УДК 338.1, 338.2
Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях
Кривдин Юрий Игоревич – магистрант Московского университета им. С.Ю. Витте.
Аннотация: В данной статье рассмотрен перечень мер государственной поддержки в условиях кризисных явлений, применяемых в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Государство вынуждено оперативно реагировать на возникающие перед лицом российского бизнеса новые вызовы и угрозы, к числу которых можно отнести влияние пандемии COVID-19, а также введение в отношении нашей страны западных санкций. Рассмотренные мероприятия позволяют определить основные направления политики в сфере государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризисных явлений.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, влияние COVID-19, санкции.
В современных условиях увеличение эффективности функционирования экономики России невозможно без развития института малого и среднего предпринимательства. Его роль только возрастает с каждым годом, не смотря на огромный вклад в экономику страны предприятий крупного бизнеса. Предприятия малого и среднего бизнеса занимают лидирующие позиции в структурах развития экономики во многих странах мира. Это определяется различными факторами, в числе которых высокая степень гибкости и адаптивности к изменениям рынка, предоставление новых рабочих мест населению страны, создание инновационных продуктов и стимулированию конкуренции на свободном рынке. Наряду с этим особенности малого бизнеса делают его наиболее уязвимым перед лицом текущих социально-экономических проблем. Современные кризисные факторы обусловлены уменьшением платежеспособного спроса населения. Именно поэтому комплекс мер государственного регулирования, применяемых в отношении малого и среднего предпринимательства, призван уменьшить отрицательные последствия влияния негативной экономической конъюнктуры рынка.
Меры государственной поддержки бизнеса в период влияния пандемии COVID-19
Вспышка новой коронавирусной инфекции (COVID-19) значительно повлияла на развитие не только российской, но и мировой экономики. Начавшаяся в Ухане (Китай) в декабре 2019 г. и получившая быстрое распространение по всему миру новая коронавирусная инфекция была объявлена Всемирной организацией здравоохранения сначала чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, а 11 марта 2020 г. – пандемией. Наиболее пострадавшими в период действия вынужденных ограничений и противодействия новому виду вируса стали предприятия МСП в сферах развлечений, питания и обслуживания [1]. Закрытие транспортных сообщений со многими странами привело к большим убыткам предприятий, работающих в сфере туризма и отдыха. Многие логистические цепочки поставок товаров и сырья были приостановлены или полностью разорваны.
В России с целью снижения влияния негативного воздействия, связанного с действием ограничений, государство реализовывало беспрецедентный комплекс мероприятий поддержки экономики, стимулирования деловой активности и сохранения занятости.
Антикризисный план Правительства РФ включал в себя в меры:
- Отсрочку по налогам и сборам. Организациям МСП предоставлялась отсрочка по всем видам налогов на 6 месяцев, исключая НДС.
- Поддержку микропредприятий. Таким предприятиям была предоставлена отсрочка по уплате налоговых и страховых взносов в фонды социального страхования также в течение 6 месяцев.
- Отсрочку по уплате кредитов. Данный вид льготы предоставлялся всем организациям МСП сроком до полугода.
- Временный запрет на банкротство. Предприятиям-кредиторам запрещалась подача заявлений о банкротстве и взыскании задолженности, а также штрафов на срок до полугода.
- Уменьшение суммы страховых взносов. Для предприятий МСП было решено уменьшить выплаты страховых взносов с 30% до 15% на размер заработной платы, которая является больше установленного МРОТ.
- Предоставление займов по нулевой ставке в целях выплаты заработной платы сотрудникам. Данный вид поддержки использовался на срок до полугода.
- Предоставление прямой финансовой помощи. Безвозмездная финансовая помощь оказывалась субъектам МСП наибольшим образом пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции.
- Предоставление отсрочки на уплату платежей по аренде сроком до полугода. Задолженность по арендной плате подлежала уплате в течение 2 лет равными платежами. Также была дана рекомендация для арендодателей, заключающаяся в снижении суммы платы за аренду по взаимному соглашению с арендатором.
- Ограничение проверки бизнеса. Временно приостанавливалось проведение выездных проверок субъектов МСП до 1 июня 2020 г. Также автоматически продлевались все ранее выданные лицензии и разрешения сроком на 6 месяцев.
Несмотря на предпринятые государством и правительством меры поддержки, согласно материалам специального доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей 2021 г., пандемия в России значительно затронула предприятия МСП [3, c. 9]:
- Последствия влияния ограничений в связи с коронавирусной инфекцией коснулись 4,17 млн компаний сектора малого и среднего предпринимательства, что равняется приблизительно 69% от общего количества компаний в 6,05 млн;
- Около 56,1 % субъектов МСП остановили свою деятельность;
- В 2020 г. падение спроса наблюдалось у 80% компаний;
- Произошло снижение оборота малых предприятий за 2020 г. в размере 3,1 трлн руб.;
- Произошло увеличение задолженности субъектов малого бизнеса по кредитам от всех организаций данного типа, работающих в 2020 году с 20 до 30%.
К числу ключевых проблем, которые вышли на первый план в связи с кризисом пандемии новой коронавирусной инфекции, согласно ранее упомянутому докладу Уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, стали [3, с. 17]:
- Значительная административная нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса;
- Несовершенство системы налогообложения;
- Отсутствие мотивации для укрупнения малого бизнеса в средний;
- Зарплатные налоги загоняют бизнес в тень;
- Наличие избыточной отчетности в документообороте;
- Ограниченные возможности для беззалогового кредитования;
- Продолжающееся агрессивное воздействие с целью вывода бизнеса из «теневого сектора» приводит к увеличению как финансовой, так и регуляторной нагрузки;
- Потеря актуальности критериев при определении принадлежности предприятий к субъектам МСП;
- Налоговые органы блокируют счета субъектов малого и среднего предпринимательства, что может привести к ликвидации бизнеса;
- Долгий срок рассмотрения необходимых изменений в законодательство по запросу бизнеса.
Меры государственной поддержки МСП в условиях действия западных санкций
Еще одним этапом развития системы государственного регулирования предприятий современности стали принятые антикризисные меры поддержки «в связи с введением в отношении Российской Федерации, ее граждан, либо юридических лиц политических, экономических, иных санкций». В текущих условиях беспрецедентного экономического давления на РФ государство вынуждено было принять усиленные меры поддержки организаций МСП, а также отдельных отраслей экономики. Согласно Указу Президента РФ от 16.03.2022 № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» высшим должностным лицам субъектов РФ предписано с учетом географических особенностей соответствующих территорий принять исчерпывающие меры по обеспечению социально-экономической стабильности. Помимо мер поддержки МСП субъектами РФ на региональном уровне было внесено довольно большое количество правок в федеральные законы, а также были приняты многие другие нормативно-правовые акты в рамках поддержки социально-экономической стабильности в условиях санкций. В целом такие мероприятия направлены на [2]:
- Ограничение государственного и муниципального контроля. Согласно закону от 08.03.2022 г. № 46-ФЗ представителей субъектов малого предпринимательства освободят от плановых проверок, кроме налоговых, до конца 2022 года. Кроме того, в отношении аккредитованных IT-компании не будут проводиться плановые проверки, включая налоговые до 2024 г.
- Предоставление малым предприятиям кредитных каникул. В соответствии с законом от 03.04.2020 г. № 106-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.), компания имеет возможность на срок до полугода остановить исполнение своих обязательств по кредитным договорам. Также индивидуальный предприниматель вправе воспользоваться минимизацией размера платежей в течение установленного льготного периода или кредитными каникулами. Появляется возможность предоставления отсрочки по каждому из нескольких кредитов, но только единожды.
- Льготное кредитование субъектов МСП в рамках антикризисной программы поддержки. У субъектов малого бизнеса возникает возможность получить кредит на пополнение собственных оборотных средств, сумма которых достигает 300 млн руб. по ставке, не превышающей 15% годовых, субъекты среднего бизнеса - на сумму до 1 млрд руб. по ставке 13,5%. Также организации малого предпринимательства получают возможность рефинансировать кредит, полученный ранее, под плавающую ставку сроком до одного года. IT-компании могут взять кредиты для развития предприятия по ставке не превышающей 3%.
- Предоставление налоговых льгот. В соответствии с законом от 26.03.2022 г. № 67-ФЗ установлена беспроцентная ставка НДС для туриндустрии и гостиничного бизнеса сроком на пять лет. Также до 1 июня 2022 г. запрещалась блокировка и ограничение расчётных счетов индивидуальных предпринимателей и компаний для взыскания задолженностей. В соответствии с законом от 09.03.2022 г. № 52-ФЗ и законом от 08.03.2022 г. N 46-ФЗ правительство до конца текущего года вправе определять новые сроки уплаты налогов и взносов. В соответствии с данными нормативно-правовыми актами могут измениться и сроки подачи налоговой отчётности. Государство вправе отменить или перенести меры налогового контроля и др. Также фиксируется кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2022 г. при расчете налога на имущество организаций в следующем 2023 году.
- Снижение административного давления на бизнес, утвердившееся введенным законом от 26.03.2022 г. № 70-ФЗ.
Заключение
Подводя итог, следует отметить что, основными принципами политики в сфере государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в современных условиях становятся [3, c. 22]:
- Определение, что развитие малого и среднего предпринимательства является одной из основных функций государства. Предприятия МСП играют важную роль в социально-экономических отношениях: способствуют увеличению уровня занятости населения и насыщении рынка товарами и услугами.
- Увеличение производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства.
- Потеря актуальности критериев при определении принадлежности предприятий к субъектам МСП. Следует пересмотреть существующее регулирование организаций только по количественным критериям, формируя стратегию развития и мер поддержки преимущественно по видам деятельности и отраслям экономики.
- Стимулирование необходимого укрупнения МСП. Государство должно поощрять переход организаций по принципу укрупнения предприятий из категорий микро в малое, равно как и укрупнение малого в средний бизнес.
- Внедрение новых подходов в области административного регулирования бизнеса. Политика штрафных санкций должна быть полностью заменена на политику информирования и обучения предпринимателей.
- Региональные и местные власти должны быть полностью заинтересованы в развитии предпринимательства. Для стимулирования заинтересованности развития предпринимательства следует оставлять налоговые отчисления от деятельности МСП в муниципальных бюджетах.
- Повышение заинтересованности и информированности предпринимателей путем внедрения обязательных интерактивных механизмов обсуждения новых законов. Целью такой деятельности будет являться повышение взаимодействия государства с предпринимателями.
- Изменение системы рассмотрения обращений в органах государственной власти. Скорость и эффективность рассмотрения запросов бизнеса должна повышаться в результате исключения сложных бюрократических процедур.
- Используя принцип «добросовестного предпринимателя», компания как добросовестный и стабильный налогоплательщик должна получать преимущественное право на первоочередную помощь со стороны государства, включая возможность упрощения налоговых проверок.
Список литературы
- Зайцева А.О. Анализ влияния пандемии COVID-19 на малый и средний бизнес России/ А. О. Зайцева, А. Н. Кокина, Е.В. Печерица – XV конференция посвящена Будущему России – Санкт-Петербургский государственный экономический университет – г. Санкт-Петербург – 2020 г. – С. 1459-1465 – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-pandemii-covid-19-na-malyy-i-sredniy-biznes-rossii (дата обращения 22.11.2022).
- Некит И. Антикризисные меры 2022 года для поддержки бизнеса в РФ [Электронный ресурс] – URL: https://www.regberry.ru/news/antikrizisnye-mery-2022-goda-dlya-podderzhki-biznesa-v-rf (дата обращения: 21.11.2022).
- Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей/ МСП/Постковид Время для системных решений// Специальный доклад Президенту РФ/ Подготовлен: Экспертным центром при Уполномоченном и общественных представителем Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса. При участии: Института экономики роста им. П. А. Столыпина – 2021. – Текст: электронный. – URL: https:// http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf (дата обращения: 22.11.2022).