возможностью добавлять свои авто.
  • Раздел «Совместные закупки». Возможность видеть актуальную информацию в разделе и уточнять по наличию.
  • Раздел «Отзывы». Возможность писать отзывы всем пользователям.
  • Проверка авто по vin-номеру.

Все недоступные функции обязательно видны, при нажатии на них предлагается повысить аккаунт до Pro.

  1. Платный доступ третьего уровня (тип аккаунта «Pro»). Ориентирован на автомагазины, авторазборки, крупные СТО, которые продают запчасти.

Функционал данного типа аккаунта:

  • Раздел «Запросы». Полный доступ к разделу. Неограниченное число публикации запросов. Доступ к входящим запросам.
  • Раздел «Продажа авто». Доступны разделы «Авто в разборе», «Продажа авто» с возможностью добавлять свои авто.
  • Раздел «Отзывы». Возможность оставлять отзывы всем пользователям.
  • Раздел «Совместные закупки». Доступна возможность заранее заказать необходимую деталь.
  • Возможность выгружать свои прайсы в сервис через веб-интерфейс.
  • Проверка авто по vin-номеру.
  • Доступ к аналитике по запросам других пользователям.

Также за отдельную плату сервисы и СТО могут размещать свои услуги в новостной ленте приложения, что принесет дополнительный доход компании.

Для успешного создания своей модели монетизации приложения были рассмотрены существующие модели и разработана своя собственная, которая разделяет пользователей на несколько аккаунтов с различным доступом к возможностям приложения.

Список литературы

  1. «ТАСС» Экономика [Электронный ресурс] : Каждый четвертый опрошенный готов сменить машину ради дешевых запчастей, 2022 г. URL: https://tass.ru/ekonomika/16350755 (дата обращения: 10.12.22).
  2. «byyd» Приложения [Электронный ресурс] : КАК УДЕРЖАТЬ ЦЕННЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ? ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ MOBILE APPS-РАЗРАБОТЧИКОВ, 2021 г. URL: https://www.byyd.me/ru/blog/2022/04/kak-uderzhat-cennyh-polzovatelej-in/ (дата обращения: 10.12.22).
  3. «AppBooster» Старт в мобильном маркетинге [Электронный ресурс] : Как монетизировать приложение? 8 возможностей заработать на мобильном приложении, 2022 г. URL: https://appbooster.com/blog/monetizaciya-prilozhenij/ (дата обращения: 10.12.22).
  4. «CPARIP» Мобильные приложения [Электронный ресурс] : Анализ мобильных приложений в 2022 году, 2022 г. URL: https://cpa.rip/mobile-app/state_of_mobile_2022/ (дата обращения: 10.12.22).
  5. «VC» Маркетинг «EvenLab» [Электронный ресурс] : https://vc.ru/marketing/238898-6-cposobov-monetizacii-mobilnyh-prilozheniy, 2021 г. URL: https://vc.ru/marketing/238898-6-cposobov-monetizacii-mobilnyh-prilozheniy (дата обращения: 10.12.22).

Интересная статья? Поделись ей с другими: