УДК 33

Преимущества и недостатки реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений в сфере ЖКХ

Проскурякова Виктория Александровна – магистр Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Федина Вера Владимировна – кандидат экономических наук, доцент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной статье отражена экономическая сущность инвестиционной деятельности предприятий, а также актуальность использования в ее процессе государственно-частного партнерства. Отмечаются преимущества и недостатки концессионных соглашений. Также рассмотрено состояние российского рынка концессий, которому в 2020 году исполнилось 15 лет.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, государственно-частное партнерство, концессия, концессионные соглашения, ЖКХ, водоснабжение.

В системе экономического воспроизводства инвестиции играют роль одного из ключевых факторов экономического роста, способствуя возобновлению и увеличению производственных ресурсов, обновлению производственных мощностей, внедрению в производство технологических инноваций.

Актуальность темы объясняется стратегической ролью долгосрочных капиталообразующих инвестиций как в социально-экономическом развитии страны в целом и отдельных ее регионов, так и в деятельности конкретных коммерческих организаций.

Экономическая сущность инвестиционной деятельности компании заключается в том, что она обеспечивает наиболее эффективные пути реализации инвестиционных стратегий компании [1]. По своей сути, процесс инвестирования предполагает отказ от потребления ресурсов в настоящее время с целью получения доходов в будущие периоды. В качестве полезного эффекта могут выступать коммерческие, социальные, экологические результаты и т.п.

В настоящее время реализация проектов государственно-частного партнерства становится как никогда актуальным аспектом проведения инвестиционной политики государства в условиях нестабильности и неопределенности развития. В рамках правового поля отношения государства и бизнеса, возникающие в этой области, регулируются как нормами общегражданского законодательства, так и нормами, закрепленными в законах, регламентирующих инвестиционную деятельность. На сегодняшний день проблема нехватки средств актуальна как для федерального, так и для регионального бюджетов. Поэтому применение механизмов ГЧП для реализации проектов становится все более популярным явлением, что подтверждено статистикой. Одним из наиболее практического применения этого механизма являются концессионные соглашения.

Рассмотрим состояние российского рынка концессий, которому в 2020 году исполнилось 15 лет.

Таблица 1. Отраслевое распределение концессий. [5]

Отрасль

От 1 млрд. руб.

От 0,1 до 1 млрд. руб.

Транспортная

34

22

Коммунальная

67

179

Социальная

32

63

Телекоммуникационная

4

11

Энергетическая

4

10

Иная

2

2

Итого

143

287

Таким образом, за полтора десятилетия действия 115‑ФЗ в сегменте от 100 млн руб. было подписано 430 концессий. Инвестиции в них превысили 2 трлн руб. Самое большое количество договоров концессий в обоих сегментах заключается в коммунальной сфере, но при этом наибольшая сумма концессионных соглашений наблюдается в транспортной отрасли – 1,4 трлн. руб.

Таблица 2. Количество концессионных соглашений по объему проектов. [5]

Объем проектов

Количество договор, шт.

От 0,1 до 0,2 млрд. руб.

92

От 0,2 до 0,5 млрд. руб.

114

От 0,5 до 1 млрд. руб.

81

От 1до 5 млрд. руб.

93

От 5 до 10 млрд. руб.

12

От 10 до 50 млрд. руб.

26

От 50 до 100 млрд. руб.

9

Больше 100 млрд. руб.

3

Итого

430

Таким образом, на российском рынке концессий преобладают проекты на сумму менее 5 млрд. руб. (88% от общего числа проектов). При этом, в их составе преобладают проекты на суммы от 0,2 до 0,5 млрд. руб. – 114 договоров или 26,5% от общего числа.

Таблица 3. Количество и объем концессионных соглашений по уровням концедента. [5]

Отрасль

Количество договор, шт.

Сумма договоров, млн. руб.

Федеральный

15

781,6

Региональный

131

886,5

Муниципальный

284

385,3

Итого

430

2053,4

Таким образом, наибольшее количество концессионных соглашений заключается на муниципальном уровне, но их сумма минимальна – 285,3 млн. руб. По сумме концессий преобладает региональный уровень, на котором за 15 лет был заключен 131 договор на сумму 886,5 млн. руб.

При этом, среди муниципальных и региональных концессий преобладают [38]:

  • Московская область (31 договор на сумму 152,4 млн. руб.);
  • Самарская область (21 договор на сумму 148,0 млн. руб.);
  • Новосибирская область (18 договоров на сумму 53,1 млн. руб.);
  • Башкирия (11 договоров на сумму 33,7 млн. руб.).

Таблица 4. Количество и объем концессионных соглашений в водоснабжении. [5]

Отрасль

Количество договор, шт.

Сумма договоров, млн. руб.

Муниципальный

123

158,4

Региональный

7

13,3

Федеральный

0

0

Итого

130

171,7

Таким образом, в сфере водоснабжения за 15 лет было заключено 130 договор на сумму 171,7 млн. руб. При этом, преобладают концессионные соглашения на муниципальном уровне – 123 договора на сумму 158,4 млн. руб. Это составляет 46,5% от суммы соглашений коммунальной сферы на муниципальном уровне.

Основные преимущества концессионных проектов для государственного сектора можно представить следующим образом. Во-первых, заключение концессионного соглашения дает возможность привлекать средства частного инвестора в развитие инфраструктуры, что особенно важно в условиях дефицита бюджета. Во-вторых, реализация КС может ускорить модернизацию социально значимой инфраструктуры [2]. В-третьих, повышение эффективности реализации проекта, а также эффективности создания и эксплуатации объекта, благодаря привлечению управленческого опыта и инновационных разработок бизнеса, а также большей заинтересованностью частного партнера в финансовой эффективности проекта [3]. В-четвертых, улучшение инвестиционного климата региона, города. В-пятых, сохранение объекта КС в государственной собственности.

В качестве недостатков следует выделить:

  • сложность и трудоемкость процедуры заключения концессионного соглашения (инвентаризация муниципального имущества, техническое обследование, оформление права собственности на объекты, оценка имущества и пр.);
  • изменение существенных условий концессионного соглашения требует согласования с ФАС РФ (основания согласования ограничены) [2];
  • если объект не является коммерчески интересным - могут возникнуть проблемы с поиском инвестора;
  • при некачественном структурировании проекта обязанность возместить концессионеру недополученные доходы, экономически обоснованные расходы на создание объекта [4].

Таким образом, огромный масштаб территорий Российской Федерации, различный уровень экономического развития, а также инвестиционного климата, на сегодняшний день обуславливают необходимость распространения и использования проектов государственно-частного партнерства для решения как общеэкономических, так и тем более социально значимых задач, стоящих перед всеми региональными и муниципальными образованиями. Сегодня разница в финансировании создания инфраструктуры между регионами очень высока, именно механизм государственно-частного партнерства призван нивелировать разницу и обеспечить максимально возможную эффективность реализации проектов.

Для того, чтобы государственно-частное партнёрство превратилось в реальный инструмент развития компонентов умной городской среды, о которой сегодня задумываются и вступают в процесс реального воплощения многие субъекты РФ необходимо четко обозначить приоритет цифровой трансформации, перехода на новые поколения технологий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и других отраслях экономики.

Список литературы

  1. Кузнецов Б.Т. Инвестиции. Учебник. 2-е издание. СПб.: ЮНИТИ. 2018. 623 с.
  2. Линник Л. Концессионные соглашения – одна из форм привлечения инвестиций // Инвестиции в России. – 2020. – № 7. – С. 5–9.
  3. Синякова А. Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций с помощью государственно-частного партнёрства // Региональная экономика: теория и практика. – 2017. – № 10. – С. 87–92.
  4. Широков С. Н. Объект концессионного соглашения и понятие недвижимого имущества // Бюллетень нотариальной практики. – 2018. – № 6. – С. 2–5.
  5. InfraOne Research. 15 лет рынку концессий – аналитический обзор. – 2020. – 31 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: