УДК  002.304, 93

Интеграция калмыков в российское общество на территории Поволжья

Михайлов Олег Сергеевич – студент магистратуры, направления историко-обществоведческого образования Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского.

Аннотация: В данной работе рассматривается процесс ассимиляции калмыцкого народа в российское общество на территории Поволжья. Анализируются исторические, социальные и культурные аспекты этого процесса в XVII веке. Особое внимание уделяется изучению механизмов адаптации калмыков к новым условиям жизни, а также сохранению и развитию национальной культуры и традиций.

Ключевые слова:  Калмыки, крещение, ассимиляция, кочевые племена, Император, Поволжье.

Калмыцкие кочевья медленно, но регулярно продвигались в западном направлении. В 30-е – 40-е годы XVII века, перекочевав через казахские степи (до революции казахов называли киргизами, а их степи – киргизскими)  они оказались у берегов Волги, потеснив ногайцев и башкир. В 1649 году калмыцкий тайша Дайчин направил в Москву послов, которые должны были передать царю его просьбу о принятии в российское подданство, дабы быть калмыкам «под царского величества высокою рукою на вечном послушании и государевым людьми в миру». [1, с.10].

 А во второй половине XVII века калмыки уже занимали не только часть земель в Среднем и Нижнем Поволжье, но и достигли Северного Кавказа и берегов Дона. Однако разрешение на кочевье у берегов Дона (в его низовье) калмыки получи лишь в 1663 году [2. с. 67].

  Конец 50-х – начало 60-х годов XVII века стал переломным моментом в отношениях России с калмыками. Русское правительство, поняв, что калмыки – это серьёзная военная сила, которую можно использовать в русских интересах, смогло привлечь их к войнам со своими западными соседями – шведами и поляками, а позже – и к охране южных и юго-восточных российских рубежей.

   Важную роль в истории русско-калмыцких отношений сыграла шерть от 30 марта 1657 года. Подписавшие её калмыки официально приступили к несению воинской службы Русскому царю. Кроме того, представители их знати обещали не нападать на соседнее русское население. Со своей стороны, русские власти обещали помощь в борьбе против набегов на калмыцкие улусы башкир и «киргизов» (казахов)[7. с. 70].

     Привлечь калмыков на свою сторону пытался и крымский хан, отправив к их тайшам своих послов, но склонить к измене русскому царю ему не удалось, о чём ему твёрдо заявил Дайчин-тайша[3. с. 70].           

      В 1664 году царь Алексей Михайлович признал калмыцкого хана Мончака (Пунцука), официально ставшего его подданным, законным правителем всех калмыков. За службу царю, заключавшуюся в охране южных границ России, Мончаку была пожалована позолоченная булава, аналогичная атаманской, а его подопечные получили боевое знамя. [3, с 7]. С тех пор отряды калмыков регулярно участвовали в охране границ России, как и в войнах с её южными и западными соседями – турками и поляками.

      Мончак умер в 1669 году, передав свои регалии своему сыну и наследнику Аюке, договор с которым о вступлении в русское подданство был подписан в 1673 году[3, с 7].

        Этот новый калмыцкий правитель (главный тайша) вошёл в русую историю как властный предводитель калмыков и верный слуга русского престола, в службе которому он особо отличился в эпоху Петра I. За верную службу русскому престолу Аюке было определено ежегодное жалование, получаемое не только в виде денег, но также в виде провианта и боеприпасов. Ещё находясь за пределами России в составе своего «Великого посольства», Пётр поручил Б.А. Голицыну заключить с Аюкой договор об охране юго-восточных границ страны. В документе были следующие строки:

«1. В случае похода против бухарцев, каракалпаков, кайсаков снабжать хана Аюку артиллериею с достаточным количеством ядер и бомб;

  1. Указами предписать в Уфу, на Яик и донские городки, чтобы казаки и башкирцы не заводили ссор с калмыками, и запретить им сие под смертною казнию;
  2. Ежегодно давать хану Аюке по 20 пудов пороха и 10 пудов свинца»[4, с 15].

    На этом служба Аюки и его калмыков не заканчивалась. Она продолжилась при подавлении антиправительственных мятежей: астраханского (1705-1706 гг.), булавинского (1707-1708 гг.) и башкирского (1704-1711 гг.). В русско-турецких войнах Аюка и его подопечные участвовали как при Петре, так и до его правления. То же можно сказать и о башкирских волнениях. При Петре ему довелось поучаствовать как в Северной войне, так и в Каспийском походе 1723-1724 годов.

      В то же время, следует признать, что выбор русского подданства и русской службы были для Аюки не следствием фанатичной преданности царской власти, а прагматичным решением. Объективно оценивая свои возможности, включая возможности сохранения своей власти над подконтрольной ему территорией, Аюка трезво оценивал все выгоды, которые должно принести ему русское подданство.

       В 30-е – 40-е годы на юго-восточных рубежах России велось создание новой губернии, получившей название Оренбургской. Она заняла огромные пространства – от Самары на западе и до границ Астраханской губернии на юге, включая западные границы с «киргизской» (казахской) степью. При этом части башкир пришлось лишиться своих кочевий, а части их знати – прежних властных полномочий. Впрочем, волнения башкир, боявшихся русификации и христианизации, начались ещё в последней четверти XVII века, то есть, задолго до основания Оренбурга.

        П.И. Рычков в «Оренбургской истории» заметил: «Петр, по окончании Шведской войны, изволил попечение иметь и о том, чтобы безопасность на тех самых местах, где нынче, с помощью Божией, Оренбургская линия строится, основать, а чрез то героичным своим намерением путь во всю полуденную Азию отворить, а своевольный башкирский народ на вечное время обуздать» [5. С 19].

         Переход из буддизма(ламаизма) в православие для калмыков имело большую выгоду. Они освобождались на 10 лет от налогов, им прощались долги, сделанные ими до крещения. Калмыков принявших крещение зачисляли в казачество и расселяли в Царицынских и Саратовских землях.

         В 1736г. Петр Тайшин вел переговоры с правительством о выделении особого места для своих подданых. Коллегия иностранных дел выслушала его прошение, выдав разрешение для строительства поселения крещеных калмыков. Выехав из столицы, по возращению домой, Петр скончался. 

        Впервые в истории, обойдя закон не разрешавшим владеть улусам женщинам, по разрешению руководства страны, власть перешла к вдове Тайшина Царен-янжи. В 1735г. она приняла крещение с именем Анна. После кончины мужа Сенат пожаловал ей титул княжны, разрешающий ей повелевать калмыкам [6. С 18].

        Коллегия иностранных дел России назначила Ивана Кириловича Кириллова ответственным за выбор места для строительства княжеского двора. Изначально выбор пал на реку Ток неподалеку от Самары. Руководителем переселения калмыков и строительства новой крепости было поручено Андрею Змееву.

        Сенат выделил Тайшиной 10 тыс. рублей для переезда. В 1737г. она переехала в Самару. Спустя время, к ней присоединились 140 семей калмыков. Место, которе выбрали для поселения крещенных калмыков, не понравилось княгине. Она ходатайствовала о более удобном поселении.

        В 1737г. Оренбургская комиссия, начальником которой был В.Н.Татищев, подробно изучила сведения и летом отправились осматривать места для будущей крепости. Татищев решил, что будет удобнее построить город с крепостью на луговой стороне р.Волга. «При потоке ея Куньей Воложки, против Жигулевских гор, где кругом довольно лугов и сенных покосов, и калмыков везти за линию между рек Кондурчи и Черемшана в степь, которой поперёк 90 верст, от Волги вверх 100 верст, где они уместятся свободно» [8. С 30]..

       20 июня 1737г. императрица Анна Иоанновна подписала Высочайшую грамоту Анне Тайшиной об основании крепости. Принято считать, что с этого дня был зарожден город Ставрополь, название которого было утверждено Указом Её Величества от 21 февраля 1739г. 

       На постройку крепости Сенат выделил 1090р. 74 коп. Зимой проводились работы по подготовке строительства, а весной 1738г. началось само строительство. В первую очередь строились дома для княгини и архимандрита Никодима, также казармы и церковь[9. С 125].

      Калмыки стали прибывать на новое место жительства из Саратова, Астрахани и Царицына. Богатые кочевники добирались на верблюдах и лошадях, бедные плыли на стругах по Волге. Всего к месту прибыло 700 кибиток.

       В сентябре 1738г. Анна Тайшина перебралась в новую крепость. Самой княгине выделялось 500 руб. в год и 436 руб. на содержание свиты. Рядовым калмыкам на переселение выдавали по 2.5 руб. на семью. По прибытию на место и тоже выдавали такую же сумму на семью. Дальше заботиться о своих подданных была обязана Анна Тайшина [10. С 130].                              

Список литературы

  1. Народы Урала и языковые союзы: справочно-информационное издание / сост. С. В. Кокорина; Свердл. обл. межнац. б-ка. — Екатеринбург: СОМБ, 2009. — 88 с.
  2. Чингисхан: Сокровенное сказание монголов. Великая Яса/Автор: Чингисхан Переводчик: Милехин А. В., Ярославцев Г. Б., Вернадский Георгий Владимирович/ Издательство: Эксмо, 2021 г. С 174.
  3. Четыре века Ставрополя - Тольятти: из истории городской власти, 1737 - 2012 / Мэрия г. о. Тольятти, Литературный центр "Преображение". - Самара: Агни, 2012. – С. 503.
  4. Прозрителев Г.Н. Военное прошлое наших калмык. Ставропольский калмыцкий полк и Астраханские полки в Отечественную войну 1812 года // Труды Ставропольской учёной архивной комиссии. Вып. III. Ставрополь, 1912. Ч. I. С. 100, 106.
  5. Записки Бенкендорфа. 1812 год. Отечественная война. 1813 год. Освобождение Нидерландов. М. 2001. С. 201.
  6. Рычков, Петр Иванович (1712-1777). История оренбургская (1730-1750)/ П. И. Рычков ; под ред. и с примеч. Н. М. Гутьяра секретаря ком.- Оренбург : Оренбургский губ. стат. ком., 1896. - 93, с.; 30 см
  7. Джунджузов С.В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале: имперские механизмы аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности (середина 30-х годов XVIII - первая четверть XX века) / Науч. ред. С. В. Любичанковский. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2014. - 434 с.
  8. Джунджузов С. В.. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале: имперская политика аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности (середина 30-х годов XVIII - первая четверть XX века): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Джунджузов Степан Викторович;[Место защиты: Оренбургский государственный педагогический университет].- Оренбург, 2015.- 518 с.
  9. Шовунов К.П. Калмыки в составе российского казачества. Элиста, 1992 г.
  10. Стариков Ф. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамён и карты. Оренбург, 1891. С. 130 – 131.