Повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов

"Научный аспект №5-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 796.011.1

Кизилова Елена Анатольевна – преподаватель кафедры «Физическое воспитание и начальная военная подготовка» Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Приднестровье, г. Бендеры.

Аннотация. Здоровье молодежи – первоочередная задача образовательной системы на всех ступенях, во многом зависит от двигательной активности и потребности подрастающего поколения в занятиях физической культурой и спортом. Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни формируется, в том числе, в образовательном процессе среднего и высшего профессионального образования. В статье представлены результаты разработки и апробирования педагогических условий, необходимых для повышения мотивации студентов университета к занятиям физической культурой и спортом. Предложенные автором педагогические условия в ходе исследования подтвердили свою эффективность и позволили повысить уровень мотивации студентов.

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, двигательная активность, физическое развитие, занятия физической культурой.

Современная молодежь подвержена ряду негативных факторов, снижающих их двигательную активность. Это, в первую очередь, повсеместное распространение смартфонов и доступность виртуальной социальной среды, во-вторых, не достаточная доступность спортивной инфраструктуры, а также низкий уровень мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. В концепции физического воспитания ПМР (Постановление Правительства ПМР от 10 декабря 2015 №318) [5] отмечается, что для воспитания здорового поколения необходимо создавать организационно-педагогические условия развития физической культуры личности.

Несмотря на то, что в общеобразовательных учреждениях закладываются основы физической культуры личности, двух часов в неделю в рамках занятия физической культуры, для этого явно недостаточно. При переходе в систему специального профессионального образования у обучающихся отмечаются низкий уровень состояния здоровья и физической подготовленности. Основной причиной такого положения дел является недостаточность устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Исследование двигательной активности выпускников показывает, что по окончании школы у большинства резко снижается количество времени, затрачиваемого на занятия физическими упражнениями [1, 3 и др.].

Потребность в занятиях физическими упражнениями у подростков зависит от степени мотивации. Изучению мотивационной сферы личности посвящены работы отечественных психологов (Е.П. Ильин, Д.А. Леонтьев, А.К.Маркова и др.) [2, 5 и др.]. Однако вопрос формирования мотивации в педагогическом процессе остается дискуссионным и требует глубокой теоретико-методической разработки. Отметим, что ценности, транслируемые физической культурой, в практике физического воспитания раскрыты и используются еще недостаточно широко. Не до конца разработаны методические подходы формирования мотивации средствами спортивных игр, а также соответствующий диагностический инструментарий.

В результате анализа теории и практики физического воспитания было выявлено противоречие между снижением интереса у подростков к занятиям физической культурой и ограниченным применением доступных средств физического воспитания для формирования у них мотивации в образовательной практике, что актуализирует разработку педагогических условий формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом в системе среднего и высшего профессионального образования.

Исходя из выявленного противоречия, была определена цель исследования – совершенствовать образовательный процесс по физической культуре в филиале университета, направленный на формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Исследование проводилась на базе Бендерского политехнического филиала ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко». Всего в исследовании приняли участие 120 обучающихся, возраст 15 -17 лет, из них юношей (n=78), девушек (n=42).

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом формируется на протяжении всей жизни человека, но в разные периоды имеет различные основания. Так, в более младшем возрасте, мотивы связаны с процессом деятельности и соответствием интересам занимающихся, а в более старшем мотивация ориентирована в большей степени на результат этой деятельности.

С целью определения мотивационной сферы студентов было проведено анкетирование «Оценка мотивации обучающихся к занятиям физической культурой», направленное на определение уровней сформированности мотивации, с учётом преобладающих видов мотив и интересов. В ходе анкетирования, студенты выражали свое отношение к занятиям физической культурой и спортом, оценивая в баллах (от 1 до 10) свое согласие с каждым из 29-ти утверждений, отражающих следующие мотивы: сохранение здоровья и внутренняя мотивация к здоровому образу жизни; положительные эмоции и удовлетворение потребностей; общение; и др.

В результате анкетирования студентов Бендерского политехнического филиала ГОУ «ПГУ им. Т.Г. Шевченко», было установлено, что мотивы различаются в зависимости от пола занимающихся. Так высокая индивидуальная оценка ведущего мотива «сохранение здоровья» и «внутренний мотив к здоровому образу жизни» был выявлен у 45% девушек и 28% юношей. Такие мотивы, как «приобретение практических навыков» и «положительные эмоции» являются ведущими у большинства (74%) опрошенных юношей, а у девушек лишь у 15%. Высоко выраженными мотивами являются «общение» и «соперничество» (68% юношей, 37% девушек), а вот мотив «самосовершенствование» является значительным для 35% всех юношей и 47% всех девушек.

Итоговый коэффициент мотивации у студентов филиала до начала эксперимента показал, что у студентов юношей средне выраженная мотивация к занятиям физической культурой (5,5 балла), а у девушек выраженность мотивации ниже среднего (4,5 балла).

Качественный анализ результатов анкетирования показал, что у студентов 15-17 лет ведущими мотивами являются: игра и развлечение (9 баллов); двигательная активность (8 баллов); удовольствие от движений (8 баллов); соперничество (8 баллов). Юноши ведущими указали мотивы, направленные на общение со сверстниками: соперничество (8 баллов); доминирование (8 баллов). Девушки ведущими мотивами указали физкультурно-спортивные интересы (9 баллов), самосовершенствование (7 баллов) и положительные эмоции (7 баллов) (рис. 1).

26ce37a5944e9c3

Рис.1. Оценка ведущих мотивов студентами филиала до начала эксперимента

Для формирования устойчивой положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом были разработаны педагогические условия:

  1. Проведение мониторинга уровня физического развития и состояния здоровья студентов на протяжении всего процесса обучения.
  2. Внедрение различных форм физического воспитания в соответствии с материально-технической базой учебного заведения.
  3. Формирование системы знаний об основах физического воспитания.

Реализация данных условий направлена на формирование мотивов укрепления здоровья и профилактики заболеваний; получения удовольствия от занятий спортом и взаимодействия со сверстниками во время занятий; удовлетворение интересов студентов.

Реализация педагогических условий включала следующие этапы:

  1. Диагностический:
  • определение ведущих мотивов к занятиям физической культурой и спортом;
  • оценка уровня мотивации обучающихся.
  1. Мотивационно-деятельностный:
  • составление тематического планирования учебных и внеучебных форм занятий физической культурой и спортом;
  • организация учебно-воспитательной работы (урочной и внеурочной): проведение занятий, спортивно-массовых мероприятий и т.д.
  1. Контрольный:
  • получение объективных данных о динамике сформированности мотивов к занятиям физической культурой и спортом.

Важным звеном реализации педагогических условий формирования мотивации являлось использование спортивных игр во всех формах организации занятий со студентами. Формирование мотивации к занятиям физической культурой проходило посредством применения методических приемов, позволяющих студентам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность. Для этого использовались спортивно-массовые мероприятия, включенные в план воспитательной работы филиала:

  • Спартакиада колледжа по видам спорта;
  • Физкультурно-оздоровительное мероприятие «День здоровья»
  • Турниры по спортивным играм (футбол, баскетбол, волейбол), посвященные знаменательным датам (День Республики, День защитника Отечества, международный женский день, всемирный день здоровья и т.д.).

К участию в таких мероприятиях привлекалось максимально, возможное количество студентов, отнесенных к основной медицинской группе. Таким образом, через участие в спортивных мероприятиях, студенты приобщаются к спорту, у них формируется потребность заниматься физическими упражнениями, участвовать в соревнованиях, достигать значимых для них самих успехов.

Большое значение в ходе реализации педагогических условий повышения мотивации уделялось популяризации физической культуры, для чего нами было предложено в ходе педагогического эксперимента провести следующие мероприятия:

  • организовать фотовыставку ««Физическая культура и спорт в моей жизни»;
  • проводить видеозаписи в режиме любительской съемки занятий и соревнований, для дальнейшего создания фото и видео фонда спортивной сферы учебно-воспитательной деятельности колледжа;
  • создать учебно-методическое сопровождение занятий физической культурой и споротом в доступной цифровой среды (электронные методические рекомендации и т.д.

Достижения цели формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом способствует также организация спартакиады по спортивным играм, спортивные конкурсы, викторины, праздники. В филиале традиционно проводятся турниры по баскетболу, мини-футболу, волейболу и настольному теннису. Открыты группы для секционных занятий и подготовке к участию в соревнованиях по этим видам спорта. Также, повышению интереса к занятиям физической культурой способствовали игры и игровые ситуации, построенные на умении применения изученных технических элементов спортивных игр; упражнения-соревнования по упрощенным правилам баскетбола, волейбола, футбола.

Следует отметить, что применение на занятии двусторонних и учебных игр зачастую провоцирует возникновение конфликтных или спорных ситуаций. Профилактикой возникновения подобных отрицательных моментов является объективное судейство, а также применение различных игровых приемов, когда необходимо переключить внимание на другой вид деятельности, например, остановить игру и дать задание: выполнить штрафные броски, продолжая счет игры и т.п. Изменения в содержании мотивов после эксперимента отражены в диаграмме (рис. 2).

fc270e58f4338241

Рис. 2. Оценка ведущих мотивов студентов филиала после эксперимента

Качественный анализ результатов анкетирования показал, что по окончанию педагогического эксперимента по реализации педагогических условий формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов филиала, ведущие мотивы изменились: игра и развлечение у юношей до 8,5 баллов, у девушек до 7 баллов; двигательная активность до 8 баллов у юношей и девушек; удовольствие от движений до 9 баллов и 8 баллов соответственно, а мотив соперничество (5 баллов) у юношей стал менее выраженным, а у девушек вырос до 6 баллов. Таким образом, у юношей ведущими стали мотивы, направленные на реализацию физкультурно-спортивных интересов и получение удовольствия (9 баллов), получение положительных эмоций и самосовершенствования (8 баллов). У девушек ведущими мотивами являются двигательная активность, доминирование и удовлетворение физкультурно-спортивных интересов (8 баллов).

Сравнение изменений итогового коэффициента мотивации у студентов филиала за время эксперимента показал, что и у юношей, и у девушек мотивация к занятиям физической культурой и спортом выросла до выраженной и составила 7,8 балла и 7 баллов соответственно.

Выводы. Основными мотивами к занятиям физической культурой у студентов являются потребности в движении, желании общаться со сверстниками, укреплять и поддерживать здоровье, совершенствовать двигательные умения и навыки, получать положительные эмоции. Предложенные нами педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом учитывают мотивы студентов, их интересы, а также традиции и возможности материально-технической базы филиала. Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показал, что у 85% юношей и 79% девушек, принявших участие в эксперименте, уровень сформированности мотивов вырос, что подтверждает эффективность разработанных нами педагогических условий формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов.

Список литературы

  1. Бальсевич В.К. Концепция физического воспитания детей и молодежи. Матер. Междунар. конгресса «Физическая культура, спорт и здоровье нации». СПб., 1996. С. 25-33.
  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  3. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика. физ. культуры. 1997. № 6. С.10-15.
  4. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
  5. Постановление Правительства ПМР от 10 декабря 2015 №318//режим доступа www.minpros.info

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Кизилова Елена Анатольевна