УДК 070

Визуальные коммуникации как современная тенденция развития журналистики

Чэнь Синьжуй – студент кафедры Русского языка как иностранного и методики его преподавания Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: Современные тенденции развития журналистики тяготеют к гибридным способам передачи информации. В частности, одним из трендов является визуализация информационных блоков, сокращение текстовой части сообщения в пользу изображений, инфографики и других форматов визуального характера. В статье рассматриваются основные задачи применения визуальных форм коммуникаций в современной журналистике, приводятся примеры, характерные для печатных СМИ, телеканалов и веб-журналистики.

Ключевые слова: визуальные коммуникации, современная журналистика, инфографика, визуализация, веб-журналистика, печатные издания, тележурналистика, контент, символ, образ.

Тема исследования. Визуальные образы, приёмы, инструменты как тренд современной журналистики на примере печатной прессы, тележурналистики и веб-журналистики.

Цель исследования. Определение целей, задач и особенностей использования визуализации в современной журналистике.

Проблема исследования. Понимание особенностей восприятия визуальных образов позволяет повысить эффективность коммуникации при создании материалов как в традиционной, так и в веб-журналистике.

Метод исследования. Изучение научной литературы и периодики.

Введение

Тенденция к увеличению роли визуальных коммуникаций в общей структуре журналистских материалов наблюдается с 1970-80-х годов, однако именно в последние два десятилетия она стала наиболее ярко выраженной. Тому есть несколько причин: увеличение объёма доступной информации (человек не успевает читать большие тексты, проще и быстрее просмотреть визуальные блоки), рост конкуренции между различными информационными источниками (выигрывает тот, кто привлечёт внимание первым или переключит внимание читателей на себя), укоренение клипового мышления (короткие информационные сообщения и визуальные послания воспринимаются проще, чем тексты).

Отдельно следует упомянуть развитие интернет-СМИ и альтернативных электронных каналов получения информации (блоги, мессенджеры, e-mail-рассылки). Визуализация в онлайн-пространстве – дешевле и разнообразней, поэтому доступнее, чем, например, в печатной прессе. Это также делает её более популярной.

Использование визуальных коммуникаций должно помогать решению одной из трёх задач: информационной (доведение информации до её потребителя), экспрессивной (воздействие на эмоциональный фон потребителя информации), прагматической (оказание прямого влияния на потребителя информации с целью получения от него обратной связи или иного целевого действия).

Основными графическими средствами визуальной коммуникации являются типографика и цветографика [1], но с развитием современных печатных и мультимедийных возможностей они дополняются также анимацией, созданием сложных визуальных эффектов и т.д. Отдельного внимания заслуживает использование символов, несущих не только визуальную, но и смысловую нагрузку – логотипов, эмблем и т.д.

  1. Визуальная коммуникация в печатных СМИ.

Печатные средства массовой информации – газеты, журналы, проспекты, альманахи и т. д. – отличаются ограниченностью печатных площадей. Следовательно, при их перераспределении в пользу визуальных материалов, количество текста в издании сокращается. Для того, чтобы при этом не уменьшался объём передаваемой информации, следует внимательно подходить к созданию визуальных информационных объектов. Главным критерием является сочетание лаконичности и полноты подачи информации, а также баланса между визуальной и текстовой составляющими вёрстки полосы – они должны работать на усиление информационного, прагматического, а в случае с наиболее значимыми и чувствительными темами – экспрессивного эффекта.

Наиболее типичным и традиционным для печатных СМИ форматом визуала является фотография [3], которая повышает наглядность абсолютно любого материала.

В некоторых случаях использование инфографики, вопреки логике, позволяет увеличить информативность печатного издания: сведённые в схемы, графики и таблицы данные выглядят более наглядно, чем их текстовое описание, например, в изданиях, посвящённых экономике. Как правило, ЦА таких изданий способна «читать» инфографику и делать самостоятельные выводы. Такой способ подачи информации принято назвать журналистикой данных. [2]

Отдельно следует упомянуть о ситуациях, когда в знак протеста или, напротив, поддержки какого-то явления, общественного деятеля, ситуации газеты и журналы выходят в особом визуальном оформлении. Например, с пустыми страницами, с запечатанными полностью одним цветом полосами, с крупными визуальными символами, понятными значительной части аудитории. Как правило, таким образом оформляется передовица газеты или обложка журнала, что позволяет привлечь максимальное внимание к информационному посланию издания на полке магазина или киоска. Это – яркий пример экспрессивного воздействия с помощью визуальной коммуникации.

  1. Визуальная коммуникация в тележурналистике.

Тележурналистика, в отличие от печатных СМИ, уже по формату своему относится к визуальному способу коммуникации с аудиторией. Однако в современном мире мультимедийной информации слишком много, поэтому необходимо искать способы акцентирования своего послания для того, чтобы привлечь внимание аудитории.

Среди наиболее интересных визуальных трендов современной тележурналистики можно назвать: стилизацию изображения под онлайн-формат, одновременную подачу инфографики с комментариями (для аналитических материалов), шок-приёмы визуального оформления – яркие пятна, быстро сменяющиеся элементы и т.д. (уместно при создании материалов, адресованных милленниалам и зуммерам).

С другой стороны, эффективным может оказаться и противоположный подход – минимализм в подаче визуальной информации при создании телевизионного сюжета, причём он может сочетаться и с аудиальным минимализмом, при котором на какое-то время закадровые звуки исчезают полностью, что привлекает внимание зрителя («Почему телевизор замолчал?»).

Ещё одна проблема телеСМИ, которая стимулирует развитие новых визуальных форматов подачи информации, – высокая стоимость телеэфира и его временная ограниченность. Необходимо подать информацию как можно более сжато, при этом не потеряв в информативности, поэтому лаконичность визуального образа ставится на первое место.

  1. Визуальная коммуникация в веб-журналистике.

Взрывному развитию визуальной коммуникации поспособствовало проникновение интернета во все сферы жизни россиян. В частности, на формат коммуникаций повлияли такие особенности онлайн-журналистики как: фактическая неограниченность объёмов передаваемой информации (нет ограничения по печатным площадям или эфирному времени), быстрота переключения пользователя с неинтересного контента на альтернативный (другие источники информации находятся в одном клике), необходимость выделиться в информационном потоке за 1-2 секунды.

Яркий визуальный образ – отличный способ привлечь внимание к журналистскому материалу в интернете, причём в данном случае речь идёт как о текстовом, так и о видеоформате. Среди способов, которые используются веб-журналистами для этого: создание мемов (запоминающихся, «вирусных» картинок на злободневные темы), использование в визуальных материалах узнаваемых персон или иных важных для ЦА символов, использование анимированной графики (в частности, GIF-файлов или ультракоротких видео).

Однако в случае с веб-материалами визуальная коммуникация с аудиторией не ограничивается привлекающей внимание обложкой видеосюжета или картинкой-превью для текстового материала в ленте новостей на сайте или в социальной сети. Визуальные материалы, иллюстрирующие статью или видео, не менее важны, они играют роль уже не привлечения внимания, а его удержания. Кроме того, качественно выполненные иллюстративные материалы могут существенно повысить вовлечённость аудитории, вызвав рост её активности по отношению к статье или видео (репосты, копирование, сохранение материала в закладках и т.д.).

Следует особо отметить, что подача информации «на карточках» сейчас становится журналистским и в целом информационным трендом, в первую очередь, в социальных сетях. Как правило, такой формат представляет собой подборку из 4-10 шаблонизированных визуальных блоков, содержащих краткие фрагменты текста и визуальные дополнения (последнее – опционально).

Заключение

Визуальные коммуникации в современном мире стремятся если не вытеснить полностью, то, по крайней мере, обогнать текстовый формат. При этом они не являются универсальным способом подачи информации. В частности, они непригодны для замены значительной части текста в материалах аналитического характера, включая рецензии; подробных репортажах; журналистских материалах, имеющих художественную ценность (эссе, очерки).

При этом визуальный формат (инфографика, графики, схемы, диаграммы, фотографии, мемы и т.д.) помогают ускорить восприятие информации при создании материалов следующих видов: краткие хронологические обзоры; подборка цитат конкретной персоны или разных персон об одном явлении/событии; статьи и обзоры, содержащие большое количество числовой информации; репортажи с событий, наиболее интересных не содержательным, а визуальным рядом и т.д. В некоторых из перечисленных случаев текстовая составляющая будет ограничиваться заголовком и кратким (до трёх предложений) поясняющим абзацем – остальной текст будет включён в так называемые «карточки» или иные визуальные объекты.

Определение соотношения визуальной и текстовой (звуковой, видео) частей создаваемого материала должно быть основано на целях его создания, месте, времени, формате публикации, особенностях восприятия информации целевой группой читателей или зрителей, а также информационным окружением материала. Следует отметить, что журналист и редактор должны проявлять гибкость при комбинировании различных форматов подачи информации, избегая тиражирования одного и того же шаблона новостного или иного информационного материала.

Список литературы

  1. Фёдорова С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2014_7-2_53.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
  2. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики. – URL: https://mediascope.ru/1654 (дата обращения: 17.05.2024).
  3. Симакова С. И. Развитие визуальной журналистики. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38271/1/journ_staff_2016_32.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
  4. Келле В. А. Визуальная трансформация социальной журналистики ()на примере отечественных изданий 2000-х годов). – URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/4637/1/VKR_KELLE_compressed.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
  5. Родионова Д. С. Инфографика как средство визуальной коммуникации в журналистике. – URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Yazyk-i-reprezentaciya-kulturnyh-kodov/Infografika-kak-sredstvo-vizualnoi-kommunikacii-v-zhurnalistike-70347/1/ilovepdf_com-175-176.pdf (дата обращения: 17.05.2024).
  6. Градюшко, А. А. Основы творческой деятельности веб-журналиста : учеб. — метод. пособие / А. А. Градюшко. – Минск : БГУ, 2019. – 239 с.