УДК 339.137.2

Конкуренция организаций

Гафиятуллина Элина Искандеровна – студент Казанского государственного энергетического университета.

Научный руководитель Сорокина Кристина Владиславовна – преподаватель Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена конкуренции, ее методам и типам, для чего нужна конкуренция, и плохо ли это, если она существует. Особое внимание для большего понимания конкуренции уделено примерам.

Ключевые слова: конкуренция, эффективность, рынок, производитель, соперничество.

Общество не стоит на месте, оно постоянно находится в движении и развитии. Так же можно сказать о предприятиях, которые постоянно стараются развиваться, чтобы выйти на мировой рынок, или хотя бы, чтобы их товар, услуги были одними из лучших в СНГ. Однако из-за того, что организаций в России становится очень много, между ними возникает конкуренция.

Что такое конкуренция вообще? Конкуренция – это экономическое состязание между субъектами экономики с целью получения более высоких доходов, прибыли, долей в определенном виде ограниченных ресурсов. Простыми словами, конкуренция – это соперничество организаций, чтобы их товары были одними из лучших на рынке, чтобы их покупали больше, чем товары других компаний.

В России, чтобы выиграть конкуренцию, используют различные методы. Так, различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция

Данная конкуренция заключается в том, что компания предлагает товары или услуги по более низким ценам, чем у конкурентов. С помощью ценовой конкуренции рынок вытесняет из производства различные товары, которые не приносят прибыли, и технологии, которые в дальнейшем будут заменены более усовершенствованными.

На сегодняшней день в России существуют очень много маркетплейсов, таких как OZON, Wildberries, KazanExpress и др. Их ценовая конкуренция состоит в том, что они могут предлагать одни и те же товары с одинаковыми качествами, одинаковыми характеристиками, но по разной цене. У Wildberries на тот или иной товар может быть одна цена, у Ozon – другая, у KazanExpress – третья. Соответственно, они таким образом конкурируют между собой.

Неценовая конкуренция

В основе этого вида конкуренции лежит неценовое превосходство над конкурентами, достижение более высокого качества. И большую роль в ней играет бренд, реклама, сервис и другие маркетинговые мероприятия.

В качестве примера по неценовой конкуренции мы возьмем творожные сырки «Б.Ю. Александров» и «Простоквашино». Можно заметить, что цена у этих товаров разная. У «Простоквашино» она ниже, чем у «Б.Ю. Александров». Но люди, несмотря на различие в цене, чаще покупают сырок «Б.Ю.Александров», так как производитель предлагает свой товар в уникальной упаковке, с красивым дизайном, чем и завлекают покупателей. Кроме того, у сырков «Б.Ю.Александров» неповторимый вкус. В этом и заключается суть неценовой конкуренции. Производитель не стремиться выигрывать в цене, а особым образом подает товар на рынке.

Если мы снова взглянем на рынок с глобальной точки зрения, то заметим, что каждый рынок отличается по возможностям для входа и выхода фирм в различные отрасли, количеству покупателей, способности фирм воздействовать на цены и другим факторам. То есть каждый рынок различается по той или иной типологии. По степени развития конкуренции различают следующие виды рынков:

Совершенная конкуренция

В совершенной конкуренции входной барьер на рынок, можно сказать, отсутствует. На эти рынки очень легко попасть, количество фирм в данном типе очень большое. В основном цены на рынке известны потребителю, а главным признаком совершенной конкуренции является то, что продавцы предлагают схожие, однородные товары, в них нет ничего отличительного или уникального, чем делало бы их особенными.

Примером можно привести рынок, когда в летний период выставляют на продажу овощи. Овощи – товар однородный, и когда они появляются на рынке, покупатели прежде, чем брать их, знают, за какую цену их будут продавать. Продавцы не смогут установить цену намного выше, чем у других, так как овощи – однородный товар, они везде одинаковые

Монополистическая конкуренция

В таком типе конкуренции фирм очень много, цены назначаются с учетом потребительских предпочтений. Условия вступления в ту или иную отрасль относительно легкие, но соревнование производителей заключается в том, что их товар отличается от товара других предприятий, однако при этом они все удовлетворяют одну и ту же потребность человека, т.е. товар дифференцированный.

В принципе монополистическая конкуренция присутствует везде. Пока в стране развивается конкуренция, от монополистической конкуренции никуда не денешься, она была, есть и будет всегда.

Олигополия

В данном типе конкуренции вход на рынок затруднен. Чтобы попасть на него, нужно иметь очень большой стартовый капитал. Товары в олигополии дифференцированные или стандартизированные. Высокие цены устанавливаются тогда, когда предприятия сговариваются, а становятся ниже – при лидерстве в ценах. Низкие цены возможны при неценовой конкуренции. Главным признаком олигополии является малое число фирм, их можно буквально «пересчитать по пальцам.

Олигополией в нашей стране выступают операторы сотовой связи – это МТС, Мегафон, Билайн, Теле2. Кроме того, в России олигополистический характер имеют также сырьевые отрасли, черная, цветная металлургия и т. д.

Монополия

В этой конкуренции никакой конкуренции фактически и нет. Монополия предполагает существование на рынке всего одной фирмы, которая предлагает довольно редкий товар или услугу. Вход на этот рынок практически невозможен, либо для него нужен огромный стартовый капитал. Цену выставляют более высокую, чем она была бы на конкурентной основе. То есть фирма сама решает, какую цену ей ставить, вне зависимости от спроса и предложения, ведь ее товар или услуга единственные, уникальные и редкие.

В России монополиями являются ОАО «Газпром», ОАО РЖД, ОАО «Роснефть» и др.

То, что в стране возникают монополии, не всегда плохо. Это может быть обусловлено ограниченностью места для ведения бизнеса (так, например, алмазы в России добывают только в одном месте – в поселке Мирный в Якутии, где действует единственное алмазодобывающее предприятие страны «Алмазы России»). Также могут быть большие затраты на создание параллельной компании, которая могла бы конкурировать с действующей компанией (например, строительство ж/д-путей параллельно существующим железным дорогам). Естественные монополии существуют потому, что они выгодны обществу. Во всех других случаях монополистическая деятельность мешает развитию конкурентных отношений и эффективному производству. Чтобы такого не было, в России действует Федеральная Антимонопольная служба (ФАС).

Если сравнивать конкуренцию сейчас и конкуренцию, которая была 1990-е годы, то можно заметить, что тогда она оказывала более слабое, чем можно было бы ожидать, воздействие на изменение структуры российских рынков. Это связано с причинами, связанным с сохраняющимися структурными деформациями и неадекватностью государственной политики. Кроме того, тогда конкуренция была особа не развита из-за того, что до этого в стране была плановая экономика. Когда в России начался переход к рыночной экономике, людям стало сложнее конкурировать с кем-либо, по причине того, что для них это было ново и они не понимали, как устроена конкуренция. Эффективность корпоративного управления тогда была недостаточной. Сейчас же почти каждый человек понимает, как эффективно конкурировать, и понимает, что такое конкуренция. Сегодня конкуренции становится все больше и больше, она входит в нашу повседневную жизнь.

Таким образом, существование конкуренции – это не плохо, а наоборот, хорошо для экономики в России. Конечно, конкуренция важна не только для нашей страны, но и для всех государств мира. Благодаря ей начинается развиваться производство, на рынке остаются более сильные и успешные производители. Конкуренция заставляет производителей соответствовать рыночной цене, то есть помогает им снижать издержки, более рационально использовать ресурсы, вводить более эффективные технологии производства, производить более качественные товары и услуги, повышать уровень сервиса. Если бы не было конкуренции, производителям незачем было бы улучшать товары и услуги – их купили бы и так. Еще конкуренция снижает вероятность возникновения монополий, создает возможность широкого выбора для потребителей (например, они могут воспользоваться маркетплейсами компаний Wildberries или Ozon). Следовательно, конкуренция помогает находить более качественный товар.

Список литературы

  1. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. - Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. - 194, с
  2. Конкурентное право России: учебник / Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило и др. ; отв. ред. И. Ю. Артемьев, А. Г. Сушкевич ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 391, с.
  3. Управление конкурентоспособностью организации: краткий курс лекций для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» профилей подготовки «Менеджмент организации». Сост.: А.И. Рябова// ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2013. - 42 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: