УДК 796.912

Применение средств актерского мастерства для повышения оценок за компоненты соревновательных программ фигуристов

Китаева Наталья Владимировна – старший преподаватель кафедры теории и методики конькобежного спорта, фигурного катания на коньках и кёрлинга Российского университета спорта «ГЦОЛИФК»

Титкова Олеся Олеговна – студент тренерского факультета Российского университета спорта «ГЦОЛИФК»

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей применения средств актерского мастерства в фигурном катании на коньках на учебно-тренировочном этапе подготовки. Оптимизация выбранных упражнений проводилась совместно со специалистами по актерскому мастерству, что позволило разработать комплексы средств для ледовой и внеледовой подготовки фигуристов. В результате педагогического эксперимента у спортсменов повысились оценки за компоненты программы.

Ключевые слова: фигурное катание на коньках, одиночное катание, учебно-тренировочный этап подготовки, оценки за компоненты программы, актерское мастерство.

В последние годы уровень мастерства фигуристов стремительно растёт, и высокая конкуренция требует от тренеров и спортсменов совершенствования всех аспектов соревновательных программ, которые могут быть оценены судьями и принести большее количество баллов.

В видах спорта со сложной координацией важен анализ соревновательной оценки, ее компонентов и факторов ее определяющих [2]. Уже в возрасте 12- 14 лет фигуристы в своем арсенале имеют не только полный комплект всех видов прыжковых элементов в 3 оборота, каскадов и комбинаций из них, а также успешные попытки на соревнованиях прыжков в 4 оборота и Акселя в 3,5 оборота, при этом зачастую оценка за компоненты значительно отстает от технической [1].

К компонентам программы по действующей системе судейства Международного союза конькобежцев ISU относятся [4]:

  • композиция (Composition) – интеллектуально осмысленное и/или оригинальное оформление всех типов движений фигурного катания в осмысленное целое в соответствии с принципами пропорции, единства, пространства, рисунка и музыкальной структуры;
  • представление (Presentation) – демонстрация вовлеченности, участия и заинтересованности, основанная на понимании музыки и композиции;
  • мастерство катания (Skating skills) – способность спортсмена использовать терминологию фигурного катания (шаги, повороты, движения на коньках) при контроле тела во время их исполнения.

Выразить музыку, интерпретировать ее на льду – значит создать такую программу, которая придаст истинную художественно-образную значимость языку ледовой хореографии и сделает ее носителем эмоционально-поэтической информации. Очень важно раскрыть эмоциональный смысл и характер музыки, в противном случае программа будет выглядеть как сумбурный набор элементов [3].

Совместно со специалистами по актерскому мастерству из ведущих театральных учебных заведений и театров г. Москвы и г. Ярославля был осуществлен отбор наиболее подходящих упражнений по актерскому мастерству из специальной литературы, а также из их профессионального опыта. Отобранные упражнения были тщательно проработаны и адаптированы под специфику фигурного катания на коньках. Разработаны 2 блока упражнений, выполняемых во внеледовых условиях и на льду. Фрагмент комплекса приведен в табл. 1.

Таблица 1. Фрагмент комплекса упражнений по актёрскому мастерству для занятий во внеледовых условиях

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

1

Упражнение «Юлий Цезарь». Спортсменам дается задание, изобразить одновременно несколько действий, например, завтракать, читать, писать послание, пританцовывать и т.д.

30-40 секунд

Важно каждое действие выполнять качественно, не забывая про эмоциональность каждого эпизода

2

Упражнение «Воссоздание ситуации». Например, восстановить в памяти сегодняшний день, начиная с пробуждения, воссоздать зримую картину течения жизни и прожить ее; вспомнить в подробностях: самый смешной, самый нелепый, самый страшный случай в своей жизни, прожить его заново.

1 минута

Еще примеры заданий: воссоздать и прожить ощущения: предельный холод, мороз, жара, обливание ледяной водой, ливень, горячий песок, ветер и т.д.; вспомнить и прожить разные «времена и события»: раннее утро, полночь, час пик, день рождения, Новый год

3

Упражнение «Память физических действий и ощущений». Преподаватель задает простейшие физические действия и спортсмены пытаются восстановить их во всех подробностях с воображаемыми предметами, например, нанизывать бисер на воображаемую нитку, чтобы изготовить бусы; вдеть нитку в иголку и пришить заплатку или пуговицу и т.д.

3 повторения по 30 секунд

Имитация физических действий должна быть как можно более точной, особенно мелкие движения пальцами

В комплекс упражнений для занятий в зале вошло разминочное упражнение для повышения сосредоточенности спортсменов, включения их в работу, раскрепощения и координации. Остальные специально-подготовительные упражнения должны помогать спортсменам развивать свою фантазию, эмоциональность и артистичность.

Для обоснования эффективности применения разработанных комплексов произведено сравнение оценок за компоненты программ фигуристов, участвующих в исследовании, в начале и по окончании педагогического эксперимента (рис. 1).

14d3285d7ee73d2

Рисунок 1. Гистограмма динамики средней оценки за компоненты программы в КГ и ЭГ, баллы

По окончании педагогического эксперимента сумма оценок за компоненты программ спортсменов экспериментальной группы повысилась на 17%. В контрольной группе этот показатель вырос лишь на 4,6%. Стабильный положительный прирост оценок за компоненты положительно сказался на общей сумме баллов за выступление и позволил фигуристам повысить свое положение в турнирных таблицах к окончанию исследуемого периода.

Список литературы

  1. Жгун, Е.В. Возрастные аспекты участников Олимпийских игр 2022 в одиночном фигурном катании на коньках / Е.В. Жгун, А.В. Смирнова, О.О. Титкова // Актуальные проблемы спортивной подготовки в конькобежном спорте, шорт-треке, фигурном катании на коньках : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры теории и методики конькобежного спорта, Челябинск, 10 ноября 2022 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. – С. 106-113.
  2. Жгун, Е.В. Структура и содержание курса по актерскому мастерству для фигуристов учебно-тренировочного этапа / Е.В. Жгун, М. Иванова, Л.В. Кузнецова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2023. – № 6(220). – С. 127-131. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p127-131.
  3. Невская, А.А. Оптимизация построения соревновательных программ по фигурному катанию на коньках у юниоров / А.А. Невская, И.В. Мартыненко // актуальные проблемы спортивной подготовки в конькобежном спорте, шорт-треке, фигурном катании на коньках : Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры теории и методики конькобежного спорта, челябинск, 10 ноября 2022 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2022. – С. 235-239.
  4. ISU Special regulations & technical rules single & pair skating and ice dance: ISU edition: ISU, 2022. - 128 p.

Интересная статья? Поделись ей с другими: