Роль физической культуры и спорта в воспитании волевых качеств у студентов

"Научный аспект №5-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 79

Пожималин Вячеслав Николаевич – доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Синютина Алина Алексеевна – студентка юридического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Аннотация: На наш взгляд, проблема заключается в том, что в современном обществе физическая культура и спорт не всегда уделяют должное внимание развитию волевых качеств у студентов. Недостаточное внимание к этому аспекту может привести к недостаточной мотивации, самодисциплине и упорству у студентов, что в свою очередь может отразиться на их успехах как в учебе, так и в жизни в целом. Важно обеспечить студентам возможность заниматься спортом и физическими упражнениями, которые способствуют развитию волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость и самоконтроль.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, волевые качества, тренировки и упражнения, психологическая устойчивость, формирование личности, психологическая выдержка, уверенность, укрепление, преодоление трудностей.

В настоящее время физическая культура и спорт у студентов имеет глубокое влияние на физиологическое, эмоциональное и нравственное развитие студентов. Эти аспекты способствуют формированию ценностей и качеств, необходимых для достижения поставленных академических и жизненных целей. В свете этого, научные исследования подтверждают, что участие в физической активности и спорте положительно влияет на психологическое состояние и общую результативность студентов в образовательном процессе. Обращаясь к науке, можно сказать что важную роль в воспитании волевых качеств в процессе занятий физической культурой и спортом, состоит в том, чтобы стать более уверенными в себе, устойчивыми и успешными. Необходимость физической культуры и спорта в современном обществе нельзя недооценивать. Именно они способствуют укреплению физического и психологического здоровья, развитию волевых качеств, социальной адаптации и самореализации.

Разберем поэтапно. Физическая культура в мире содействует увеличению степени самочувствия а также физиологического формирования обучающихся. Правильный образ жизни нацелен никак не только лишь в службу охраны. Но и в улучшении самочувствия. То есть находится в зависимости от формирования персоны, физиологического, а также внутреннего круга интересов, способностей, верное применение запасов организма. Упражнения и тренировки помогают развивать такие важные характеристики, как целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, дисциплина, силу воли и упорство. Участие в спортивных соревнованиях и тренировках требует от студентов постоянной практики, терпения и выдержки, что способствует развитию их волевых качеств. Победы и поражения на соревнованиях учат студентов преодолевать трудности, не сдаваться перед трудностями и достигать поставленных целей. Благодаря занятиям физической культурой и спортом студенты учатся работать в команде, соблюдать правила, собираться с мыслями в критических ситуациях и принимать решения. Эти навыки и качества не только помогают им достичь успеха в спорте, но и в других сферах жизни, таких как учеба, карьера, личные отношения. Вторым этапом разберем особенность волевых качеств у студентов. Начнем с того, что слово «волевые» происходит от слова воля. Именно с нее мы начнем. Воля – это способность человека контролировать свои мысли, эмоции, действия и принимать решения независимо от внешних обстоятельств. Также можно сказать, что это способность человека самостоятельно принимать решения, осуществлять свои намерения и преследовать цели, не подчиняясь внешним обстоятельствам или чужому влиянию. Воля связана с самоконтролем, самодисциплиной и умением преодолевать препятствия на пути к достижению поставленных целей. Сильная воля позволяет человеку преодолевать трудности, не отступать при первых трудностях и добиваться успеха даже в самых неблагоприятных условиях. Воля помогает человеку развивать самоуважение и самоуверенность, укреплять характер и формировать лидерские качества. Развитие воли возможно через постановку ясных и конкретных целей, постоянную работу над самосовершенствованием, укрепление психологической устойчивости и постоянное преодоление собственных предпочтений и удобств. Упражнения на развитие воли могут включать в себя самодисциплину, сознательное управление своими эмоциями и стремление к постоянному росту и развитию. Воля и волевые качества играют важную роль в развитии студентов в области физкультуры и спорта, помогая им стать упорными, настойчивыми и успешными спортсменами. Соответственно волевые качества включают в себя такие понятия, как настойчивость, стремление к успеху, целеустремленность, смелость, самоконтроль, самодисциплина, выдержка, стойкость к трудностям и т.д. Благодаря этому студенты развивают характер, улучшают самооценку и уверенность в себе. Формирование подходящих волевых личностных качеств у студентов тесно связано с процессами развития активности в обществе, интересов и мотивации, а также является внутренне противоречивым. Для того чтобы развивать и проявлять волевые качества, необходимо преодолевать страх, преодолевать различные трудности на пути к достижению целей, проявлять стойкость и психологическую выдержку. Поэтому важно мобилизовать ресурсы, которые стимулируют постоянное проявление волевых качеств, способствуя их формированию. Третьим этапом разберем воспитание волевых качеств в физкультуре и спорте у студентов. Она играет значительную роль в формировании личности учащихся и спортсменов. Воспитание волевых качеств является одной из основных задач физкультуры и спорта у студентов. Чтобы достичь успеха в спорте и в жизни в целом, необходимо иметь сильную волю, упорство, самодисциплину и настойчивость. Тут как раз и собираются наши все компоненты. Воспитание волевых качеств в физкультуре и спорте у студентов происходит через систематическое занятие спортом и физическими упражнениями, а также через тренировки и соревнования. В процессе занятий спортом студенты сталкиваются с трудностями, необходимостью преодолевать себя и достигать поставленных целей, что способствует формированию волевых качеств. Важными аспектами воспитания волевых качеств в физкультуре и спорте являются постоянное развитие самоконтроля и самодисциплины, формирование высоких требований к себе и стремление к самосовершенствованию. В результате активного занятия спортом и физической активностью студенты становятся более целеустремленными, упорными, выносливыми и умеют преодолевать трудности на пути к достижению успеха в спорте и жизни. Наука показывает, что развитие волевых качеств важно для достижения успеха в спорте, а также для повседневной жизни. На тренировках учащиеся сталкиваются с различными трудностями, которые требуют от них сосредоточенности, настойчивости, самоконтроля и упорства. Поэтому тренерам и педагогам важно формировать у студентов такие качества, как сила воли, целеустремленность, самодисциплина и упорство, которое обязательно пригодиться в будущем. Для воспитания волевых качеств в физкультуре и спорте можно использовать различные методы и приемы, такие как постановка целей, тренировки по преодолению трудностей, позитивное мышление, саморегуляция и самоконтроль. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика , чтобы помочь им развить и укрепить свою волю.

Обратим внимание на исследование ученых, которые показывают, что воспитание волевых качеств у студентов имеет большое значение в физкультуре и спорте. Эти качества, такие как целеустремленность, упорство, помогают им регулярно заниматься физическими упражнениями, преодолевать трудности, улучшать свои результаты и достигать новых высот в спорте. Важно также отметить, что воспитание волевых качеств влияет не только на физическую подготовку, но и на общее самочувствие, психологическое состояние и успехи в учебе. Студенты, обладающие сильной волей, часто лучше справляются с учебой, стрессовыми ситуациями и заботами. Изучение роли воспитания волевых качеств в физкультуре и спорте у студентов позволяет глубже понять взаимосвязь между ментальными и физическими процессами, а также способствует формированию у студентов качеств, необходимых для успешного ведения здорового и активного образа жизни.

Для эффективного воспитания волевых качеств через физическую культуру и спорт, студентам нужны такие методы, как:

  1. Установление четких целей и задач для себя в области физической активности и спорта.

2.Планирование тренировок и занятий спортом с учетом своих возможностей и желаемых результатов.

  1. Постоянное самосовершенствование и стремление к достижению новых спортивных достижений.
  2. Регулярные тренировки и упорядоченный режим занятий физической культурой.
  3. Самоотдача и усердие в достижении поставленных целей.
  4. Сохранение позитивного настроения и уверенности в своих силах.
  5. Воспитание ответственности и дисциплины через выполнение спортивных задач и требований.
  6. Развитие силы воли через преодоление трудностей и преодоление стрессовых ситуаций.
  7. Самоконтроль и умение контролировать свои эмоции и желания в погоне за спортивными результатами.

10.Своевременная корректировка своего поведения и поддержка мотивации к достижению успеха в области физической активности и спорта.

Итак, подводя итог, можно сказать, что наука играет важную роль в воспитании волевых качеств в физкультуре и спорте, помогая студентам стать более уверенными, настойчивыми и успешными в своей деятельности. Физическая культура и спорт имеют большое значение в воспитании волевых качеств, обучая их самоконтролю, настойчивости, целеустремленности и другим важным качествам, необходимым для успешной работы у студентов.

Список литературы

  1. Сафаренко С.В. «Исследование волевых качеств учащихся как одного из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности», 2018г.
  2. Алешина А. С, Аношкина О.Б «Воспитание волевых качеств посредством занятия физической культурой и спортом», 2023г.
  3. Захарова А.В., Яшкина Е.М., Ожиганова М.В., Смирнова И.А. «Развитие волевых качеств студентов технического вуза стредствами физического воспитания», 2019г. – № 2.
  4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989
  5. Журнал «Международный журнал гуманитарных и естественных наук». Выпуск 3-4 (90), 2024г. Статья «Физические качества студента, формируемые в процессе занятия физической культурой»
  6. Стриханов М. Н., Савинков В. И «Физическая культура и спорт в вузах», 2024
  7. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.-с. 16-19.
Автор: Пожималин Вячеслав Николаевич