Система функций и направлений деятельности отечественной прокуратуры

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 343.163

Соколова Наталья Юрьевна – студент Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета.

Лапаев Максим Вячеславович – студент Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается комплексная система функций и направлений деятельности прокуратуры в Российской Федерации. Основываясь на законодательстве и практике прокурорской работы, анализируются основные функции прокуратуры и освещаются ключевые направления деятельности прокурорских органов.

Ключевые слова: Прокуратура РФ, функции прокуратуры, прокурорский надзор, защита прав человека и гражданина, обеспечение верховенства закона.

Задачи, цели и функции, возложенные на органы прокуратуры в соответствии с законодательством, определяют основные направления и формы их работы, а именно прокуратуре поручены задачи по обеспечению верховенства закона, укреплению законности, защите прав человека и гражданина, а также интересов общества и государства [1].

Основные направления и формы деятельности, связанные с надзорной функцией, определяются выбором приоритетов. Прокуратура выбирает, какие задачи будут приоритетными для её выполнения, осуществляя широкий спектр функций [2]. Направления реализуются с помощью всего комплекса функций.

В деятельности Прокуратуры РФ выделяют две основные группы функций: надзорные и ненадзорные функции [3].

Основной задачей прокуратуры является общий надзор, поскольку именно эту функцию она непосредственно выполняет в соответствии с нормами законодательства. Прокуратура осуществляет уголовное преследование, однако это не является частью её надзорной деятельности. Данная функция не подразумевает надзор за определёнными лицами, а включает в себя активное вовлечение в процесс привлечения к уголовной ответственности тех, кто совершил преступления. Таким образом, уголовное преследование следует рассматривать как отдельную функцию, отличную от других надзорных функций прокуратуры.

Прокуратура выполняет функцию инициирования административных дел и проведения расследований в рамках положений Кодекса об административных правонарушениях РФ. Это включает в себя деятельность по гарантированию тщательного, всестороннего, беспристрастного и оперативного рассмотрения всех деталей административного процесса, подкрепленного соответствующими доказательствами.

Обработка жалоб и заявлений является частью работы прокуратуры, которая способствует поддержанию конституционного правопорядка. Несмотря на то, что эта роль не указана непосредственно в законодательстве, прокуратура занимается приемом и анализом жалоб и заявлений, сообщающих о нарушениях законодательства, прав и свобод граждан, а также о фактах совершения преступлений. Тем не менее граждане имеют право напрямую обращаться в суд для защиты своих прав [4].

Участие прокуратуры в судебных процессах регулируется процессуальным законодательством и может проявляться как в роли обвинителя по уголовным и административным делам, так и в защите прав граждан, включая защиту их прав и законных интересов в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Прокуратура не участвует напрямую в законотворческой деятельности, однако Генеральный прокурор имеет право представлять предложения о внесении изменений, дополнений, отмене или принятии законов и других нормативных актов перед парламентом и главой государства [5].

Задача координации деятельности правоохранительных структур в борьбе с преступностью является одной из ключевых и четко прописана в законодательстве. Она осуществляется на основе следующих основополагающих принципов:

  1. Непоколебимое соблюдение основ конституционного порядка;
  2. Сохранение равноправия всех участников координационного процесса в ходе обсуждения предложений, формирования рекомендаций и выполнения прочих задач;
  3. Обеспечение гарантии независимости действий каждого из участников в рамках предоставленных им полномочий.

Координационная деятельность включает аналитическую работу по оценке эффективности международных договоров и соглашений России с субъектами международного права в сфере противодействия преступности, а также изучение и распространение лучших практик в координационной работе правоохранительных органов.

Система функций и направлений деятельности прокуратуры требует постоянного анализа и совершенствования в соответствии с изменяющейся ситуацией в обществе. Важно обеспечить эффективное выполнение функций прокуратуры, учитывая новые вызовы и угрозы, такие как киберпреступность, терроризм и коррупция.

Прокуратура РФ играет ключевую роль в системе государственного управления и является органом государственной власти благодаря своему основному предназначению - надзору за соблюдением законности на всей территории страны. Благодаря своим функциям и полномочиям прокуратура демонстрирует эффективность своей работы, особенно в области обеспечения конституционной законности. Одна из главных функций - координация деятельности всех органов прокуратуры, что напрямую способствует защите прав граждан от различных преступных посягательств.

Теперь перейдем к рассмотрению основной функции отечественной прокуратуры – прокурорский надзор. Осуществление данной функции является основополагающей деятельностью, которой на сегодняшний день занимаются органы прокуратуры в России [6]. Для полноценного и качественного функционирования существует разделение надзорных функций между отделами, которые курируются начальниками в целях поддержания законности и правопорядка.

К сожалению, при реализации прокурорского надзора за возбуждением и расследование угодных дел сотрудникам прокуратуры приходится сталкиваться с большим количеством проблем, которые мешают им полноценно реализовать свои надзорные полномочия. Данные проблемы присутствуют ввиду большого количества законодательных недоработок, которые необходимо устранить.

Имеющиеся проблемы препятствуют полноценному реагированию на выявленные нарушения закона. Кроме того, данные проблемы нарушают права граждан на полноценную, всестороннюю защиту со стороны государства от незаконных, необоснованных действий лиц, совершающих по отношению к ним противоправных деяний [7].

Также перед органами прокуратуры стоят важнейшие задачи, связанные с урегулированием общественных отношений в сфере пенитенциарной системы государства, обеспечивающей исполнение наказаний. Осуществляя надзорные функции в данной области, прокуроры выступают в качестве гаранта соблюдения, защиты, а также восстановления нарушенных конституционных прав лиц, отбывающих наказание в учреждениях ФСИН России [8].

Основополагающим фактором выделения этой отрасли прокурорского надзора как обособленной формы деятельности прокуратуры является остро стоящий вопрос растущего количества нарушений законодательства, допущенных в связи с недобросовестным исполнением служебных обязанностей отдельными сотрудниками ранее упомянутых учреждений.

Корень проблемы кроется, главным образом, в особом правовом положении лиц, обязанных вследствие совершения правонарушений претерпевать соответствующие негативные последствия. В результате применения мер, направленных на пресечение совершения такими гражданами противоправных деяний, а также на привлечение их к ответственности, их права и свободы крайне ограничиваются, а количество обязанностей увеличивается [9]. Пострадавший не может предъявить иск к лицу, в отношении которого уголовное преследование прекращено решением судьи.

В гражданском судопроизводстве принцип возмещения ущерба применяется к двум фактам: совершения преступления и совершения преступления конкретным лицом. Таким образом, норма, закреплённая в ч. 10 ст. 246 УПК практически неосуществима, так как заблокирована положениями ч. 4 ст. 61 ГПК РФ.

Возможность реализации права на возмещение имущественного вреда, причинённого в результате совершения преступления, может быть реализована единственным способом - если потерпевший в уголовном процессе добивается отмены постановления о прекращении уголовного дела, вынесенного на основании отказа прокурора в возбуждении уголовного дела и в вынесении обвинительного приговора.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  2. Шобухин В.Ю. К вопросу о конституционно-правовом регулировании статуса российской прокуратуры // Российское право: образование, практика, наука. 2019. № 4 (88). С. 74.
  3. Воронин С.А. Общая характеристика надзорных функции Прокуратуры / С. А. Воронин // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2016. № 2. С. 89.
  4. Иову Д.А. Задачи, основные направления и формы деятельности Прокуратуры Российской Федерации по осуществлению надзора // Молодой учёный. 2021. № 12 (354). С. 120.
  5. Черкасова В.А. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности / В. А. Черкасова // Молодой учёный. 2021. № 44 (386). С. 159.
  6. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4202.
  7. Брагин В.В. Проблемы реализации функций прокурорского надзора за возбуждением и расследованием уголовных дел / В. В. Брагин // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 июня 2023 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. С. 136.
  8. Егорова О. О. Значение прокурорского надзора за деятельностью администраций учреждений и органов, исполняющих наказание // Криминалистическое и процессуальное обеспечение расследования преступлений в уголовно-исполнительной системе: мат. межвуз. научн.-практ. конф. Владимир, 1 марта 2017 г. / редкол.: Т. А. Ткачук (пред.) [и др.]. Владимир: Владимирский юр. ин-т ФСИН, 2017. С. 54.
  9. Полякова Д.В. Прокурорский надзор за исполнением законов учреждениями и органами Федеральной службы исполнения наказаний / Д. В. Полякова // XV итоговая студенческая научная конференция: Сборник статей конференции: в 2-х томах, Санкт-Петербург, 07 апреля 2023 года. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)", 2023. С. 31.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Соколова Наталья Юрьевна