УДК 33

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» в глобальной инвестиционно-финансовой картине развития

Цинь Цзяцзе – бакалавр Куньминского университета (Китай).

Аннотация: В статье представлен анализ международной инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), предложенной правительством КНР. Стратегия развития китайской инициативы направлена на создание взаимосвязанности и сотрудничества по шести основным экономическим коридорам, связывающим Китай и Монголию, Россию, евразийские страны, Центральную и Западную Азию, Пакистан, другие страны Индийского субконтинента и Индокитай. Азия нуждается в 26 триллионах долларов США в виде инвестиций в инфраструктуру до 2030 года (Азиатский банк развития, 2017 г.), и Китай, безусловно, может помочь обеспечить часть этих инвестиций. Его инвестиции в создание инфраструктуры оказывают положительное влияние на вовлеченные страны. Взаимная выгода является особенностью ОПОП, которая также поможет развивать рынки для китайской продукции в долгосрочной перспективе и уменьшить избыточные промышленные мощности в краткосрочной перспективе. ОПОП отдает приоритет разработке оборудования (инфраструктуры) и финансированию.

Ключевые слова: Один пояс один путь, экономическое развитие, финансовое развитие, международная торговля, международное взаимодействие, инновации, устойчивое развитие, развитие макрорегиона.

В мире существует большой пробел в инфраструктуре, который ограничивает торговлю и будущее процветание. Многосторонние банки развития (МБР) усердно работают над устранением этого разрыва. Совсем недавно Китай предпринял глобальные усилия по поддержке этой тенденции, план, известный как инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП). Доля Китая и стран, подписавших соглашения о сотрудничестве с Китаем в рамках ОПОП, увеличивается в мировой экономике. ОПОП курирует «Ведущая группа» по продвижению своей работы, организованная Национальной комиссией по развитию и реформам (НКРР), которая наблюдает и координирует все проекты ОПОП.

По оценкам, инвестиционные проекты ОПОП добавят более 1 триллиона долларов США внешнего финансирования зарубежной инфраструктуры за 10-летний период с 2017 года. Хотя для помощи в финансировании были созданы новые механизмы, такие как Фонд Шелкового пути, большая часть для этих проектов фактически будут поступать от государственных и коммерческих банков развития. Китай также поддерживает многосторонний подход к инвестициям, включая МБР и государственно-частные партнерства. [1, c. 5]

ОПОП лучше всего резюмировал председатель Си: «Китай будет активно продвигать международное сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь». При этом мы надеемся достичь политической, инфраструктурной, торговой, финансовой и межличностной связи и, таким образом, создать новую платформу для международного сотрудничества с целью разработки новых движущих сил общего развития». [1, c. 61]

Анализ глобальных потребностей в инфраструктуре показывает разные цифры и методы, но все источники указывают на растущий глобальный дефицит инвестиций в инфраструктуру. Большая часть глобального дефицита инвестиций приходится на ключевые секторы связи, важные для ОПОП, такие как транспорт, энергетика, водоснабжение и телекоммуникации.

Ежегодные потребности в инвестициях варьируются от 2,9 трлн долларов США до 6,3 трлн долларов США. При текущих инвестиционных тенденциях ожидается, что совокупный дефицит инвестиций составит от 5,2 трлн долларов США до 2030 года [2] или до 14,9 трлн долларов США до 2040 года, если принять во внимание достижение целей в области устойчивого развития [3]. В годовом исчислении это означает, что глобальные инвестиции в инфраструктуру в среднем не достигают 0,35–0,37 трлн долларов США в год [2], [3].

Только для Азии, согласно оценкам Азиатского банка развития (АБР, 2017 г.), потребности в инвестициях до 2030 г. составят около 26 трлн долларов США (включая потребности, связанные с климатом). Это подтверждают GI Hub (2017 г.) и McKinsey (2016 г.), которые считают, что около 50% их соответствующих оценок инвестиционных потребностей связаны с азиатским регионом. Расходы в рамках ОПОП в значительной степени способствуют финансированию инфраструктурных потребностей Азии. Тем не менее, ожидается, что к 2040 г. возникнет совокупный дефицит в размере около 4,6 трлн долларов США, что более чем в четыре раза превышает 1 трлн долларов США для предвосхищаемых проектов ОПОП [3]. В частности, необходимы инвестиции в устойчивую и качественную инфраструктуру в регионе, чтобы позволить Азии поддерживать темпы роста, адекватно реагировать на изменение климата и снижать высокий уровень сохраняющейся бедности. Потребности Азии в финансировании инфраструктуры значительно превышают текущие и запланированные инвестиции в рамках ОПОП. Таким образом, удовлетворение этих потребностей останется важным приоритетом в международной повестке дня в области развития.

В марте 2015 года Китай опубликовал план действий, в котором были описаны основные цели ОПОП. На страны, участвующие в ОПОП, приходится более одной трети мирового ВВП и более половины населения мира. Хотя инвестиции в инфраструктуру являются ключевым аспектом ОПОП, Китай заявляет, что его цели гораздо шире, охватывая все аспекты устойчивого роста для себя и включая более сбалансированный региональный рост, модернизацию своей промышленности и более экологичный экономический рост дома. Проблемы избыточных мощностей по некоторым продуктам привели к тому, что ВТО и ОЭСР, среди прочих, выдвинули на первый план проблемы, на которые следует обратить внимание на глобальном уровне. Китаю необходимо будет предоставить гарантии того, что в рамках инициативы ОПОП избыточные производственные мощности и менее экологически чистые источники энергии не просто будут перемещены в другие страны с небольшой чистой выгодой с глобальной точки зрения. Таким образом, ОПОП может внести весомый вклад в достижение целей устойчивого развития на период до 2030 года.

Как заявил Китай, акцент на взаимодействии в рамках ОПОП направлен как на содействие торговле и инвестициям и, таким образом, на развитие соседних стран, так и на стратегическое укрепление с максимальной отдачей своей собственной энергетической, ресурсной и продовольственной безопасности в роли регионального лидера. Выше описанное взаимодействие имеет очень широкий охват, включающий экономическую, стратегическую и культурную взаимосвязь. Были выделены следующие первостепенные цели инициативы ОПОП:

  1. Увеличение доли торговли и инвестиций в регионе ОПОП;
  2. Создание зоны свободной торговли вдоль Шелкового пути;
  3. Расширение финансового сотрудничества в регионе для развития инфраструктуры;
  4. Получение доступа к природным ресурсам;
  5. Укрепление транспортной инфраструктуры в коридорах ОПОП;
  6. Углубление культурных обменов в регионе.

Можно выделить следующие мотивы инициативы “Один пояс, один путь”:

  • Взаимодействие;
  • Открытость;
  • Инновации;
  • Мотивы достижения устойчивого развития: мир, экология, защита окружающей среды, сохранение источников пресной воды, построение гражданского общества;
  • Мотивы энергетической и продовольственной безопасности;
  • Более сбалансированное региональное развитие.

Основными источниками финансирования большей части этих проектов, участвующих в программе ОПОП, являются китайские банки развития, Фонд Шелкового пути с капиталом в 40 миллиардов долларов США и два крупных государственных коммерческих банка.

Президент Всемирного банка недавно заявил, что у него есть текущие проекты на сумму 86,8 млрд долларов США в (тогда) 65 странах-участницах ОПОП [4]. Это сопоставимо с 420 миллиардами долларов США, уже вложенными Китаем в строительство ОПОП.

Китай добился сильного роста у себя дома и продемонстрировал готовность вкладывать деньги в крупномасштабные проекты по развитию торговли инфраструктурой и другим аспектам связи в рамках ОПОП. ОПОП существенно влияет на мировую торговлю, инвестиции и финансы:

Инвестиции: с точки зрения Китая, стратегия развития рынков для своей продукции за счет подключения аппаратного обеспечения в рамках ОПОП при одновременном инвестировании в передачу технологий для быстрого продвижения вверх по цепочке создания добавленной стоимости соответствует необходимости сокращения избыточных промышленных мощностей в стране в краткосрочной перспективе и создания глобальной платформы, которая будет способствовать торговле и инвестициям со странами, участвующими в Инициативе, при центральной роли Китая в долгосрочной перспективе.

Финансы: Китай в одиночку не может финансировать все потребности в инфраструктуре развивающихся стран Азии; эти потребности очень велики, и Китай сталкивается с собственными финансовыми трудностями дома. Это означает, что странам ОЭСР необходимо прилагать больше усилий для взаимодействия со странами ОПОП и наоборот. Будущее всех экономик улучшается, когда благосостояние растет во всем мире. Для этого требуется здоровая инвестиционная среда для привлечения необходимого капитала и обеспечения оптимального соотношения цены и качества принимающих стран.

Сотрудничество: ОЭСР может помочь странам улучшить инвестиционный климат. История учит, что по мере повышения уровня жизни роль рынков в решениях о распределении становится все более важной. Права собственности, конкуренция, равные условия и надежное управление, основанное на праве голоса и подотчетности, помогли осуществить переход. Это, вероятно, станет необходимым и для стран-участниц ОПОП, и движение в этом направлении будет стимулировать увеличение финансирования со стороны стран с развитой экономикой и многосторонних кредитных учреждений. ОЭСР осуществляет ряд региональных инициатив, которые оказались плодотворными. Инициатива по повышению конкурентоспособности в Центральной Азии (которая является частью Программы ОЭСР по повышению конкурентоспособности в Евразии) направлена на то, чтобы помочь странам повысить производительность за счет поддержки предпринимательства, развития частного сектора, инклюзивности и построения подходящей экономики, основанной на знаниях. Региональная программа ОЭСР для Юго-Восточной Азии также направлена на достижение аналогичных целей. Страны работают с комитетами ОЭСР, охватывающими ряд областей, таких как корпоративное управление, прямые иностранные инвестиции, конкуренция, взяточничество и коррупция, пенсии, окружающая среда, социальная политика и налогообложение.

Список литературы

  1. Xi, J. (2017b), Secure a Decisive Victory in Building a Moderately Prosperous Society in all Respects and Strive for the Great Success of Socialism with Chinese Characteristics for a New Era, Delivered at the 19th National Congress of the Communist Party of China, 18 October.
  2. McKinsey (2016), Bridging Global Infrastructure Gaps, URL: www.mckinsey.com/industries/capital-projects-andinfrastructure/our-insights/bridging-global-infrastructure-gaps.
  3. GI Hub (2017), Global Infrastructure Outlook, Global Infrastructure Hub, URL: https://outlook.gihub.org.
  4. Kim, J.Y. (2017), Remarks of World Bank Group President Jim Yong Kim at the Belt and Road Forum for International Co-operation – Opening Plenary Session, May. URL: www.worldbank.org/en/news/speech/2017/05/14/remarks-of-world-bank-group-president-jim-yong-kim.

Интересная статья? Поделись ей с другими: