УДК 347.233.1

Анализ судебной практики по вопросам признания права собственности самовольно построенных объектов на землях лесного фонда и особо охраняемых территориях

Лысова Юлия Дмитриевна - студент магистратуры Института Архитектуры, Строительства и Дизайна Иркутского Национального Исследовательского Технического Университета,

Журавлев Евгений Геннадьевич - кандидат технических наук, доцент кафедры Экспертизы и Управления Недвижимостью Иркутского  Национального  Исследовательского  Технического  Университета. 

Аннотация: Анализ судебной практики по вопросам признания права собственности самовольно построенных объектов на землях лесного фонда и особо охраняемых территориях является актуальной темой в современном правовом поле. В данной статье проводится анализ различных судебных прецендентов, касающихся данной проблематики, с целью выявления тенденций и основных принципов, лежащих в их основе. Исследование включает в себя анализ нормативных актов, которые регулируют вопросы правового статуса самовольно возведенных объектов на указанных территориях.

Ключевые слова: право собственности, земли лесного фонда, особо охраняемая территория, судебная практика, признание права, объекты недвижимости, собственник, законодательство, решение суда.

Во всех регионах РФ государством установлена единая система природопользования, природоохраны и применения отдельных природных достояний, но некоторые земли имеют отдельное правовое положение, определяемое целями, с которыми данная категория территорий объявляется особо охраняемой. Защита этих земель обеспечивается также исходя из общественного неравнодушия в культурном, восстановительном, научном, здравоохранительном и экономическом плане. [2] Охраняемые природные территории — это объект общенационального достояния, об этом говорит Федеральный закон № 33-ФЗ. Для регулирования пользования таких территорий государством закреплен особый механизм: полное или частичное исключение особо охраняемых земель из общехозяйственного значения, регламентированный порядок получения статуса особо охраняемых территорий, приобщение земель к объектам федерального, регионального и местного значения, введение запрета по предоставлению территории в частные владения, создание охранных зон. [4]

Согласно ст. 94 Земельного кодекса РФ, землями особо охраняемых территорий являются ценные земли, которые исключены органами государственной власти или местного самоуправления из общехозяйственного пользования полностью или частично. Для этого вида земель установлен особый правовой режим.

К таким землям относятся:

  • особо охраняемые природные территории;
  • земли природоохранного назначения;
  • земли рекреационного назначения;
  • земли историко-культурного назначения;
  • особо ценные земли;

К категориям особо охраняемых природных территорий относятся:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
  • национальные парки;
  • природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады.

Согласно статье 101 Земельного кодекса РФ, состав земель лесного фонда устанавливается лесным законодательством. К таким землям относятся:

  • лесные земли и нелесные земли;
  • земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления;
  • земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи);

Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Категории разрешенного использования земель, которые находятся в особо охраняемых территориях, устанавливает Положение об особо охраняемой природной территории, в соответствии с функциональным зонированием. Если разрешенное использование земли позволяет устройство построек на них, то обязательно указываются допустимые размеры объектов строительства.

Критерии, определяющие объект капитального строительства как самовольную постройку, устанавливаются в пункте 1 статье 222 Гражданского кодекса РФ.

Самовольным строением является здание, сооружение или другое строение, недвижимая постройка. На временные, быстровозводимые, сборно-разборные конструкции, которые не являются капитальными, самовольной постройкой не считаются. Составная часть общего недвижимого объекта не может быть самовольным строением.

К самовольным строениям относят здания, сооружения, строения, объекты капитального строительства, построенные:

  • на участке, не предоставленном в установленном порядке,
  • на участке, предоставленном без необходимых согласований и получения разрешения на строительство,
  • на участке, разрешенное использование которого не допускает строительство данного объекта капитального строительства.

Также к самовольным строениям можно отнести сооружения, построенные без выполнения градостроительных и строительных правил и норм. [1]

Судебная практика выделяет несколько типичных возможностей незаконного строительства на землях лесного фонда и на областях особо охраняемых территорий:

  • строительство несанкционированных строений на самовольно захваченных участках;
  • нарушение требований режима использования земли, который установлен для защиты окружающей среды и объектов культурного значения;
  • постройка жилых домов, дач, объектов капитального строительства без выдачи разрешения на проведение стройки;
  • возведение зданий вблизи водоемов, на территории водоохранных зон;
  • строительство, не прошедших экологическую экспертизу и не соответствующих экологическим требованиям объектов;

Несмотря на наличие норм в существующем законодательстве, которые предусматривают ответственность за самовольное строительство, четких мер по пресечению незаконного возведения зданий почти нет. [5]

Изучение судебной практики определяет, что дела о самовольном строительстве на особо охраняемых территориях и землях лесного фонда часто становятся предметом судебных споров. Решения судов исходят из следующих принципов:

  • недопускание на строительство в границах особо охраняемых территорий без согласования с уполномоченными органами.
  • презумпция незаконности построек, возведенных на особо охраняемых территориях.
  • приоритет общественных интересов (сохранения неприкосновенности особо охраняемых территорий) над частными (интересами застройщиков).

Судебная практика наглядно демонстрирует тенденцию к усилению ответственности за самовольное строительство на особо охраняемых территориях, вплоть до принудительного сноса незаконных строений. Это обусловлено необходимостью защиты ценных природных территорий и их уникальных экосистем.

Судья в подавляющем большинстве случаев отказывает в принятии права собственности на незаконные объекты, поскольку это противоречит режиму защиты таких территорий. Однако судебная практика выработала ряд требований, соблюдая которые суды могут предоставить право собственности на самовольно построенные объекты на землях лесного фонда и особо охраняемых территориях:

  • добросовестность строителя: строитель не знал, не имел возможности узнать о том, что возводит объект на запретной земле;
  • отсутствие существенного ущерба природной среде: строительство не наносит значительный ущерб лесному фонду или особо охраняемой территории;
  • многолетнее добросовестное владение: строитель длительное время владеет сооружением;
  • соответствование объекта строительным и санитарным нормам: объект пригоден для проживания или использования по предназначению. [3]

Примером такой практики может служить признание судом права на собственность на участок земли на острове Ольхон в границах Прибайкальского национального парка в Иркутской области. Жилой дом построен в деревне Халгай Ольхонского района на участке земли, предоставленном местной администрацией в 1930 г. В 1986 г. создана граница Прибайкальского национального парка в соответствии с картой-планом, разработанным Областным филиалом Росреестра на основе постановления Совета министров РСФСР №71 от 13 февраля 1986 года. В 2020 году эти границы были расширены на 15 тысяч гектаров и внесены в ЕГРН. Новые границы Прибайкальского национального парка включили в себя 70 населенных пунктов и часть акватории озера Байкал.

По результатам проверки новых границ в августе 2020 г. территориальное управление Росимущества направило в суд обращение об истребовании участка из самовольного владения и о признании всех сооружений на этой земле самовольной постройкой и установлении обязательства сноса за счет собственника. Байкальская межрегиональная прокуратура в интересах защиты прав собственника дома направила встречный иск о признании права в силу многолетнего владения.

Установлено, что участок земли выделен нынешнему собственнику до включения озера Байкал в список наследия ЮНЕСКО и до создания границы Прибайкальского нац. парка, обязывающих выполнение ограничений на особо охраняемых территориях. Суд встал на сторону прокуратуры и признал право собственности за владельцем земли в деревне Халгай Ольхонского района.

Еще одним примером служит судебный процесс, рассматриваемый в Республике Саха, Якутия.

Участок земли, который арендовало общество с ограниченной ответственностью, находится на территории природного охраняемого парка «Усть-Вилюйский» на землях лесного фонда. Подготовленный обществом с ограниченной ответственностью проект освоения земли был признан нормативно оформленному законодательством РФ и лесохозяйственным регламентом, согласно заключению департамента по лесным отношениям Республики Саха, Якутия. Обществу с ограниченной ответственностью разрешено устройство на арендованном участке временных построек и элементов благоустройства территории.

Прокурор обращается с иском об оспаривании действительности договора аренды участка и признании построенных обществом строений самовольными постройками, указывая на то, что на участке возведены не временные постройки, а объекты капитального строительства. Общество с ограниченной ответственностью должно самостоятельно снести постройки и разработать проект по рекультивации земли на лесном участке.

Суд назначил судебную строительную и экологическую экспертизу по данному делу. Согласно строительной судебной экспертизе, спорные объекты можно разобрать без разрушения целостности и функциональности конструкций, без нанесения ущерба их значению. Объекты были приурочены к мобильным (инвентарным) сооружениям сборно-разборного типа и не являются объектами капитального строительства. По результатам экологической экспертизы выяснено, что почвенный слой на месте постройки объектов не поврежден, ландшафт и растительный мир не тронут. Использование построенных объектов не может нанести вред окружающей среде.

Учитывая результаты проведенных экспертиз, договор аренды земельного участка, предполагающий устройство на участке временных зданий и элементов благоустройства, суд решил, что оснований для определения спорных сооружений, как объектов самовольного строительства, нет. Иск прокурора был отклонен.

Таким образом, признание права на самовольно построенные объекты на землях лесного фонда и особо охраняемых территориях является сложным вопросом. Судебная практика по данным делам неоднозначна и зависит от конкретных обстоятельств дела. Тем не менее суды придерживаются общего подхода, направленного на защиту окружающей среды и предотвращение незаконного строительства на особо охраняемых территориях.

Список литературы

  1. Сазонов П.А. О некоторых особенностях рассмотрения споров, связанных с самовольными постройками: анализ практики Верховного Суда Российской Федерации // Пролог: журнал о праве. – 2020. – № 2. – С. 6;
  2. Басова. М. В. Причины возникновения социальной напряженности в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков, и принимаемые меры по ее снижению // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 56. – С. 1;
  3. Тоточенко Д. А. О признании права собственности на земельные участки в силу приобретательной давности // Имущественные отношения в РФ. – 2017. – №8. – С. 1;
  4. Лихолетова С.В. Правовое регулирование строительства в границах земель особо охраняемых природных территорий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». – 2020. – №1. – С. 2;
  5. Трегубова И.О. Нарушение режима особо охраняемых территорий // Молодой ученый №16. – 2022. – №16. – С. 2;