Элективный курс по физической культуре и спорту как средство формирования спортивного стиля жизни студентов

"Научный аспект №5-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 79

Пожималин Вячеслав Николаевич – доцент кафедры физической подготовки и спорта Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Малахова Ирина Витальевна – студент юридического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказания.

Аннотация: Повышение качества высшего образования в России требует перехода к современным подходам, особенно в сферах физической культуры, образования, развития студенческой молодежи и укрепления здоровья. Широко признано, что здоровье человека составляет основу его жизни, производительности, достижений, долголетия и общего благополучия. На здоровье влияет множество факторов, включая социально-экономические условия, гигиену, гигиену, факторы окружающей среды, выбор образа жизни, питание, инфраструктуру здравоохранения, образование и, что немаловажно, уровень физической активности человека.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, спорт, элективный курс по физической культуре, спортивный образ жизни, спортивно-ориентированное физического воспитание, спортивные секции, спортивно-оздоровительная деятельность, двигательная активность. 

Основными целями факультативов по физической культуре и спорту являются формирование физической культуры личности, подготовка к профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья.

При обсуждении социальной компетентности необходимо, чтобы учебные усилия были направлены на коллективное взаимодействие. Такая организация гарантирует, что физическое воспитание не будет упущено, а будет признано таким же важным, как и другие учебные предметы. Занятия физической активностью и спортом сыграют ключевую роль в формировании всесторонне развитой личности. Во время уроков, тренировок и соревнований студенты сталкиваются с физическими и этическими дилеммами. Эти задачи включают в себя приспособление к динамичной обстановке, соперничество с одногруппники, развитие навыков командной работы и совершенствование ключевых черт личности, таких как сила воли, уверенность, дисциплинированность и решимость. [2, С. 94.]

На специализированных занятиях по физической подготовке учащихся обучают оптимальным движениям, поощряют применение новых навыков в повседневной жизни, ознакамливают с принципами здоровья и гигиены. Результаты исследований подтверждают идею о том, что постоянное участие в физической активности может привести к улучшению общего состояния здоровья, повышению отзывчивости и улучшению когнитивных функций. Обоснование усиления школьных программ по физическому воспитанию учащихся проистекает из признания того, что благополучие детей, как и многих молодых людей, не соответствует должным образом текущим социальным стандартам.

Согласно опросу, проведенному студентами университетов в 2022 году, физические упражнения стали предпочтительным выбором для физического воспитания: уровень участия составляет 97,5%. Далее следовали легкая атлетика - 92,1%, подвижные спортивные игры - 85,4% и акробатическая гимнастика - 72,8%. Несмотря на популярность этих занятий, эксперты отмечают, что они не всегда соответствуют разнообразным интересам и предпочтениям каждого человека. В частности, среди многих участников наблюдается заметный разрыв между участием в традиционных видах спорта и посещением современных фитнес-центров. [8, С. 49]

Результаты показали недостаточное представительство таких дисциплин, как хоккей, стрельба и гандбол, в среде высшего образования. И наоборот, виды деятельности, которые особенно интересны учащимся, такие как тяжелая атлетика, регби, рапта, йога, кроссфит, плавание, настольный теннис и спортивное ориентирование, не получили должного приоритета в организации программы физического воспитания.

Было отмечено, что современные технологические достижения вызвали интерес у 48,8% участников опроса, которые смотрели видео и презентации и занимались компьютерными задачами. Несколько удивительно, что только около 8% респондентов выразили энтузиазм по поводу традиционных занятий по физическому воспитанию. Однако независимо от состояния здоровья значительное количество студентов проявило сильную мотивацию к повышению эффективности обучения физическому воспитанию.

Также, во многих учебных заведениях проходили опросы, которые показали, что студенты, которые занимаются спортом и присутствуют на большинстве занятий по физической культуре имеют более высокие оценки по остальным предметам, в том числе и на экзаменах, в отличие от студентов, которые не посещают или редко посещают элективный курс по физической культуре.

Достижения в области человеческого капитала широко признаны важными для социального и национального прогресса. Это предполагает воспитание здорового, физически активного, способного к социальному взаимодействию поколения, способного способствовать позитивному социальному росту и прогрессу.

Характеристики личности в значительной степени определяются ее индивидуальными способностями, однако исследования показывают, что данные показатели могут быть улучшены через активные занятия фитнесом. Многие ученые подтверждают прямую связь между уровнем интеллекта и физической подготовкой, одним из таких ученых является Евсеева О.Э., Евсеев С.П. [3. С. 4]

В исследовании Л. И. Лубышевой [6, С. 166] рассматриваются вопросы стимулирования мотивации к занятиям физическими упражнениями. Для достижения целей исследователям необходимы знания в области физической культуры и физической активности, мотивация к изучению физической активности, познавательный интерес, любознательность, проектная ориентация, включая постановку целей и планирование обучения физической активности. Некоторые важные показатели в рамках мотивационного компонента включают мотивационные навыки, эмоциональные навыки. выявлены удовлетворенность процессом и результатами обучения, а также оценочно-рефлексивные способности к самооценке и самокритике знаний, связанных с физической активностью.

Решение проблемы отстранения студентов от университетских курсов физического воспитания требует активного подхода для поощрения активного участия. Учитывая значительное снижение уровня здоровья и физической подготовки студентов по различным дисциплинам, крайне важно принять инновационные стратегии для повышения вовлеченности студентов в физическую активность, предусмотренную в академических программах.

Выделенные в публикации решения включают в себя внедрение факультативных занятий по физическому воспитанию и спорту, направленных на продвижение спортивно-ориентированного подхода к физическому воспитанию. Эти факультативы помогают учащимся заниматься физической активностью, тем самым улучшая их общее и физическое здоровье. Пропаганда здорового образа жизни и регулярной физической активности среди подростков является важной задачей современной образовательной сферы.

Для внедрения прочной приверженности к физической культуре и спорту, а также предотвращения развития вредных привычек, необходимо сосредоточиться на разработке системы позитивной мотивации. Это позволит каждому учащемуся самостоятельно осознать пользу занятий спортом на собственном опыте. Проведение совместных мероприятий, таких как интерактивные занятия с опытными спортсменами, может оказаться захватывающим опытом для студентов с различным академическим фоном. Подобные инициативы предоставляют уникальное представление о трансформационной силе спорта и могут вызвать отклик у студентов на персональном уровне, способствуя развитию культуры физического благополучия и участия в спортивных соревнованиях. [10, С. 170]

Последние достижения социального прогресса постоянно подчеркивают важность улучшения физического благополучия учащихся и подчеркивают, что физическое воспитание является важным активом. Продвижение естественной тенденции к постоянным физическим упражнениям следует поощрять не только посредством академических занятий, но и в ближайшие годы. Интеграция факультативов в физическое воспитание и спорт должна стать фундаментальным компонентом современной образовательной системы, поскольку она оказывает значительное влияние на развитие, обучение, укрепление здоровья, социальную интеграцию и культурное обогащение. Эти курсы служат мощными инструментами для формирования личности и укрепления черт характера, что в конечном итоге способствует повышению мастерства и социального взаимодействия студентов в выбранной ими карьере. Таким образом, повышение доступности факультативов по физическому воспитанию и спорту среди студентов способствует воспитанию активного образа жизни и пропаганде физической активности.

Список литературы

  1. Бондин В.И., Пономарева И.А., Почекаева Е.И. К вопросу о сущности и содержании понятия «оздоровительная физическая культура» // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2023. Вып. 8. С. 3–10.
  2. Влияние академических занятий физической культурой и занятий спортом во внеучебное время на представления студентов о физической культуре личности и общества (проблема глазами студентов) / С.А. Ляушева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Регионоведение: философия, история, социология, политология, культурология. 2022. № 1(294). С. 93–102.
  1. Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Новые подходы к определению понятий: объем, интенсивность и новизна тренировочных нагрузок // Адаптивная физическая культура. 2017. № 2(70). С. 4–5.
  2. Индивидуализация оздоровительных программ по физическому воспитанию студентов: монография / В.И. Бондин [и др.]. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2021. 172 с.
  3. Интериоризация студентами ценностей физической культуры при применении спортивно ориентированных форм физического воспитания / К.Д. Чермит [и др.] // Гуманитарий Юга России. 2022. Т. 11. № 3. С. 110– 119.
  4. Лубышева Л.И. Принцип конверсии спортивных технологий в оздоровительной физической культуре // Теория и практика физической культуры. 2023. № 6. С. 101.
  5. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. Логикометодологический анализ. М.: Мысль, 1983. 284 с.
  6. Образовательные и оздоровительные технологии физической культуры и спорта: коллект. монография / В.А. Магин [и др.]. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. 151 с.
  7. Питулин А.В., Черепенин Е.В., Манжелей И.В. Физкультурноспортивная проектная деятельность студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2022. № 2. С. 46–48.
  8. Пономарева И.А. Методологические знания и функции инновационного образования в оздоровительной физической культуре студентов бакалавриата // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 168–174.
Автор: Пожималин Вячеслав Николаевич