Некоторые аспекты профессионального и квалифицированного образования

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 34

Научный руководитель Дроздова Александра Михайловна – доктор юридических наук, профессор кафедры правовой культуры и защиты прав человека Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Зайцев Евгений Александрович – студент Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

Аннотация: В статье исследуется вопрос необходимости развития конституционного права на образования посредством введения в специализированное федеральное законодательства права на квалифицированное образование, проводится попытка обоснования влияния квалифицированного образования на защиты прав потребителей образовательных курсов.

Ключевые слова: конституция, образование, право на образование, квалифицированное образование, квалификация, качество образования, учитель, педагог.

Право на образование является одним из главных личностно образующих прав человека, поскольку определяет границы грамотности, культуры и потенциала развития профессиональных компетенций человека. В виду того, что Конституция Российской Федерации в вопросе второй главы вобрала в себя нормы международного права, мы наблюдаем связь с Всеобщей декларацией прав человека. Специфика международного права в том, что нормативно-правовые акты устанавливают общие положения о гарантиях права на образование, не акцентируя внимание на квалифицированность образования. С нашей точки зрения, является существенным недостатком отечественного законодательства. К сравнению, статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В то же время, статья 43 устанавливает общее право на образование и регулирование со стороны Российской Федерации вопросов об установлении федеральных государственных образовательных стандартов. Последнее можно лишь в свободной форме объяснить, как подтверждение права на получения квалифицированного образования, но, при буквальном толковании мы видим, что речь идет о соответствии наполнения образовательного курса федеральному стандарту. Данное утверждение подтверждается в комментарии к Конституции Российской Федерации А.М. Дроздовой [1], где автор обосновывает, что федеральный государственный образовательный стандарт – это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.

Исходя из приведенных доводов возникают вопросы. Должно ли быть право на получение квалифицированного образования? Считается ли деятельность современных предпринимателей (блогеров), которые оказывают образовательные услуги в форме курсов квалифицированной образовательной деятельностью?

Изначальной проблемой развития идеи права на квалифицированное образование, само собой является то, что изменения, вносимые во вторую главу, потенциально ведут к разработке нового проекта Конституции и его принятию в соответствии с установленными процессуальными нормами. Таким образом, право на получение квалифицированного образования возможно реализовать на уровне федерального законодательства, в первую очередь посредством его закрепления в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данный нормативный акт содержит в себе обширный перечень определений понятий, связанных с реализацией права на образование, но упускает определение учителя/педагога.

С нашей точки зрения, чтобы не допустить возникновения коллизии права с гражданским законодательством, понятие учителя/педагога должно быть изложено следующим образом.

Учитель/педагог – это физическое лицо, которое оказывает квалифицированную образовательную услугу на профессиональной основе, имеющее соответствующий уровень образования и специализацию, в порядке, установленном в образовательной организации для достижения соответствия качества полученного образования федеральному государственному образовательному стандарту.

Обоснованность данной формулировки определяется тем, что устанавливается устойчивая связь с субъектным составом квалифицированного образования. Источником знаний, составляющих образование, не может являться программное обеспечение или иного формата информационный ресурс. На уровне социологического исследования данная точка зрения подтверждается в результатах, приведенных в работе Е.А. Кувалдиной [3]. Респонденты не исключают возможности замены в будущем учителя/педагога машинным интеллектом, но только при условии, что будет соблюдается требование в удовлетворении потребности обучающегося в сбалансированном духовном развитии личности. Иными словами, учителем является не тот субъект, который дает исключительно знания в рамках одного направления, но и наставник, который способствует психологическому развитию личности.

Под квалифицированным образованием мы предлагаем понимать не просто наличие специализированного образования преподавателя, подтвержденное документом установленного образца, но и действующую систему ограничения для работы по, не связанным с профессиональным образованием, дисциплинам. Уточняя свою мысль, мы говорим о практических ситуациях, когда при кадровом дефиците в образовательном учреждении должность педагога по дисциплине, например, физике, может отводится преподавателю физической культуры. В данном контексте это может значительно улучшить работу органов государственной власти по реализации проекта Президента Российской Федерации «Земский учитель», поскольку расширит количество штатных единиц для потенциальных участников программы.

Кроме того, право на квалифицированное образование позволит сформулировать концептуально иной подход к определению качества образования для государства как источника подтверждения реализованного конституционного права на образование. Качество образование возможно будет определять, как ранжированную меру измерения. Качество образования определяется уровнем профессиональной квалификации учителя/педагога, стимулируя обучающегося ценить личность учителя, его внимание, и стремится попасть не в то учебное заведение, которое исторически считается престижным, а то, где выше качество образования. Одно из главных условий в данной концепции является разработка критериев оценки качества образования для определения минимума профессиональной компетенции преподавателя, чтобы обеспечить равенство в вопросе доступности квалифицированного образования. К сожалению, в мире еще нет ни одного примера разработки критериев качественного образования, поскольку нельзя однозначно подходить к определению понятия качества. В тоже время есть универсальная система мониторинга качества образования – PISA. Сущность данной системы в том, что качество образования определяется способностью применять полученные знания на практике. Считаем, что как отправная точка для разработки системы оценки качественного образования на уровне национального законодательства данная система является допустимой.

Введение понятия учителя/педагога в федеральное законодательство также может стать шагом в сторону защиты участников гражданско-правовых отношений. Вопрос о том, являются ли образовательные услуги блогеров юридически подтверждающими квалификацию потребителя, и необходимо ли разрабатывать дополнительные правозащитные правовые конструкции уже поднимался некоторыми исследователями. Например, в работе Е.С. Усатовой [4], посвященной теоретическим и практическим вопросам правового регулирования онлайн-курсов в Российской Федерации отмечается проблематика невозможности подтвердить квалификацию потребителя образовательной услуги по курсам личностного успеха от таких блогеров как, например, Елена Блиновская. Помимо того, что в настоящее время законодательство не имеет определения понятиям «онлайн-курс», «блогер» и данные категории могут быть описаны только в рамках гражданско-правового договора, одной из ключевых проблем является злоупотреблением принципа свободы договора. Именно для пресечения дальнейшего обмана ожиданий потребителей образовательных услуг и необходимо ввести в федеральное законодательство право на квалифицированное образование через введение понятия учителя/педагога. В ситуации, при которой заключается договор на оказание образовательных услуг, он будет обязан соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации – то есть, квалифицированному образованию.

Подводя некий итог нашим рассуждениям, мы приведем цитату Геннадия Алексеевича Бордовского: «Общество будет таким, каким будет его система образования» [2]. Право на образование является безусловным благом как для государства, так и для человека, а право на квалифицированное образование является благом для последующих поколений учеников, поскольку обеспечит повышение качества образовательного процесса и развития педагогики как науки.

Список литературы

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Комментарий к Конституции Российской Федерации / А. М. Дроздова [и др.]; под редакцией С. А. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 118
  2. Бордовский Геннадий Алексеевич Современное значение педагогических идей Д.И.Менделеева // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-znachenie-pedagogicheskih-idey-d-i-mendeleeva (дата обращения: 20.03.2024).
  3. Кувалдина Е.А. Возможность замены преподавателя искусственным интеллектом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnost-zameny-prepodavatelya-iskusstvennym-intellektom (дата обращения: 14.03.2024).
  4. Усатова, Е. С. Теоретические и практические вопросы правового регулирования онлайн-курсов в Российской Федерации / Е. С. Усатова // Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой / ред. кол.: Ю. Я. Романовский (пред.) [и др.]. - Новополоцк: Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой, 2023. - Вып. 47 (117): Юридические науки. – С. 135-138.
Автор: Зайцев Евгений Александрович