УДК 338.1, 338.2

Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях

Кривдин Юрий Игоревич – магистрант Московского университета им. С.Ю. Витте.

Аннотация: В данной статье рассмотрен перечень мер государственной поддержки в условиях кризисных явлений, применяемых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство вынуждено оперативно реагировать на возникающие перед лицом российского бизнеса новые вызовы и угрозы, к числу которых можно отнести влияние пандемии COVID-19, а также введение в отношении нашей страны западных санкций. Рассмотренные мероприятия позволяют определить основные направления политики в сфере государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисных явлений.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, влияние COVID-19, санкции.

В современных условиях увеличение эффективности функционирования экономики России невозможно без развития института малого и среднего предпринимательства. Его роль только возрастает с каждым годом, не смотря на огромный вклад в экономику страны предприятий крупного бизнеса. Предприятия малого и среднего бизнеса занимают лидирующие позиции в структурах развития экономики во многих странах мира. Это определяется различными факторами, в числе которых высокая степень гибкости и адаптивности к изменениям рынка, предоставление новых рабочих мест населению страны, создание инновационных продуктов и стимулированию конкуренции на свободном рынке. Наряду с этим особенности малого бизнеса делают его наиболее уязвимым перед лицом текущих социально-экономических проблем. Современные кризисные факторы обусловлены уменьшением платежеспособного спроса населения. Именно поэтому комплекс мер государственного регулирования, применяемых в отношении малого и среднего предпринимательства, призван уменьшить отрицательные последствия влияния негативной экономической конъюнктуры рынка.

Меры государственной поддержки бизнеса в период влияния пандемии COVID-19

Вспышка новой коронавирусной инфекции (COVID-19) значительно повлияла на развитие не только российской, но и мировой экономики. Начавшаяся в Ухане (Китай) в декабре 2019 г. и получившая быстрое распространение по всему миру новая коронавирусная инфекция была объявлена Всемирной организацией здравоохранения сначала чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, а 11 марта 2020 г. – пандемией. Наиболее пострадавшими в период действия вынужденных ограничений и противодействия новому виду вируса стали предприятия МСП в сферах развлечений, питания и обслуживания [1]. Закрытие транспортных сообщений со многими странами привело к большим убыткам предприятий, работающих в сфере туризма и отдыха. Многие логистические цепочки поставок товаров и сырья были приостановлены или полностью разорваны.

В России с целью снижения влияния негативного воздействия, связанного с действием ограничений, государство реализовывало беспрецедентный комплекс мероприятий поддержки экономики, стимулирования деловой активности и сохранения занятости.

Антикризисный план Правительства РФ включал в себя в меры:

  1. Отсрочку по налогам и сборам. Организациям МСП предоставлялась отсрочка по всем видам налогов на 6 месяцев, исключая НДС.
  2. Поддержку микропредприятий. Таким предприятиям была предоставлена отсрочка по уплате налоговых и страховых взносов в фонды социального страхования также в течение 6 месяцев.
  3. Отсрочку по уплате кредитов. Данный вид льготы предоставлялся всем организациям МСП сроком до полугода.
  4. Временный запрет на банкротство. Предприятиям-кредиторам запрещалась подача заявлений о банкротстве и взыскании задолженности, а также штрафов на срок до полугода.
  5. Уменьшение суммы страховых взносов. Для предприятий МСП было решено уменьшить выплаты страховых взносов с 30% до 15% на размер заработной платы, которая является больше установленного МРОТ.
  6. Предоставление займов по нулевой ставке в целях выплаты заработной платы сотрудникам. Данный вид поддержки использовался на срок до полугода.
  7. Предоставление прямой финансовой помощи. Безвозмездная финансовая помощь оказывалась субъектам МСП наибольшим образом пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции.
  8. Предоставление отсрочки на уплату платежей по аренде сроком до полугода. Задолженность по арендной плате подлежала уплате в течение 2 лет равными платежами. Также была дана рекомендация для арендодателей, заключающаяся в снижении суммы платы за аренду по взаимному соглашению с арендатором.
  9. Ограничение проверки бизнеса. Временно приостанавливалось проведение выездных проверок субъектов МСП до 1 июня 2020 г. Также автоматически продлевались все ранее выданные лицензии и разрешения сроком на 6 месяцев.

Несмотря на предпринятые государством и правительством меры поддержки, согласно материалам специального доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей 2021 г., пандемия в России значительно затронула предприятия МСП [3, c. 9]:

  • Последствия влияния ограничений в связи с коронавирусной инфекцией коснулись 4,17 млн компаний сектора малого и среднего предпринимательства, что равняется приблизительно 69% от общего количества компаний в 6,05 млн;
  • Около 56,1 % субъектов МСП остановили свою деятельность;
  • В 2020 г. падение спроса наблюдалось у 80% компаний;
  • Произошло снижение оборота малых предприятий за 2020 г. в размере 3,1 трлн руб.;
  • Произошло увеличение задолженности субъектов малого бизнеса по кредитам от всех организаций данного типа, работающих в 2020 году с 20 до 30%.

К числу ключевых проблем, которые вышли на первый план в связи с кризисом пандемии новой коронавирусной инфекции, согласно ранее упомянутому докладу Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, стали [3, с. 17]:

  • Значительная административная нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Несовершенство системы налогообложения;
  • Отсутствие мотивации для укрупнения малого бизнеса в средний;
  • Зарплатные налоги загоняют бизнес в тень;
  • Наличие избыточной отчетности в документообороте;
  • Ограниченные возможности для беззалогового кредитования;
  • Продолжающееся агрессивное воздействие с целью вывода бизнеса из «теневого сектора» приводит к увеличению как финансовой, так и регуляторной нагрузки;
  • Потеря актуальности критериев при определении принадлежности предприятий к субъектам МСП;
  • Налоговые органы блокируют счета субъектов малого и среднего предпринимательства, что может привести к ликвидации бизнеса;
  • Долгий срок рассмотрения необходимых изменений в законодательство по запросу бизнеса.

Меры государственной поддержки МСП в условиях действия западных санкций

Еще одним этапом развития системы государственного регулирования предприятий современности стали принятые антикризисные меры поддержки «в связи с введением в отношении Российской Федерации, ее граждан, либо юридических лиц политических, экономических, иных санкций». В текущих условиях беспрецедентного экономического давления на РФ государство вынуждено было принять усиленные меры поддержки организаций МСП, а также отдельных отраслей экономики. Согласно Указу Президента РФ от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» высшим должностным лицам субъектов РФ предписано с учетом географических особенностей соответствующих территорий принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. Помимо мер поддержки МСП субъектами РФ на региональном уровне было внесено довольно большое количество правок в федеральные законы, а также были приняты многие другие нормативно-правовые акты в рамках поддержки социально-экономической стабильности в условиях санкций. В целом такие мероприятия направлены на [2]:

  1. Ограничение государственного и муниципального контроля. Согласно закону от 08.03.2022 г. № 46-ФЗ представителей субъектов малого предпринимательства освободят от плановых проверок, кроме налоговых, до конца 2022 года. Кроме того, в отношении аккредитованных IT-компании не будут проводиться плановые проверки, включая налоговые до 2024 г.
  2. Предоставление малым предприятиям кредитных каникул. В соответствии с законом от 03.04.2020 г. № 106-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.), компания имеет возможность на срок до полугода остановить исполнение своих обязательств по кредитным договорам. Также индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться минимизацией размера платежей в течение установленного льготного периода или кредитными каникулами. Появляется возможность предоставления отсрочки по каждому из нескольких кредитов, но только единожды.
  3. Льготное кредитование субъектов МСП в рамках антикризисной программы поддержки. У субъектов малого бизнеса возникает возможность получить кредит на пополнение собственных оборотных средств, сумма которых достигает 300 млн руб. по ставке, не превышающей 15% годовых, субъекты среднего бизнеса - на сумму до 1 млрд руб. по ставке 13,5%. Также организации малого предпринимательства получают возможность рефинансировать кредит, полученный ранее, под плавающую ставку сроком до одного года. IT-компании могут взять кредиты для развития предприятия по ставке не превышающей 3%.
  4. Предоставление налоговых льгот. В соответствии с законом от 26.03.2022 г. № 67-ФЗ установлена беспроцентная ставка НДС для туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на пять лет. Также до 1 июня 2022 г. запрещалась блокировка и ограничение расчётных счетов индивидуальных предпринимателей и компаний для взыскания задолженностей. В соответствии с законом от 09.03.2022 г. № 52-ФЗ и законом от 08.03.2022 г. N 46-ФЗ правительство до конца текущего года вправе определять новые сроки уплаты налогов и взносов. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами могут измениться и сроки подачи налоговой отчётности. Государство вправе отменить или перенести меры налогового контроля и др. Также фиксируется кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 г. при расчете налога на имущество организаций в следующем 2023 году.
  5. Снижение административного давления на бизнес, утвердившееся введенным законом от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ.

Заключение

Подводя итог, следует отметить что, основными принципами политики в сфере государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в современных условиях становятся [3, c. 22]:

  1. Определение, что развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных функций государства. Предприятия МСП играют важную роль в социально-экономических отношениях: способствуют увеличению уровня занятости населения и насыщении рынка товарами и услугами.
  2. Увеличение производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Потеря актуальности критериев при определении принадлежности предприятий к субъектам МСП. Следует пересмотреть существующее регулирование организаций только по количественным критериям, формируя стратегию развития и мер поддержки преимущественно по видам деятельности и отраслям экономики.
  4. Стимулирование необходимого укрупнения МСП. Государство должно поощрять переход организаций по принципу укрупнения предприятий из категорий микро в малое, равно как и укрупнение малого в средний бизнес.
  5. Внедрение новых подходов в области административного регулирования бизнеса. Политика штрафных санкций должна быть полностью заменена на политику информирования и обучения предпринимателей.
  6. Региональные и местные власти должны быть полностью заинтересованы в развитии предпринимательства. Для стимулирования заинтересованности развития предпринимательства следует оставлять налоговые отчисления от деятельности МСП в муниципальных бюджетах.
  7. Повышение заинтересованности и информированности предпринимателей путем внедрения обязательных интерактивных механизмов обсуждения новых законов. Целью такой деятельности будет являться повышение взаимодействия государства с предпринимателями.
  8. Изменение системы рассмотрения обращений в органах государственной власти. Скорость и эффективность рассмотрения запросов бизнеса должна повышаться в результате исключения сложных бюрократических процедур.
  9. Используя принцип «добросовестного предпринимателя», компания как добросовестный и стабильный налогоплательщик должна получать преимущественное право на первоочередную помощь со стороны государства, включая возможность упрощения налоговых проверок.

Список литературы

  1. Зайцева А.О. Анализ влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес России/ А. О. Зайцева, А. Н. Кокина, Е.В. Печерица – XV конференция посвящена Будущему России – Санкт-Петербургский государственный экономический университет – г. Санкт-Петербург – 2020 г. – С. 1459-1465 – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-pandemii-covid-19-na-malyy-i-sredniy-biznes-rossii (дата обращения 22.11.2022).
  2. Некит И. Антикризисные меры 2022 года для поддержки бизнеса в РФ [Электронный ресурс] – URL: https://www.regberry.ru/news/antikrizisnye-mery-2022-goda-dlya-podderzhki-biznesa-v-rf (дата обращения: 21.11.2022).
  3. Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей/ МСП/Постковид Время для системных решений// Специальный доклад Президенту РФ/ Подготовлен: Экспертным центром при Уполномоченном и общественных представителем Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. При участии: Института экономики роста им. П. А. Столыпина – 2021. – Текст: электронный. – URL: https:// http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими: