Проблемные аспекты профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами, на современном этапе

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 34

Федин Сергей Сергеевич – слушатель факультета Подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД Академии управления МВД России.

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы профилактики правонарушений и предупреждения преступлений на современном этапе развития общества. Проводится анализ имеющихся проблем в сфере профилактики преступлений совершаемых иностранными гражданами. Автор отмечает, что разрешение обозначенных проблем будет способствовать эффективности профилактики преступлений. Результатами исследования, являются рекомендации органам государственной власти и органам системы профилактики, направленные на совершенствование законодательства.

Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика правонарушений, взаимодействие, эффективность, миграция, иностранные граждане.

Профилактика преступлений совершаемых иностранными гражданами, а также в отношении них является одним из направлений деятельности органов внутренних дел.

Современные миграционные процессы являются фактором возникновения конфликтов на религиозной, этнической и бытовой почве, а также вызывают рост напряженности среди населения и представляют собой достаточно серьезную проблему.

После распада СССР трудовые мигранты стали неотъемлемой частью российской экономики. Решая проблему дефицита рабочей силы в России одним из простых и очевидных способов - привлечение трудовых мигрантов, были созданы предпосылки для перетекания в нашу страну многомиллионных миграционных потоков.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, геополитические события, связанные с конфликтом на Украине и санкционным давлением, трудовых мигрантов из стран Средней Азии и СНГ в нашей стране большое количество.

Основным объектом заинтересованности органов внутренних дел как субъекта профилактики являются выходцы из бывших советских республик Средней Азии, поскольку согласно уголовной статистике, среди всех иностранцев именно трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья совершают подавляющее большинство общеуголовных преступлений.

В последние годы криминальная активность иностранных граждан стабильно и неуклонно возрастает, а ряд резонансных преступлений с участием лиц данной категории поставили вопрос о выработке и реализации кардинально новых мер по противодействию и предупреждению преступлений совершаемых иностранцами.

Изменения миграционного законодательства и ужесточение мер борьбы с нелегальной миграцией непосредственно связано с организационно-правовым обеспечением противодействия преступности иностранных граждан.

Кроме того, с начала проведения специальной военной операции на Украине, вынужденно покинуло юго-восток страны и въехало на территорию Россию более 5 миллионов человек, значительная часть из которых обратилась за получением статуса беженца и предоставлением временного убежища. Данные лица представляют собой особую категорию граждан, обладающих специфическим правовым статусом. В отношении данной категории лиц действует, упрощенный порядок регистрации.

Также стоит отметить, что значительная часть граждан прибыли в Россию без удостоверяющих личность документов, среди которых граждане с антиобщественным поведением и криминальным прошлым.

Среди беженцев немало молодых мужчин, которые по статистике являются наиболее криминально активной частью населения любой страны. В условиях сложившейся социальной, экономической и политической ситуации можно обоснованно ожидать, что многие из них займутся противоправной деятельностью, пополнят ряды действующих криминальных структур либо, что еще хуже, начнут создавать новые преступные группы по национальному признаку. Данные предпосылки требуют постоянного мониторинга складывающейся обстановки и создания гибкой системы профилактики преступлений, способной своевременно реагировать на периодические изменения ее динамики, а также качественных и количественных характеристик.

Говоря о профилактике преступности подразделениями органов внутренних дел, будет правильным начать с рассмотрения общих теоретико-правовых вопросов.

В разное время, на протяжении развития отечественной криминологии, существовало немало определений профилактики преступлений.

Например, Г.А. Аванесов писал, что профилактика преступлений – это деятельность по выявлению причин и условий совершения преступлений, обстоятельств, способствующих их совершению, а также по выявлению лиц, которые могут совершить преступление и проведению с ними необходимых мероприятий [1, с.500].

А.Э. Жалинский отмечал, что профилактика преступлений представляет собой социальный процесс, содержанием которого является применение специальных приемов и методов, знаний и навыков регулирования поведения людей исключительно в целях ликвидации негативных моментов, могущих вызвать совершение преступлений [2, с. 511].

На современном этапе в ст. 2 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» предусмотрено, что профилактика правонарушений - совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [3].

Профилактика должна осуществляться, когда преступление еще не совершено и с той целью, чтобы оно не совершилось, прежде всего, лицами склонными к совершению преступлений, путем устранения причин и условий возможного преступного поведения.

Ю.М. Антонян отмечает, что профилактика преступлений остается ведущим гуманистическим направлением в борьбе с преступностью, связанным с прямым воздействием на факторы и причины, порождающие преступность, и, как правило, уголовное воздействие на лиц, которые потенциально могут стать преступниками не требуется [4, с.27].

Понятие «профилактика», применяется в одном контексте с предупреждением преступности, как в специальной юридической литературе, так и в нормативно-правовых актах.

На современном этапе профилактике преступлений совершаемых иностранными гражданами, органами внутренних дел России (во взаимодействии с другими субъектами профилактики преступности) уделяется особое внимание.

В п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений предусмотрено в качестве одного из основных направлений деятельности полиции. В п.4 ч.1 ст.12 указанного закона на органы полиции возложена деятельность по исполнению обязанностей направленная на выявление причин преступлений и административных правонарушений, а также – условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению; выявление лиц, обладающих намерением к совершению преступлений, проведение с данными лицами профилактической работы [5].

Сформированная система законодательства, отражающая правовую стратегию российского государства в сфере профилактики преступлений совершаемых иностранными гражданами, содержит значительные нормативные предписания, позволяющие органам внутренних дел России во взаимодействии с иными субъектами профилактики осуществлять борьбу с данными негативными явлениями.

Однако стоит отметить, что сохраняются проблемы недостаточного соответствия миграционного законодательства международным стандартам, несовершенства действующей системы управления миграционными процессами, проблемы, возникающие в процессе адаптации и интеграции мигрантов.

Правовая безграмотность, языковой барьер, социально-бытовая неустроенность, новая и незнакомая культура являются негативными факторами, влияющими на коммуникации между мигрантами и местным населением. Существуют и устойчивые религиозные и культурные стереотипы в восприятии мигрантов.

На сегодняшний день большая роль в профилактики преступлений отводится подразделениям ОВД, которая предполагает применение мер воспитательного и правового воздействия. Она позволяет достичь поставленных целей в сжатые сроки и с меньшими материальными затратами, обеспечивает предупреждение вредных (необратимых) последствий и в конечном счете, сужает сферу применения мер уголовного наказания.

Повышение эффективности рассматриваемой деятельности должно строиться не только во взаимодействии между службами ОВД различных уровней и компетенции, но и органов структурно не входящих в систему МВД России.

Проблема взаимодействия многогранна, и связанные с ней правовые, организационные, тактические и психологические вопросы в равной мере актуальны как для органов внутренних дел, так и для других органов системы профилактики. Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие на этапе профилактики преступлений, необходимо четко знать его правовые основы, учитывать имеющиеся рекомендации, реагировать на психологические характеристики возникающих при выполнении указанных функций.

Таким образом, проблема взаимодействия, в частности в рамках профилактики преступлений имеет комплексный характер, как в практическом, так и в научном аспекте.

В целях принятия своевременных мер по профилактики преступности и усиления контроля над иностранными гражданами должна быть создана система выявления и постановки на профилактический учет граждан, которые склонны к совершению преступлений. Иностранным гражданам, ранее осужденным за совершение умышленных преступлений, либо выдворенных за пределы Российской Федерации, в оформлении пребывания и вовсе должно быть отказано.

Важная роль указанной системы должна отводиться сотрудникам, наделенным полномочиями приема документов у иностранных граждан для постановки на учет по месту пребывания.

На начальном этапе задача вышеуказанных сотрудников должна состоять в том, чтобы предварительно отдельных лиц, обращающихся за оформлением пребывания на территории России и которые могут встать на преступный путь направлять для проведения беседы к участковому уполномоченному полиции на административном участке которого регистрируется иностранный гражданин. Последний в ходе беседы с иностранным гражданином выясняет истинную цель и обстоятельства его прибытия в Россию и принимает решение о необходимости взятия лица на контроль и передачу сведений в оперативные подразделения и подразделения по вопросам миграции, либо об отсутствии такового. Также участковый уполномоченный полиции предупреждает иностранного гражданина об обязанности уведомлять территориальный ОВД обо всех своих перемещениях на территории РФ (как в пределах субъекта РФ, так и из одного региона в другой).

Подобная схема будет выполнять важную психологическую функцию профилактики преступлений и правонарушений со стороны иностранных граждан, знающих о проявляемом к ним интересе со стороны правоохранительных органов, а также позволит осуществлять контроль за лицами, в отношении которых существуют обоснованные сомнения в части достоверности предоставленных ими сведений.

Кроме того, иностранные граждане, поставленные на учет по месту пребывания, покидают его. О смене места пребывания в ОВД не сообщают, продолжают проживать в России с нарушением миграционного законодательства и заниматься преступной деятельностью.

Как показывает практика, не всегда удается наладить должный уровень совместной работы и взаимодействия между территориальными подразделениями ОВД России на основе личных контактов отдельных сотрудников и понимания общей проблемы противодействия преступности иностранцев.

В данном случае, необходимо уделить внимание проработке вопроса по внесению биометрических данных иностранных граждан, которые нарушили законодательство в системы видеонаблюдения и их выявлению с помощью распознания лиц. В случае совершения иностранным гражданином противоправных действий, данная система способствовала бы их выявлению и установлению места нахождения.

Проблемы профилактики преступлений иностранными гражданами невозможно решить без комплексного использования сил и средств, методов, применяемых в деятельности различных подразделений ОВД и органов профилактики.

В последнее время, много внимания уделяется регулированию отношений в области миграционной политики и миграционного законодательства. Считаем, что в целях профилактики преступлений среди иностранных граждан данные вопросы должны найти свое отражение в разработке и принятии соответствующего нормативного акта, четко и детально регламентирующего порядок взаимодействия уполномоченных подразделений, их взаимные права и обязанности.

Список литературы

  1. Аванесов Г.А. Криминология: учебник / Г. А. Аванесов. – М.: Академия МВД СССР, 1984. – С.500.
  2. Жалинский А.Э. Избранные труды: в 4 т. – Т. 1. Криминология / А. Э. Жалинский. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – С. 698.
  3. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 26 (Часть I). Ст. 3851.
  4. Антонян Ю.М. Криминология. М.: Юрайт, С. 27.
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 08.2023) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Федин Сергей Сергеевич