Потенциал риск-ориентированного подхода в деятельности по контролю и надзору

"Научный аспект №5-2024" - Право

УДК 351, 34

Сиваков Вячеслав Николаевич – магистрант факультета юриспруденции Ростовского государственного экономического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена анализу потенциала риск-ориентированного подхода в сфере санитарно-эпидемиологического контроля в России. Рассматривается переход России к новой модели контроля, основанной на управлении рисками. Выявляются проблемы и вызовы данного подхода, что становится ключевым шагом к повышению эффективности контроля и надзора. Предлагаются конкретные рекомендации по улучшению эффективности, что позволит усилить защиту здоровья населения и одновременно снизить административную нагрузку на предприятия.

Ключевые слова: риск-ориентированный подход, государство, закон, эффективность, качество жизни, санитарно-эпидемиологический контроль.

Одной из важнейших задач государства является благополучие и здоровье граждан, для этого необходимо эффективное функционирование системы государственного контроля и надзора. В России произошел переход к новой модели государственного контроля, основанной на управлении рисками, такой переход стал важным шагом в направлении повышения эффективности контроля и надзора.

Исследование потенциала риск-ориентированного подхода является актуальной темой в современном мире. Целью данной статьи является анализ потенциала риск-ориентированного подхода в сфере санитарно-эпидемиологического контроля в России, выявление существующих проблем и предложении путей их решения.

Риск-ориентированный подход (РОП) – это комплексная стратегия, направленная на идентификацию, оценку и управление рисками в различных сферах деятельности. В данном подходе ресурсы и усилия концентрируются на наиболее важных рисках, которые могут нанести серьёзный ущерб в обеспечении безопасности и здоровья населения, а также экономике страны.

В основе принципа риск-ориентированного подхода лежит системный анализ рисков, который включает в себя несколько этапов. На первом этапе происходит идентификация рисков, то есть выявление потенциальных угроз, способных повлиять на здоровье населения [6]. Она является ключевым, так как именно он позволяет выделить наиболее значимые риски и сосредоточить на них внимание. Следующий этап основан на глубокой оценке рисков, определяются вероятности возникновения угрозы и тяжести ее последствий. Происходит ранжирование рисков по степени их опасности и выделяются наиболее опасные. На третьем этапе осуществляется управление рисками, разработка и реализация мер по минимизации, включая профилактические мероприятия, контроль и надзор. С помощью анализа данных о заболеваемости, условиях жизни и труда, экологической обстановке, потреблении пищи и воды специалисты могут выявить факторы, которые являются основными источниками риска для здоровья людей. Далее, на основе выявленных факторов, эксперты могут разработать эффективные меры по устранению или снижению рисков.

Риск-ориентированный подход находит применение в различных сферах. Сфера применения РОП довольно широка. В финансовой и банковской сфере он используется для оценки кредитного риска и риска инвестиций, в системе безопасности для оценки уровня угрозы террористических актов и киберпреступлений, в экологической сфере для оценки рисков загрязнения окружающей среды и т.д. [3]. В контексте санитарно-эпидемиологического контроля РОП позволяет выявить опасные факторы, которые могут привести к распространению инфекционных заболеваний, заражению пищевыми или химическими веществами, а также другим опасностям для здоровья.

В регламентации деятельности, как определено решениями федерального уровня, конкретизируются уровни риска, влияющие на жёсткость надзора за соблюдением законодательства. Эти уровни базируются на двух основных параметрах: первый - серьёзность потенциальных угроз, которые могут возникнуть при игнорировании нормативных предписаний учреждениями и частными предприимчивыми лицами; второй - оценка вероятности такого пренебрежения к регламентирующим нормам в контексте осуществляемой специфической оперативной деятельности. Эти две характеристики определены в соответствии с действующим "Положением о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре" и упомянуты в постановлении Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. No 806, что является основанием для классификации субъектов контроля.

Рассмотрим ряд преимуществ, которые способствуют повышению эффективности и качества контрольно-надзорной деятельности:

- оптимизация ресурсов и усилий контролирующих органов, направление на наиболее значимые риски;

- повышение эффективности контроля и надзора за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил, применяя систему мониторинга;

- снижение административного давления на бизнес, путем сокращения количества различных проверок и инспекций;

- повышение прозрачности и возможность спрогнозировать деятельность контролирующих органов [4];

- разработка и осуществление эффективных профилактических мероприятий по устранению выявленных рисков.

Однако, несмотря на свои достоинства, данный подход имеет ряд ограничений и недостатков:

- для применения требуются квалифицированные специалисты, владеющие методами оценки и управления рисками;

- требует наличия достоверной и актуальной информации о факторах, влияющих на здоровье населения, что в некоторых случаях может быть сложно обеспечить.

- может привести к снижению внимания к менее значимым рискам, которые также могут нанести ущерб здоровью и благополучию граждан [5].

Исходя из вышесказанного, следует что риск-ориентированного подход в сфере СЭК является перспективным направлением развития, однако для достижения максимальной эффективности необходимо учитывать существующие ограничения и разрабатывать меры по их преодолению.

Введение риск-ориентированного подхода в государственный контроль в России, закрепленное федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» заложил фундамент для дифференцированного подхода, позволяющего фокусировать внимание контрольных органов на наиболее опасных факторах, угрожающих здоровью и благополучию граждан [1]. В сфере санитарно-эпидемиологического контроля данный подход, который регламентирован в Постановлении Правительства РФ № 1100, четко определяет категории риска, критерии отнесения объектов к ним, виды и периодичность проверок [2]. Практика подтверждает эффективность такого подхода: снижение нагрузки на бизнес, фокус на приоритетных проблемах и увеличение прозрачности и предсказуемости.

Однако, помимо преимуществ, присутствует ряд определенных проблем. Во-первых, в законодательстве отсутствует четкое определение термина «оценка риска для здоровья населения», что приводит к неопределенности в применении системы и затрудняет осуществление контрольных (надзорных) мероприятий. Во-вторых, подход используется только для определения периодичности плановых проверок, но он может быть применен на всех этапах контрольно-надзорной деятельности, включая формирование проверок, принятие решений и разработку профилактических мероприятий.

Для повышения эффективности и результативности риск-ориентированного подхода в сфере санитарно-эпидемиологического надзора предлагается ряд рекомендаций:

1) Законодательное закрепление термина «оценка риска для здоровья населения», это позволит уточнить практическое применение оценки рисков в системе санитарно-эпидемиологического надзора.

2) Расширение применения риск-ориентированного подхода на всех этапах контрольно-надзорной деятельности, что обеспечит целостный и эффективный контроль над факторами, влияющими на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

3) Совершенствование нормативно-методической поддержки. Разработать и утвердить единые стандарты для проведения оценки рисков и управления рисками в сфере санитарно-эпидемиологического надзора.

Таким образом, несмотря на необходимость решения ряда задач, данный подход демонстрирует значительный потенциал для улучшения работы контрольных органов и повышения уровня жизни граждан. Широкое внедрение обеспечит более целевое и эффективное использование ресурсов контролирующих органов, что приведет к улучшению качества жизни и повышению общественного благополучия.

Список литературы

  1. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 18.05.2024).
  2. О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре): Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1100 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 18.05.2024).
  3. Божукова Е. М., Чечулина А. А. Реформа контрольной (надзорной) деятельности // Вопросы российского и международного права. 2021. Т. 11. № 3–1. С.101–110.
  4. Ерохова, О. А. Особенности риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности в государственном управлении / О. А. Ерохова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 10-1(80).
  5. Кеворкова, Ж. А. Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности / Ж. А. Кеворкова, М. В. Мананкина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. – 2019. – № 6. – С. 24-29.
  6. Кунин В. А., Упорова И. В. Риск-ориентированный подход контрольно-надзорной деятельности: международный опыт и особенности применения в российских условиях // Экономика и управление. 2019. №2 (160).
Автор: Сиваков Вячеслав Николаевич