УДК 65.01

Анализ факторов внешней и внутренней среды организации на примере ООО «Электроника М»

Булатова Валерия Сергеевна – студент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Родионова Елена Викторовна – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Менеджмента Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: В данной работе рассматриваются факторы внутренней и внешней среды, воздействующие на деятельность организации. Какое влияние и как оказывают изучаемые факторы на деятельность конкретной организации.

Ключевые слова: внешняя среда, внутренняя среда, факторы воздействия среды, прямое и косвенное воздействие.

Любая организация работает в определённых сложившихся вокруг нее условиях. Эти условия составляют среду т.е. совокупность факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на деятельность организации, задающих определенные рамки деятельности или же наоборот позволяющих выйти на новый уровень работы.

В научной литературе среда подразделяется на внутреннею и внешнюю, последняя в свою очередь делится на прямого и косвенного воздействия [2].

Внешняя среда прямого воздействия - это специфическая среда какой-либо определенной организации, которая имеет воздействие извне. К среде прямого воздействия относятся те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организации в той или иной мере. Другими словами, можно описать ее как среду от которой зависит существование организации на рынке, так как именно среда прямого воздействия задает те условия, выполняя которые организация сможет действовать, в противном случае она не будет иметь возможности работать.

В качестве объекта исследования представлено ООО «Электроника М». Данная организация занимается продажей корпусной и офисной мебели уже на протяжении многих лет и завоевала хорошую репутацию на рынке мебели.

 К внешней среде прямого воздействия ООО «Электроника М» относятся:

  • поставщики ресурсов;
  • потребители продукции и услуг;
  • конкуренты;
  • государственные органы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации.

Проанализируем внешнюю среду прямого воздействия.

1. Поставщики. В рассматриваемый период ООО «Электроника М» заключило договора на поставку продукции с 26 организациями, из них 8 ведут постоянное сотрудничество, поставляя материальные ресурсы.

Во время проведения исследования выяснилось, что на данный момент 5 организаций ликвидированы, остальные продолжают деятельность. Данная ситуация может привести к тому, что ООО «Электроника М» может потерять часть продукции, что значительно сократит ассортимент, но в то же время открывается возможность налаживания партнерских связей с новыми, молодыми и развивающимися предприятиями. Современные тенденции рынка в постпандемийный период привели к тому, что многие предприятия перестали вести свою деятельность, что позволило остаться на рынке опытным и надежным производителям, и увеличить свои обороты. Так, на данный момент, кампании расширяют ассортимент, вводят инновации в производстве, что позволяет сокращать затраты и снижать уровень цен. Но так происходит не всегда и нестабильность на валютном рынке в последнее время приводит к подорожанию сырья, что вновь привело к росту цен.

2. Потребители. В рассматриваемый период ООО «Электроника М» заключило договора поставки продукции с большим количеством клиентов. Как уже было выяснено, приоритетным направлением является торговля мебелью. Среди покупателей можно обнаружить большое количество учреждений дошкольного образования, школ, центров внешкольной работы, управлений, заводов. Также среди покупателей есть администрация города.

Проанализировав данные о покупателях, можно сделать вывод о том, что приоритетными заказчиками являются организации, имеющие офисы, где требуется офисная мебель и канцелярские принадлежности. В основном все организации - это организации города и района. С ООО «Электроника М» были заключены 4 государственных контракта. (рисунок 1).

1

Рисунок 1. Гос.заказы ООО «Электроника М».

Данный показатель является определенным гарантом качества и доверия государства. В таком случае можно сказать, что не только частные предприятия оказывают влияние на развитие ООО «Электроника М», но и государство, но в данном случае не посредством выпуска законодательных актов, а путем приобретения продукции.

3. Конкуренты. В данной работе в качестве методов анализа конкурентоспособности использованы два метода – это метод изучения профиля организации с помощью модели контрольного листа, рекомендуемый Американской ассоциацией управления и SWOT-анализ [1].

В методе изучения профиля перечисляются основные параметры, по которым можно оценить сильные и слабые стороны организации и ее основных конкурентов. По распределению оценок определяется усредненная конкурентная позиция фирмы в сравнении с ее конкурентами (табл.1).

Таблица 1. Контрольный лист ООО «Электроника М».

Показатели оценки

Лучшие

Средние

Худшие

1

2

3

4

5

Финансы

1. Оценка структуры активов и пассивов

 

     

2. Инвестиционный рейтинг

     

 

3. Доход на активы (рентабельность активов)

 

     

4. Норма прибыли (рентабельность продукции)

 

     

5. Доход на вложенный капитал

   

   

Производство

1. Состояние и эффективность использования оборудования

       

2. Производственная мощность

   

   

3. Численность занятых, состояние трудовых ресурсов и производительность труда

   

   

4.Системы контроля качества

 

     

5. Возможности расширения производства

       

Организация и управление

1. Уровень квалификации управленческого персонала

       

2. Скорость реакции управления на изменения во внешней среде

   

   

3. Четкость разделения полномочий и функций

 

     

4. Адекватность типа организационной структуры управления специфике отрасли и организации

       

5. Качество используемой в управлении информации

   

   

Маркетинг

1. Доля рынка/число клиентов

   

   

2. Репутация фирмы

 

     

3. Престиж торговой марки

   

   

4. Система стимулирования сбыта

     

 

5. Ценовая политика/уровень цен

   

   

6. Уровень/качество обслуживания

 

     

7. Качество поступающей информации

 

     

Кадровый состав

1. Уровень квалификации производственного персонала

   

   

2. Уровень квалификации сбытового персонала

 

     

3. Система подготовки и переподготовки персонала

       

Технологии

1. Применяемые стандарты

   

   

2. Инновации

       

3. Уровень НИОКР

       

ИТОГО:

4

9

10

2

3

На основании контрольного листа можно сделать вывод о том, что ООО «Электроника М» имеет хорошую конкурентоспособность, большинство показателей находятся на уровне выше среднего или среднем. Это говорит о стабильности и соответствии основным стандартам. Можно сказать, что предприятие имеет устойчивые позиции.

SWOT-анализ помогает подробнее рассмотреть сильные и слабые стороны предприятия, а также раскрыть его перспективы, возможности развития и изучить угрозы, с которыми организация может столкнуться [3]. Полученные данные сводятся в одну систему для более наглядного представления (табл. 2).

Таблица 2. SWOT-анализ ООО «Электроника М».

Сильные стороны

Возможности

- Высококвалифицированный персонал;

- Качественное выполнение работы;

- Хорошая репутация у покупателей;

- Широкий ассортимент продукции;

- Высокий уровень сервиса;

- Индивидуальный подход к каждому заказу;

- Значительная доля рынка

- Доступный уровень цен

- Удачное местоположение

- Выход на новые рынки сбыта;

- Расширение объема продаж;

- Появление новых поставщиков;

- Появление новых покупателей;

- Разорение и уход основных фирм-конкурентов;

- Изменение моды на корпусную мебель;

- Заключение крупных гос. контрактов и целевых договоров

Слабые стороны

Угрозы

- Недостатки в рекламной политике;

- Нет ясных стратегических направлений;

- Небольшой масштаб охвата территории;

- Недостаточная известность среди населения;

- Приход новых потенциальных конкурентов

- Изменение покупательских предпочтений

- Сбои в поставках от поставщиков

- Снижение уровня жизни населения

- Усиление конкурентной борьбы

Данные SWOT-анализа указывают на то, что слабыми сторонами организации являются недостатки в рекламной кампании, отсутствие известности среди населения города, поэтому важно выработать такую стратегию дальнейшей работы, которая сможет исправить эту ситуацию, и вывести рекламную кампанию на новый уровень.

Далее рассмотрим внешнюю среду косвенного воздействия. Это внешняя среда, факторы которой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на организацию, но тем не менее влияют на нее.

Для ООО «Электроника М» факторами внешней среды косвенного воздействия являются:

1. политическая среда – нестабильная ситуация в стране. Налоговая политика государства направлена на снижение налогового бремени на бизнес, при одновременном ужесточении требований по налоговой дисциплине;

2. экономическая среда – сохраняется тенденция небольшого, но стабильного роста ВВП.

Мебельный рынок очень зависим от курсовых показателей: большинство комплектующих приходится закупать за рубежом. Это одновременно является драйвером и торможения, и роста. Валютные колебания, последовавший за ними рост цен на товары и услуги, падение доходов россиян и снижение потребительского спроса скорректировали стратегии многих фирм. Внешнеэкономическое регулирование направлено на стимулирование экспорта и минимизацию импорта;

3. социально-культурная и демографическая ситуация в регионе, как и во всей стране, складывается не лучшим образом. В течение последних двадцати лет происходит изменение в базовых ценностях общества, что не может не отражаться на условиях ведения бизнеса. Наметилась тенденция к повышению уровня жизни и, как следствие, идет изменение ее стиля. Работа рассматривается как необходимость для получения средств к существованию, а не как возможность для самовыражения. Среди молодого поколения доля рассматривающих профессиональную деятельность как способ самореализации растет. Как следствие повышается престижность образования. Продолжается старение населения, рождаемость падает.

Внутренняя среда организации - это перечень всех внутриорганизационных факторов, процессов и ресурсов организации, влияющих на функционирование и развитие организации.

К ним относятся:

  • функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами;
  • квалификация персонала;
  • система передачи информации и т.д.

Персонал в ООО «Электроника М» очень сплоченный, давно работающий вместе. Все руководители имеют очень высокую профессиональную квалификацию, что подтверждает тем, что за столько лет работы предприятие имеет хорошую рентабельность и экономические показатели. Система передачи информации делится на два уровня, высший и низший. К высшему относится работа с информацией по работе с поставщиками, покупателями, оформлению договоров, а к низшему относится взаимосвязь между собой работников торгового зала и службы доставки.

Изучая внутреннюю среду фирмы, необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

В ООО «Электроника М» особое внимание уделено работе с покупателями. Эта составляющая является той, на которую очень большой упор делает администрация предприятия. Главное направление - это обучение персонала работе с клиентами, все работники очень вежливые, смогут помочь в любой сложившейся ситуации, а если им не будет хватать квалификации для решения данной проблемы, то клиента не перенаправят к тому, кто не будет владеть информацией по данному вопросу. Обычно в таких сложных ситуациях клиент имеет возможность решить проблему напрямую с генеральным директором или главным бухгалтером, которые знают все нюансы.

В организации существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат соответствует среднему по отрасли продаж, а благодаря материальным вознаграждениям за выполнение планов, заключение новых крупных контрактов или качественную работу с поставщиками и выше средней заработной платы по отрасли продаж в округе.

 Ежегодно все работники кампании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.

Так же внутренний дух компании поддерживают совместные праздники и корпоративные вечера.

В ООО «Электроника М» господствует комфортность в стиле одежды, но и не забывается о строгости, поэтому это классические брюки или юбки, и блузки или светлые футболки с пиджаком.

Знание и соблюдение основных факторов успеха помогут создать положительную репутацию у постоянных и потенциальных клиентов.

Список литературы

  1. Кристенсен, К. М. Менеджмент. Стратегии. HR:Лучшее за 2017 год: Справочное пособие / Кристенсен К.М. - М.:Альпина Паблишер, 2017. - 194 с. ISBN 978-5-9614-6478-8. - Текст : электронный;
  2. Ловкова, Е. С. Основы менеджмента [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. С. Ловкова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2020. – 173 с. – ISBN 978-5-9984-1115-1. – Электрон. дан. (4,75 Мб). – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: Intel от 1,3 ГГц ; Windows XP/7/8/10 ; Adobe Reader ; дисковод CD-ROM. – Загл. с титул. экрана;
  3. Маркетинг : учеб. пособие / Ю. Ю. Суслова, Е. В. Щербенко, О. С. Веремеенко, О. Г. Алёшина. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 380 с.;
  4. Е-Досье – Электронный эколог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://e-ecolog.ru.

Интересная статья? Поделись ей с другими: