УДК 625.7.06
Разработка рецептуры полимерно-битумного вяжущего
Научный руководитель Вагапов Булат Рустемович – доцент кафедры химической технологии переработки нефти и газа Казанского национального исследовательского технологического университета.
Бабаев Рафат Алигисмат оглы – магистрант кафедры химической технологии переработки нефти и газа Казанского национального исследовательского технологического университета.
Фаттахов Данил Альбертович – студент кафедры химической технологии переработки нефти и газа Казанского национального исследовательского технологического университета.
Аннотация: Рассмотрены основные направления модификации дорожных битумов, механизм влияния сбс полимера и пластификатора пн-6ш, как модификатора на свойства нефтяных битумов. Проведены лабораторные анализы на основании ГОСТ 58400.1–2019. Приведены результаты на основе битума марки БНД 100/130 и БНД 70/100.
Ключевые слова: битум, модификация, пластификатор, дороги, полимер.
Некачественные дорожные битумы – один из главных факторов преждевременного разрушения дорожных покрытий. Битумы не обеспечивают необходимой адгезии к минеральным частицам основного наполнителя, из-за чего дорожное покрытие становится хрупким при наступлении холодов, особенно в регионах с суровым климатом, таких как Сибирский федеральный округ. В результате возникают трещины, которые из-за низкой прочности асфальтобетона быстро превращаются в выбоины.
Для решения проблемы преждевременного разрушения дорожных покрытий необходимо применять высококачественные битумы, модифицированные полимерами или другими добавками. Также требуется строгое соблюдение стандартов строительства и использование современных технологий укладки дорожного покрытия.
Реализуемый в настоящее время масштабный национальный проект «Безопасные и качественные дороги» призван кардинально повысить эксплуатационные характеристики отечественных автомагистралей. Одним из ключевых направлений проекта является совершенствование качества и надежности дорожных покрытий, ужесточение требований к дорожным материалам.
В рамках проекта предусмотрено существенное повышение требований к качеству и долговечности асфальтобетонных покрытий. Вводятся новые нормативные сроки службы дорожных одежд и ужесточаются требования к их транспортно-эксплуатационному состоянию. Эти меры направлены на обеспечение длительного и безотказного функционирования автодорог. В проекте предусматривается переход на объемно-функциональные методы проектирования асфальтобетонных смесей. Это инновационный подход, позволяющий создавать более прочные, долговечные и устойчивые к различным нагрузкам дорожные покрытия. Объемно-функциональное проектирование учитывает не только традиционные параметры, такие как зерновой состав и плотность смеси, но и ее объемно-прочностные характеристики. В результате создаются смеси с оптимальным сочетанием прочности, долговечности и эластичности.
Внедрение новых требований и переход на объемно-функциональные методы проектирования приводят к необходимости расширенного применения полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в дорожном строительстве. ПБВ представляют собой модифицированный битум, улучшающий эксплуатационные характеристики асфальтобетонных покрытий.
Покрытия из полимерно-битумного вяжущего обладают целым рядом преимуществ по сравнению с покрытиями из не модифицированных битумных композиций. Они имеют меньшую температурную зависимость прочностных и деформационных характеристик, что обеспечивает стабильность покрытия в различных климатических условиях. Кроме того, ПБВ позволяет создавать покрытия, сочетающие в себе высокую стойкость к накоплению пластических деформаций (колейности) со значительной устойчивостью к усталостному разрушению (образованию трещин). Это достигается за счет высокой эластичности и способности к релаксации внутренних напряжений в полимерном битуме.
Использование полимерно-битумных вяжущих в дорожном строительстве открывает широкие возможности для создания прочных, долговечных и безопасных автодорог. Это позволит существенно повысить качество и эксплуатационные характеристики российских дорог, обеспечив комфорт и безопасность передвижения для всех участников дорожного движения. В результате получаются ПБВ с улучшенными характеристиками, обеспечивающими повышение качества и долговечности асфальтобетонных покрытий. Инвестиции в качественные дорожные битумы и комплексную систему контроля качества дорожного покрытия – это не только гарантия безопасного и комфортного передвижения, но и значительная экономия средств в долгосрочной перспективе.
Экспериментальная часть.
Объектом исследований был выбран БНД 70/100 и ПАО "Славнефть-ЯНОС", свойства и групповой состав которых приведены в таблице 1 и 1.1 соответственно
Таблица 1. Групповой состав БНД 70/100
Масла |
51,27 |
Смолы |
24,68 |
Асфальтены |
24,05 |
Перед началом исследований были проведены лабораторные анализы физико-химических показателей исходного битума по ГОСТ 33133-2014. Характеристики исходного битума и требования ГОСТ приведены в табл. 2
Таблица 2. Характеристика исходного битума
Показатель качества |
Входной анализ |
ГОСТ |
Глубина проникновения иглы при +25 ◦С |
74 |
ГОСТ 33136 |
Растяжимость при 25◦С, см |
76 |
ГОСТ 33138 |
Температура хрупкости по Фраасу ◦С |
-20 |
ГОСТ 33143 |
Температура КИШ |
56 |
ГОСТ 33142 |
Глубина проникновения иглы при 0 ◦С |
30 |
ГОСТ 33136 |
Растяжимость при 0◦С, см |
8,13 |
ГОСТ 33138 |
На следующем этапе подбиралась рецептура вяжущего на основе битума, СБС-полимера и пластификатора ПН-6Ш.
Известно, что СБС-модификатор, изготовленный из стирол-бутадиен-стирола, добавляемый в состав битума, является искусственным каучуком, который обеспечивает битуму гибкость даже при низких температурах. Этот модификатор значительно улучшает свойства битума, уменьшая его хрупкость, повышая эластичность и увеличивая относительное удлинение до сотни раз. Одновременно остаточное удлинение уменьшается, улучшаются усталостные свойства, что в итоге продлевает срок службы материала.
В результате обработки битума модификатором-пластификатором повышается его упругость при низких температурах, улучшается сцепление с минеральными компонентами и увеличивается устойчивость к большим деформациям. Добавление модификаторов также предотвращает окисление битума и снижает образование микротрещин. Благодаря использованию модифицированного битума срок эксплуатации дорог с асфальтобетонным покрытием увеличивается вдвое.
На первом этапе заготавливается модификатор-пластификатор - смесь сбс-полимера и пластификатора пн-6ш. Экспериментальным методом было определено соотношение компонентов в смеси 15% полимера/85% пластификатора. Далее, приготовленный модификатор вводится в битум интервально в течении 2,5-3 часов при 180◦С. Всего В таблице 2 приведены свойства полученных вяжущих с использованием следующих концентраций модификатора: 5 %, 10%, 15%.
Полученные результаты приведены в таблице 2.
Показатели качества |
5% |
10 % |
15% |
Глубина проникновения иглы при +25 ◦С |
79 |
87 |
96 |
Растяжимость при 25◦С, см |
83 |
97 |
Более 100 |
Температура хрупкости по Фраасу ◦С |
-22 |
-25 |
-29 |
Температура КИШ |
53 |
58 |
60 |
Глубина проникновения иглы при 0 ◦С |
36 |
41 |
44 |
Растяжимость при 0◦С, см |
13 |
25 |
39 |
На графике 1 приведена изменение характеристик при разных концентрациях.
График 1. Изменение характеристик при разных концентрациях
По проведенным анализам и полученным результатам, видим улучшение абсолютно всех основных показателей качества, предъявляемых к битумным материалам.
B результате пpoведенного исследования былo выявлено, чтo введение в битум различного poдa добавок влияет на основные свойства битума. Модификация исходного битума полимерными добавками обеспечивает улучшение их эксплуатационных свойств.
При добавлении 5% модификатора в ПБВ повышается глубина проникновения иглы при 25 ◦С на 5 единиц. Растяжимость при 25◦С увеличивается на 7 единиц. В то же время наблюдается снижение температуры размягчения. И улучшение температуры хрупкости.
При добавлении 10% модификатора повышается глубина проникновения иглы при 25 ◦С на 13 единиц. Растяжимость при 25◦С увеличивается существенно и составляет 11 единиц. Наблюдается увеличение диапазона температуры хрупкости и размягчения, по сравнению с предыдущей концентрацией.
При добавлении 15% модификатора наблюдается улучшение всех показателей качества. Глубина проникновения иглы при 25 ◦С на 22 единиц. . Растяжимость при 25◦С достигает отметки более 100 см. Температура хрупкости снижается на 9◦С, что является отличным результатом. Температура размягчения улучшается некардинально по сравнению с другими показателями, изначально составлял 56◦С после всех концентраций максимальная температура составила 60◦С.
Улучшение показателей объясняется тем, что СБС полимер снижает температуру растрескивания битума, делая его более гибким и менее хрупким. Так как при низких температурах битум может становиться хрупким и растрескиваться под воздействием нагрузки. СБС-полимер предотвращает хрупкость битума, повышая его пластичность и снижая его чувствительность к перепадам температуры. СБС полимер улучшает эластичность битума, предотвращая растрескивание даже при низких температурах. СБС полимер увеличивает растяжимость битума, что позволяет ему выдерживать более высокие деформации без разрыва. Увеличенная растяжимость приводит к повышению сопротивления битума растрескиванию.
Так же добавление пн-6ш пластификатора помогает увеличить текучесть битума, что позволяет снизить температуру мягкости и повысить его термостойкость при высоких температурах.
Заключение
Подводя итог необходимо отметить, что применение полимерных добавок позволяет уменьшить образование дефектов на покрытии и продлить срок межремонтного периода дорожных покрытий. Расширение температурного интервала, повышение стабильности к деформациям и долговечности. В целом, добавление СБС-полимера к битуму позволяет значительно улучшить его характеристики и адаптировать его для различных условий эксплуатации, делая битум более надежным, долговечным и устойчивым к воздействию окружающей среды и механическим нагрузкам.
Пластификатор ПН-6Ш улучшает термостойкость битума за счет увеличения его текучести и оптимизации молекулярной структуры, что делает материал более долговечным при воздействии высоких температур.
По проведенным анализам и полученным результатам, видим улучшение абсолютно всех основных показателей качества, предъявляемых к битумным материалам.
Список литературы
- ГОСТ 33133–2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
- Галиуллин Э.А. Разработка технологии производства дорожных битумов из сверхвязкой нефти: дис. … канд.техн.наук: 00.13. – Казан. нац. исслед. техн. университет, Казань, 2020 – 134 с.
- Ковалев Я.Н. Капсулирование битума химически совместимой полимерной добавкой, свойства модифицированного вяжущего и асфальтобетона на его основе / Я.Н. Ковалев, В.Н. Романюк // Наука и техника в дорожной отрасли. – 2007. – №1. – С. 29–31.
- Ахметов С.А. Технология глубокой переработки нефти и газа: учеб. пособие для вузов / С.А. Ахметов. – Уфа: Гилем, 2002. – 672 с.
- Юнусова Г.Б. Анализ цикла обращения отходов автомобильных шин / Г.Б. Юнусова// Вестник ИГУ —2013 — 53 с.
- Гун Р.Б. Нефтяные битумы: учеб. пособие для рабочего образования / Р.Б. Гун. – М.: Химия, 1989. – 152 с.
- Рекомендации по использованию полимерно-битумных вяжущих материалов на основе блоксополимеров типа СБС при строительстве и реконструкции автомобильных дорог. Утверждены распоряжением Росавтодораот 01.02.2007 № ОБ-29-р.- М : Федеральное дорожное агентство (росавтодор), 2007. – 75 с. Вильде О. Битум: путь в «премиум» / О. Вильде // Сибирская нефть. – 2020. - №6 (173). – С. 44-47.
- Беляев П.С., Забавников М.В., Маликов О.Г., Волков Д.С. Исследования влияния резиновой крошки на физико-механические показатели нефтяного битума /Вестник ТГТУ// 2005 – 930 с.
- Абдуллин И.А., Композиционные материалы с полимерной матрицей. Учебное пособие / И.А. Абдуллин и др. – Казань: Изд-во КГТУ. – 2006. – 144 с.
- Веселов, В. И. Переработка использованных шин. Международный опыт // Твердые бытовые отходы. — 2012. — № 12. — С. 58–63.
- https://www.omtconsult.ru/storage/app/media/Рынок_битумных_материалов_России_за_9_месяцев_2023_г.