Анализ тенденций модной журналистики как отражение культурных смыслов

"Научный аспект №5-2024" - Журналистика

УДК 070

Джарасбаева Айсулу Сериковна – магистрант факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, г. Астана, Казахстан.

Аннотация: В статье приведен анализ современных тенденций модной журналистики с учетом их влияния на формирование культурных смыслов в современном обществе. Исследование основывается на анализе содержания фэшн-медиа. Таким образом, выявлены основные тенденции развития медиа о моде и их роль в формировании культурных стереотипов и ценностей. Отметим, что медиа, посвященные фэшн-тематике оказывают значительное культурное влияние: формируют вкусы, а также отражают социокультурные тренды.

Ключевые слова: фэшн-медиа, модная журналистика, тенденции развития, социо-культурные тренды, культурные стереотипы, влияние на общество.

Ведущие модные тенденции той или иной эпохи, а также состояние самой индустрии иллюстрируют культурную, социальную и политическую ситуацию в обществе. Медиа о моде являются трансляторами модных тенденции, а значит и, транслятором ценностей, которые на данный момент времени характеризуют состояние культурного сознания. Отметим также, что сам феномен моды уходит своими корнями в социологию, эстетику, философию, экономику, историю, и является неоднозначным предметом для научных исследований.

Модная тематика обладает рядом черт, которые делают ее интересной для читателя. Глянцевые издания погружают своего потребителя в мир развлечений, роскоши, а их авторы помогают читателям забыть о бытовых проблемах и погрузиться в философию безмятежности. «Главная цель — помочь своей аудитории ощутить себя частью определенного сообщества. Или, по меньшей мере, дать понять, что этот журнал читают только люди с одинаковыми взглядами на моду и стиль жизни.» [1] Ведь и сама по себе мода ассоциируется с определенным статусом и престижем. Своему читателю фэшн-медиа позволяют приблизиться, возможно, к далекому для него миру, а именно — стать частью определенной социальной группы.

Мода дает возможность самовыражаться, демонстрировать свою индивидуальность, личность и культурные предпочтения через выбор предметов гардероба. Благодаря ее изменчивости потребители фэшн-медиа интересуются трендами, новаторскими решениями дизайнеров, а также новостями, которые касаются вопросов равенства, устойчивости, проблем экологии и т.п. Здесь же стоит отметить, что наиболее подвержена изменениям женская мода. Таким образом, фэшн-медиа отражают социокультурные тенденции в обществе, а также его изменения и настроения. Потребители контента модных медиа извлекают для себя не только информационную ценность, но и удовлетворяют свою потребность в гедонистическом потреблении, вдохновляясь фэшн-иллюстрацией.

О модных тенденциях до появления журналов можно было узнать благодаря книгам, частным перепискам, путешествиям или войнам. Также, к примеру, венецианский двор о модных тенденциях узнавал благодаря деревянным фигурам, на которые одевали туалеты двора французского. [2]

Влияние модной периодики на общественное сознание ярко иллюстрирует немецкое издание «Journal des Luxus und der Modern» («Журнал роскоши и моды»). В августе 1786 года издатель Фридрих Юстин Бертух и художник Георг Мельхиор Краус создали первое женское периодическое издание для немецких женщин. Это был 30-страничный журнал, его тираж составлял 25 000 экземпляров. Помимо модных веяний, авторы освещали также политику, театр, музыку, дизайн интерьера дома или сада. Его читательницы могли также ознакомиться с каталогом товаров на заказ. Бертух стремился формировать новые потребительские привычки у немецкой аудитории. Так женщинам активно пропагандировали идею покупки товаров исключительно немецких производителей. Это выделяло издание среди других. «Роднило» в свою очередь издание с другими модными журналами того времени обсуждение вопросов, связанных с национальной идентичностью. Что говорит нам о культурных взаимосвязях и становлении национального самосознания. 

Журнал просуществовал более 40 лет и оставил значимый след в истории немецкой периодики и модной журналистики. В своем исследовании «Модные журналы XVIII-XX вв.: история появления и этапы развития немецких изданий» М.А. Нестерова приходит к следующему выводу: «Журнал Ф.Ю. Вертуха заложил традиции немецкой модной периодики, сформировав концепцию и основные принципы этого вида изданий» [3]

Возрастные, гендерные деления изданий, а также деление модной- и lifestyle журналистики играют немаловажную роль для понимания культурного влияния данных сегментов прессы. Фокус первой — мода, стиль, дизайн и тренды в одежде, аксессуарах и других аспектов внешнего вида. Фэшн-журналисты дают анализ модных коллекций, продемонстрированных на неделях моды, пишут о новых тенденциях в мире моды и красоты, готовят интервью с дизайнерами. Журналистика образа жизни или lifestyle-журналистика включает в себя различные аспекты жизни человека, такие как путешествия, здоровье, фитнес, отношения и т.п. Ее читателям предложены советы и идеи для создания более полного образа жизни.

Авторы изданий для женской и мужской аудиторий могут создавать контент на схожую тематику. Так в женских изданиях часто мы можем увидеть темы, которые по мнению авторов отражают потребности девушек в сферах моды и красоты. Женские коллекции, косметика, уход за кожей и волосами, статьи о самосовершенствовании и личном развитии — наиболее распространенные темы для женской аудитории глянца. Мужскую же аудиторию, по мнению издателей, интересует контент о мужской моде, стиле, спортивных и деловых образах, а также интервью с успешными мужчинами, статьи о карьере, здоровье, фитнесе. Подобное разделение отражает культурные и социальные нормы общества, а также ожидания аудитории. С развитием современной культуры и изменениями в нашем обществе наблюдается тенденция к смешиванию и пересмотру гендерных стереотипов в контенте.

Появление собственных версий всемирно известных журналов в Казахстане ознаменовало включение страны в процесс глобализации. Помимо этого распространение западных франшиз в странах СНГ открывает интересные возможности и для читателей. Возможность локализации контента позволяет отвечать на потребности, учитывая предпочтения, местной аудитории. Содержание версий зависит также и от уровня и стиля жизни, доходов, потребительских привычек аудитории. Для издателей это также возможность рекламных инвестиций, что способствует финансовой устойчивости и развитию издания. Модная журналистика в эпоху глобализации сталкивается с рядом новых вызовов, а также возможностей. Ее значение в глобальном контексте можно выделить благодаря следующим аспектам:

1) Доступность информации. Благодаря развитию глобальной сети журналистика, в том числе и модная, активно конкурирует с онлайн-платформами и блогами;

2) Интернациональные рынки. Авторы фэшн-изданий создают контент, который заинтересует аудиторию по всему миру, при этом учитывая культурные различия;

3) Мультикультурное влияние. Фэшн-журналисты к настоящему времени учитывают влияние культур, вместе с ним и разнообразие мировых модных направлений и традиций;

4) Социокультурный контекст. Сейчас фэшн-медиа — площадка для обсуждения не только веяний моды, но и социальных и культурных вопросов, среди которых, диверсификация, расовая и гендерная инклюзивность, устойчивость, влияние моды на современное общество.

5) Технологические инновации. Современные технологии уже изменили и продолжают вносить коррективы в создание и потребление контента в фэшн-журналистике.

В эпоху глобализации модная журналистика — важный инструмент распространения информации, ее авторы постоянно адаптируются к изменениям в индустрии и обществе, при этом диктуя свои условия, что делает ее эксклюзивной. 

Публикации в модных журналах, программы на ТВ посвященные модной тематике, контент трендсеттеров и фэшн-инфлюенсеров как в совокупности, так и по отдельности оказывают значительное культурное влияние: их авторы определяют тренды, вдохновляют подписчиков и читателей благодаря рекламным кампаниям, работают над формированием образа, рекламой и продвижением определенных брендов, а также влияют на наше восприятие собственной внешности. Помимо перечисленного фэшн-медиа стали платформой для дискуссий.

Вниманию современного читателя представлены и короткие новостные заметки о мире моды, а также аналитические материалы, в которых журналисты дают анализ аспектов фэшн-индустрии. Взаимная рефлексия мира моды и проблем общества также становятся предметом анализа в материалах фэшн-журналистов. К примеру осознание экологических проблем, а именно: изменение климата, загрязнение окружающей среды приводят к интересу к устойчивой моде. Производители одежды вводят тренд на апсайклинг, вторичную переработку, экологичные практики производства, уменьшают количество отходов и улучшают условия труда для своих сотрудников. Здесь же стоит упомянуть, о росте рынка секонд-хенда. Также, к примеру, борьба с расовым неравенством, борьба за права женщин становятся источником вдохновения для дизайнеров при создании модных коллекций, что в свою очередь становится очередным инфоповодом для медиа.

Анализ восприятия публикаций, связанных с фэшн-тематикой помогает определить особенности влияния подобного контента. Усиление роли Интернета и развитие социальных платформ позволяют дать полноценную оценку влияния медиатекстов на аудиторию, а также определить особенности фэшн-публикаций. «Ключевым механизмом усиления влияния моды в современном обществе выступает Интернет-пространство, а именно-социальные медиа (Social Media), продвигающие идею многообразия и демократичности выбора модных стратегий.» [4]

Обилие контента на модную тематику сделало в том числе и глянец более эксклюзивным, таким образом, развитие фэшн-медиа справедливо назвать одной из черт «общества потребления». Визуально привлекательные фэшн-медиа создают в голове читателя образы, которые связаны с определенными брендами, а реклама, которой изобилует ТВ или глянец стимулирует потребление. Формируя и поддерживая определенные представления о красоте и успехе фэшн-медиа оказывают большое влияние на потребительские культурные ценности, создавая при этом цикл, обогащающий модную индустрию. Критически обзор модных журналов позволяет рассматривать его как рекламный буклет, это подтверждает и используемый его авторами язык.

Разнообразие телосложений, рас, возрастов и культур в материалах отражает реальность, которой зачастую не хватало этому типу прессы. В то же время тема бодипозитива может по-разному сказаться на читателе, ведь принятие собственного тела не исключает возможности его оздоровления, о чем иногда забывают последователи движения. И, если отказ от аналитики характерен для современных глянцевых изданий, то отказ от слов на страницах в социальных медиа инфлюенсеров является более пугающей тенденцией.

Большую роль модная фотография играет не только в продвижении брендов и их рекламе, но и в визуальном представлении мира моды. Она же является результатом творчества и экспериментов съемочной группы, что несет за собой культурный смысл. На бумаге она имеет особую ценность и эффект, чем тот же снимок, распространенный в цифровом формате. Сама по себе обложка модного глянцевого издания может быть рассмотрена как самостоятельный способ продвижения журнала. Ее особенности действительно помогают читателю выхватывать взглядом издания из ряда схожих журналов по тематике. Таким образом, обложка издания продолжает влиять на его популярность, представляя собой один из ее важнейших элементов.

Мода всегда тесно переплеталась с визуальной культурой, графикой, рекламой, дизайном. Особенными можно назвать ее отношения с искусством, которое является источником вдохновения для представителей модной индустрии. Сейчас к этому сочетанию присоединились цифровые технологии. Помимо привлекающей внимание обложки на выбор журнала читателем влияет уже знакомый шрифт, качество бумаги, постоянные тематические разделы и рубрики. Выработанные концепции и стратегии сотрудниками редакции помогают делать издания узнаваемыми и любимыми у своих читателей. Помимо прочего, среди функции обложки журнала А.А. Кононенко выделяет следующие: защитная, визуально-оформительная, содержательно-информативная и рекламная. [5]

Список литературы

  1. ru : научная электронная библиотека: сайт. — 2008. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/glyantsevyy-zhurnal-kak-zhanr-sovremennoy-massovoy-kultury (дата обращения: 10.05.2024). — Режим доступа: свободный — Текст: электронный.
  2. Маркелов К. В. Мода и журналистика : Программа : Учебное пособие : Для студентов факультета журналистики. - Москва : Ин-т междунар. права и экономики им. А.С. Гри, 2002. - 15 с.; ISBN (В обл.) — Текст: непосредственный.
  3. Нестерова М.А. Модные журналы XVIII–XX вв.:история появления и этапы развития немецких изданий. — Текст: электронный // Вестник СПбГУКИ №3 2015 – 123 с. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modnye-zhurnaly-xviii-xx-vv-istoriya-poyavleniya-i-etapy-razvitiya-nemetskih-izdaniy/viewer (дата обращения: 10.05.2024).
  4. Агаджанова К. Э., Зимова Н. С. Ценности и тенденции модного поведения, транслируемые социальными медиа // Научный результат. Социология и управление. 2021. Т. 7, № 3. - 16 с. DOI:18413/2408-9338-2021-7-3-0-2. —Текст: непосредственный.
  5. urfu.ru: электронный научный архив УрФУ: сайт. — 2020. — URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/94039/1/m_th_a.a.kononenko_2020.pdf (дата обращения: 08.04.2024). — Режим доступа: свободный — Текст: электронный.
Автор: Джарасбаева Айсулу Сериковна