УДК 005.953.2

Профайлинг как эффективный метод анализа резюме при отборе персонала

Кузьмина Юлия Игоревна – старший преподаватель кафедры Финансов, денежного обращения и кредита Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье анализируется использование интернет -профайлинга в качестве эффективного инструмента при отборе персонала на предварительном этапе при просмотре резюме.

Ключевые слова: профайлинг, психологический профиль, рекрутинг, резюме, вербальные и невербальные средства.

В настоящее время при отборе персонала в компаниях проводят не только традиционное собеседование, но также используют различные дополнительные методы диагностики потенциальных сотрудников на ту или иную должность. Как правило, используются кейс- задания, в ходе которых соискателю предлагают решить одну или несколько задач, соответствующих профилю должности или проводят ассесмент-собеседование, где анализируют не только профессиональные, но и коммуникативные навыки. Однако на этапе подбора резюме HR- специалист вынужден опираться на сухую информацию о кандидате, представленную в резюме, посредством заполнения готовых форм на интернет-платформах он-лайн – рекрутинга, таких Авито [4]и прочих. Такое резюме дает представление о профессиональных навыках кандидата, его предыдущих местах работы, образовании и курсах повышения квалификации. Раздел «О себе» многие соискатели либо не заполняют, либо копируют стандартный набор фраз. Таким образом, специалист в области подбора персонала не имеет возможности оценить личностные и психологические особенности соискателя и при отборе резюме для предварительного звонка опирается именно на профессиональные качества, указанные в анкете. Во время звонка зачастую становится понятно, что кандидат не обладает достаточным навыком коммуникации и приглашать его на собеседование не имеет смысла, либо рекрутер принимает решение пригласить кандидата на очное собеседование, и в процессе опроса становится понятно, что по психологическому профилю и темпераменту данный соискатель не подходит. Для того чтобы сэкономить время при просмотре резюме и отобрать из множества анкет нужную, представляется целесообразным использовать методы профайлинга.

В научной литературе на данный момент существует несколько определений термина профайлинг. Рассмотрим некоторые из них. Так, В.Б. Челпанов определяет профайлинг как технологию составления психологического профиля личности на основе анализа соответствия психологического портрета подэскпертного профилю лица для определения его причастности к совершенному преступлению по косвенным поведенческим признакам [3].

А. Филатов рассматривает данный термин несколько шире и трактует его как практическую методику, позволяющую быстро считывать личностные характеристики человека м прогнозировать его поведение в тех или иных ситуациях [2].

Учитывая вышеизложенные определения, в данном исследовании под термином профайлинг мы будем подразумевать методику, позволяющую на основе вербальных и невербальных признаков (в том числе характеристик внешности) оценить и спрогнозировать поведение человека в тех или иных потенциальных ситуациях, а также определить его психологический профиль личности.

Для определения психологического профиля личности в отечественном профайлинге традиционно используют методику «Семи радикалов», разработанную известным психиатром В. Пономаренко. В его книге «Практическая характерология» представлено психологическое исследование доминирующих человеческих качеств в структуре реального характера, на основе которых выстраивается типичная модель поведения человека в тех или иных ситуациях. В. Пономаренко выделяет 7 психотипов: истероидный, тревожный, гипертимный, шизоидный, паранояльный, эпилептоидный, эмотивный. Описание, предложенное автором, включает в себя особенности построения коммуникации, вегетативной нервной системы, внешности и интерьера, мимики и жестикуляции.

Использование методов профайлинга при просмотре резюме будет в первую очередь строиться на особенностях фотографии и описании личных качеств, что позволит предположить психотип кандидата, основываясь на психотипологии В.Пономаренко. Выделим основные черты внешности и коммуникативные характеристики для каждого психотипа [1]:

  1. Истероидный – представители данного психотипа любят всегда быть в центре внимания, предпочитают использовать большое количество аксессуаров, предпочитают яркие цвета в одежде, стремятся к частой смене имиджа, женщины используют яркий макияж и маникюр. В речи часто используют местоимение «я», тем самым подчеркивая свою исключительность, зачастую преувеличивают свои заслуги.
  2. Тревожный – люди, относящие к данному психотипу являются полной противоположностью истероидам, избегают повышенного внимания к себе, одежду выбирают невзрачных пастельных тонов, мимнимум аксессуаров. При описании себя очень скромны, склонны преуменьшать свои заслуги.
  3. Гипертимный – представители данного типа ведут активный образ жизни, очень общительны, выбирают удобную одежду, отдавая предпочтение джинсам, футболкам, зачастую со смешным принтом, кроссовкам или кедам. При описании себя в основном фокусируются на положительных качествах, таких как дружелюбие, высокий уровень коммуникации.
  4. Шизоидный – люди данного типа, как правило, очень небрежны в отношении своего внешнего вида, могут носить вещи, которые не сочетаются между собой. О себе говорят мало, акцентируя внимания на результатах своей работы.
  5. Паранояльный – в одежде основное место занимает деловой классический стиль, без ненужных аксессуаров. Речь структурированная, при описании себя объективно выделяют только самые сильные стороны.
  6. Эмотивный – очень гармоничный внешний вид, умеренное количество аксессуаров, женщины в одежде предпочитают цветочные принты, легкие ткани, мягкие линии в одежде. Речь грамотная, при описании себя акцент делают на неконфликтности, умении находить дипломатичные решения и подход к разным людям.
  7. Эпилептоидный – представителей данного типа отличает консервативный внешний вид, как правило, одежда застегнута на все имеющиеся пуговицы, галстук туго затянут. Женщины не любят аксессуары, предпочитают платья прямого кроя, без различных принтов. О себе говорить не любят, поэтому в резюме данный раздел как правило не заполняют.

С учетом анализа резюме, представленных в свободном доступе на он-лайн платформах по рекрутингу можно выделить следующие типы фотографий: собственное портретное фото в цветном варианте, собственное портретное фото в черно-белом варианте, собственное фото на фоне природы, где большую часть фотографии занимает именно природа, а не человек, отсутствие фотографии.

Сопоставляя описание психотипов по В. Пономаренко с фотографиями, представленными в резюме, можно сделать следующие выводы. Собственное портретное фото в цветном варианте больше присуще представителям истероидного и гипертимного психотипов, фото в черно- белом варианте чаще делают представители тревожного психотипа. Однако необходимо заметить, что люди тревожного психотипа также предпочитают фотографии на фоне природы, что преимущественно характерно для эмотивного психотипа. У представителей шизоидного и эпилептоидного психотипа резюме в большинстве случаев без фотографии. Люди, относящиеся к паранояльному психотипу, в резюме в основном выбирают цветную портретную фотографию в классическом деловом костюме.

Конечно, следует учитывать, что данное исследование представляет собой первичный анализ резюме по фотографии и информации в разделе «О себе». Так, например, люди истероидного психотипа также могут вставить в резюме черно-белую фотографию, однако она будет отличаться от фотографии других психотипов неординарностью кадра, т.к. цель истероида всегда выделяться из основной массы людей. Таким образом, можно сделать вывод, что при просмотре фотографий в резюме необходимо учитывать множество деталей, таких как аксессуары, поза человека на фото, особенности мимики и сопоставлять эти данные с основными психотипологическими характеристиками внешности и особенностями коммуникации.

Список литературы

  1. Понмаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»)/ Пономаренко В. В.- Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 252 с.
  2. Филатов А. Профайлинг. Как научиться разбираться в людях и прогнозировать их поведение. Серия «Энциклопедия профайлинга». Книга 1.- М.: Издательство «Перо», 2016. – 416 с.
  3. Челпанов В.Б. Психологическая и лингвистическая экспертиза в анализе текста / В.Б. Челпанов- Москва: ООО «Международная академия исследования лжи», 2017. – 197с.
  4. Avito.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://www.avito.ru/moskva/rezume (дата обращения: 30.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: