Роль различных видов бега в физическом развитии курсанта образовательной организации МВД России

"Научный аспект №5-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 796

Ионов Илья Геннадьевич – преподаватель Нижегородской академии МВД России.

Лобачев Ренат Артемовичкурсант Нижегородской академии МВД России.

Аннотация: В статье рассмотрена актуальная тема физического развития курсантов образовательной организации МВД России, подчеркивая его важность в процессе подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов. В ней представлены различные виды бега, тактика их проведения, а также роль каждого в физическом развитии курсантов. Сделан вывод о том, что интеграция различных видов бега в общую систему физической подготовки способствует комплексному развитию физических качеств и формированию профессиональной формы. Однако при планировании тренировок по бегу необходимо учитывать индивидуальные особенности здоровья и физической подготовки каждого курсанта.

Ключевые слова: бег, физическое развитие, курсант, образовательная организация МВД России, выносливость.

Введение

Бег является одной из наиболее эффективных и доступных форм физической активности, способствующей физическому развитию и поддержанию здоровья. В образовательных организациях МВД России бег играет важную роль в физической подготовке курсантов.

Проблема заключается в том, что не всегда учитываются индивидуальные особенности здоровья и физической подготовки курсантов. Это может приводить к перенапряжению, травмам и другим негативным последствиям для здоровья.

Цель исследования – провести анализ роли различных видов бега в физическом развитии курсанта образовательной организации МВД России.

Статья опирается на исследования нескольких авторов, включая работы А. Н. Кулиничева, А. Н. Кандабара [1], А. П. Мартынова, О. Н. Фоменкова [2], И. Н. Подрезова [4] и т.д.

Результаты исследования и их обсуждения

Физическое развитие является неотъемлемой частью подготовки курсанта образовательной организации МВД России, обеспечивая необходимый уровень физической и психологической готовности для выполнения служебных обязанностей. В качестве одного из основных средств физической подготовки можно выделить бег.

И. Н. Подрезов отмечает, что бег – это неотъемлемая часть физической подготовки курсантов и играет ключевую роль в их обучении, так как он способствует развитию их аэробной выносливости и физической подготовленности [4, c.237].

А. Н. Кулиничев, А. Н. Кандабар подчеркивают, что бег развивает в курсантах такие навыки, как сила, быстрота, ловкость и выносливость, которые в дальнейшем значительно влияют на их профессиональную деятельность [1, c.110].

В физическом развитии курсантов используются различные виды бега для достижения определенных целей и развития нужных физических качеств.

О. С. Панова указывает, что кроссовый бег в природной среде, с преодолением различных препятствий, играет важную роль в развитии выносливости. Этот вид бега не только широко используется для подготовки сотрудников МВД России, но и является самостоятельным видом соревнований. Благодаря тренировкам на свежем воздухе, кросс становится отличным средством для укрепления общей выносливости для курсантов [3, c.150].

Дистанцию кроссового бега обычно делят на три части: старт, сам бег и финиш. На старте бегун стоит в высоком положении, немного наклонившись вперед и с небольшим сгибом в коленях. Одна нога находится впереди, ближе к стартовой линии, а другая немного позади, на носке. Большая часть веса тела переносится на ногу, находящуюся впереди. Длина шага составляет примерно 150–210 см, а частота движений обычно колеблется от 3 до 4,5 шагов в секунду. Оптимальная длина и частота шагов зависят от роста каждого человека. Некоторые бегуны поддерживают скорость за счет увеличения длины шага, в то время как другие – частоты движений [6, c.72].

А. П. Мартынов, О. Н. Фоменков указывают, что кроссовый бег является видом физической активности, который требует особого развития выносливости. Результаты кроссовой дистанции могут быть источником ценной информации. Они отражают не только способность участника преодолевать дистанцию, но и его уровень выносливости, силы воли и готовности к физическим вызовам [2, c.111].

При выполнении упражнения челночного бега 10 x 10, 4 x 20 метров курсант следует следующей последовательности действий: По команде «На старт» курсант подходит к линии старта, не переступая ее, и готовится к началу упражнения. По команде «Внимание» курсант замирает, готовясь к старту и сосредотачиваясь на предстоящем беге. Когда дана команда «Марш», курсант стартует и начинает движение на указанное расстояние (10 или 20 метров). При достижении линии разворота, курсант касается ее любой частью тела и осуществляет разворот, не добегая до нее примерно на полметра. Он разворачивается на 180 градусов, ставит одну ногу за линию для остановки движения и отталкивания в противоположном направлении. Перед финишем, за 2–3 метра до финишной линии, курсант наклоняется, вытягивая грудь вперед, чтобы максимально эффективно завершить упражнение (рис. 1).

1

Рисунок 1. Челночный бег [6, c.72]

Для забега на 1, 3 и 5 километров, курсант подходит к линии старта после команды «На старт», избегая переступания её. По последующей команде «Марш», курсант начинает бег с высокой стартовой позиции.

В случае забега на 100 метров, курсант также подходит к линии старта после команды «На старт», оставаясь перед ней. После команды «Внимание», курсант замирает, готовясь к старту. По команде «Марш», он стартует. Старт может быть выполнен со стартовых колодок или с низкой стартовой позиции [6, c.72].

Н. В. Путиенко, С. И. Горелкин, В. Е. Дыбов, И. С. Беляев пишут, что интервальный бег в условиях кислородной нагрузки имеет значительное влияние на улучшение физической подготовки курсантов. Обычно этот вид тренировок включает бег на расстояния от 200 до 1000 метров, с общей дистанцией более 3000 метров.

При повторном беге курсант разбивает всю дистанцию на несколько отрезков, обычно от одного до трех километров каждый. После преодоления каждого отрезка курсант делает паузу, чтобы пульс вернулся к норме, и затем продолжает бег на следующем отрезке. Такие тренировки способствуют развитию аэробных способностей.

Интервальный бег может также включать серии из 2-5 сегментов, между которыми делаются короткие перерывы для создания кислородного долга. Паузы между сериями увеличиваются для компенсации долга. Цель таких тренировок – дать организму возможность восстановиться и стимулировать развитие как аэробных, так и гликолитических процессов. Во время отдыха между этапами тренировки можно либо замедлить темп и перейти на медленный бег, либо остановиться и отдохнуть.

Еще одним видом интервального бега, который оказывает значительное воздействие на курсантов, является бег с постепенным наращиванием скорости на каждом этапе. Данный вид бега требует от курсантов постоянного наращивания темпа на каждом участке дистанции, создавая постепенно возрастающую нагрузку на организм. Такой вид бега является источником не только улучшения физической формы, скоростно-силовых качеств, но и развития дисциплины, силы воли и уверенности в себе. Каждый преодоленный этап становится своеобразной победой над самим собой, что важно для формирования характера будущих сотрудников правоохранительных органов.

Довольно эффективен и часто применяется также метод «бег-ходьба». В этом случае курсанты чередуют бег с ходьбой. Например, они могут бегать в течение определенного времени (обычно около 2 минут), а затем переходить на ходьбу для восстановления дыхания перед следующим этапом бега (обычно 30с). Данный вид бега позволяет адаптировать тренировки под различные уровни физической подготовленности и мотивировать участников к достижению новых результатов [5, c. 246].

Еще одним видом бега является бег с препятствиями. Бег с препятствиями является важной частью подготовки курсантов, развивая не только физические (координацию, ловкость, силу), но и психологические качества, необходимые для эффективного выполнения служебных обязанностей. Включение препятствий в тренировочную программу помогает курсантам подготовиться к реальным условиям, улучшая их общую физическую подготовку и готовность к непредсказуемым ситуациям.

Можно выделить еще один бег – это бег с подъемами. Тренировки, включающие в себя бег на участках с подъемами, помогают развить силу ног и выносливость сердечно-сосудистой системы. Подъемы могут быть как на открытой местности (например, холмистый маршрут), так и на специально подготовленных тренировочных горках.

Бег с рюкзаком или дополнительным весом помогает развить силу и выносливость, а также улучшить адаптацию к нагрузкам. Курсанты могут выполнять тренировки с рюкзаком или другими дополнительными весами на специально выбранных дистанциях.

Перечисленные виды бега могут комбинироваться. Комбинируя их в тренировочной программе, преподаватели могут создать разнообразные и эффективные занятия, которые соответствуют конкретным потребностям и целям физической подготовки курсантов.

При планировании тренировок по бегу для курсантов необходимо учитывать их индивидуальные особенности здоровья и физической подготовки. Это важно, поскольку бег, особенно на большие расстояния или с повышенной интенсивностью, может оказывать значительную нагрузку на организм.

Игнорирование этих факторов может привести к травмам, переутомлению и снижению общей эффективности тренировок. Учет индивидуальных особенностей здоровья и физической подготовки курсантов при планировании тренировок по бегу позволяет создать безопасную и эффективную программу тренировок, которая будет способствовать достижению лучших результатов и сохранению здоровья.

Заключение

В заключении отметим, что различные виды бега играют важную и неотъемлемую роль в физическом развитии курсантов образовательных организаций МВД России. Они представляют собой эффективные инструменты для достижения разнообразных целей физической подготовки, включая развитие выносливости, повышение скорости и ловкости, а также формирование психологической устойчивости. Каждый вид бега имеет свои уникальные характеристики и преимущества, что позволяет адаптировать тренировочные программы под конкретные потребности и цели курсантов.

Таким образом, интеграция различных видов бега в общую систему физической подготовки способствует комплексному развитию физических качеств и формированию высокой профессиональной формы у будущих сотрудников правоохранительных органов.

Список литературы

  1. Кулиничев, А. Н. Использование беговых упражнений на занятиях по физической подготовке в образовательном процессе курсантов / А. Н. Кулиничев, А. Н. Кандабар // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : Сборник статей XXII Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 01 октября 2020 года. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. – С. 109-113
  2. Мартынов, А. П. Специфика легкоатлетической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России / А. П. Мартынов, О. Н. Фоменков // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: Сборник статей Всероссийского круглого стола, Орел, 25 июня 2020 года / Редколлегия: С.Н. Баркалов [и др.]. – Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2020. – С. 110-113
  3. Панова, О. С. Развитие выносливости курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России легкоатлетическими средствами / О. С. Панова // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: ретроспектива, реальность и будущее : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 31 марта 2022 года / Отв. редактор С.М. Струганов. – Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. – С. 148-151
  4. Подрезов, И. Н. Общая физическая подготовка как составляющая служебно-прикладной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / И. Н. Подрезов // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : Сборник научных статей, Орел, 22 июня 2023 года / Редколлегия: С.Н. Баркалов [и др.]. – Орел: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2023. – С. 234-239
  5. Развитие скоростно-силовых качеств курсантов и слушателей средствами интервального бега / Н. В. Путиенко, С. И. Горелкин, В. Е. Дыбов, И. С. Беляев // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : Сборник статей XVI Международной научной конференции, Белгород, 23–24 апреля 2020 года. Том 2. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2020. – С. 244-248
  6. Служебно-прикладная физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: учебное пособие / авт. кол. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2022. – 72 с.
Автор: Ионов Илья Геннадьевич